Главная » Стиль жизни » Сибирский балет на мадридской сцене: итоги гастролей

Сибирский балет на мадридской сцене: итоги гастролей

В разгар лета балетная труппа Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с честью представила Сибирь на сцене мадридского Королевского оперного театра Real. Для театра эти шесть дней стали безусловным подтверждением его профессионального и художественного уровня. «КС» первым предлагает читателям эксклюзивные подробности гастролей.

Первые гастроли нашей балетной труппы на престижной сценической площадке Королевского театра состоялись с 23 по 28 июня 2011 года. В течение шести вечеров испанская публика наслаждалась «Лебединым озером», этим идеальным образцом романтического балета, который принято считать визитной карточкой русской балетной школы. Гастроли прошли с успехом: зрители щедро аплодировали и даже вставали, хотя это не очень принято у европейцев, критика дала положительные отзывы.

Престижная гастрольная поездка новосибирского оперного состоялась во многом благодаря уже имеющейся у театра репутации. В прошлом году театр представлял в парижском Theatre du Chatelet обширную балетную программу, включающую «Баядерку» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, программу одноактных балетов Дж. Баланчина и Балет-гала — всего 18 представлений. Гастроли прошли с большим успехом. Директор НГАТОиБ Борис Мездрич рассказал нам, что в зрительном зале присутствовал художественный руководитель Королевского театра Real господин Жерар Мортье. После просмотра программы он принял решение пригласить наш театр в Мадрид.

Сам Королевский театр заслуживает отдельного рассказа. «Это первый театр страны, который не нуждается в рекламе. На этой сцене идут только первоклассные спектакли, выступают только лучшие коллективы мира. Безупречная репутация театра Real гарантировала нам полные залы, и мы не подвели принимающую сторону. Несмотря на то что некоторые считали этот гастрольный проект рискованным, на ужине после первого же представления представители руководства театра выразили свое удовлетворение и пожелали нам успешного продолжения гастролей», — поделился впечатлениями Игорь Зеленский, художественный руководитель балета НГАТОиБ.

Real расположен на главной площади Мадрида, напротив Королевского дворца, в великолепном пятиэтажном здании шестигранной формы. В течение 50 лет он претерпевал поэтапную реконструкцию, результатом которой стало создание удивительно красивого и удобного современного театра. «С технической точки зрения все оборудовано удивительно хорошо: зрительный зал, сценическая часть, закулисное пространство, инженерия. В театре существует несколько полноценных сценических площадок, расположенных друг под другом. Одновременно с нашими репетициями и выступлениями на нижней сцене шла подготовка к опере «Тоска», монтировались масштабные декорации. Как только окончились наши гастроли, сцены поменялись местами, и уже на следующий вечер зрители смогли видеть новый спектакль. Великолепная организация и экономия времени», — рассказал Борис Мездрич.

Новосибирская труппа работала в прекрасных условиях: при организации гастролей были учтены все нюансы, вплоть до качественного питания и проживания в хорошем отеле, с артистами работал очень внимательный и доброжелательный персонал. К тому же сценическое устройство Королевского оперного театра таково, что танцовщики не испытывали практически никаких неудобств: вместимость зала, размеры и наклон сцены обоих театров сходны. Важно отметить, что мадридская сцена покрыта точно таким же профессиональным балетным покрытием, что и родная сцена и репетиционные залы, так что артисты могли танцевать уверенно и безопасно. Кстати, в Мадриде труппа в полном составе побывала в знаменитом музее Прадо, а одна из балерин даже задержалась в Испании для изучения искусства фламенко.

Несмотря на то что арифметика больших гастролей складывается каждый раз по-разному, в данном случае практически все расходы, включая проезд, проживание, доставку декораций и реквизита и гонорары артистов, взяла на себя приглашающая сторона. Сибиряки были благодарны Королевскому театру за четкую организационную работу, благодаря которой труппа смогла полностью сосредоточиться на творческой стороне гастролей. Нам оставалось только одно — показать испанцам лучшее, на что мы способны.

Театр привез в Мадрид постановку «Лебединого озера» 2010 года, которую отличают четкое следование лучшим хореографическим традициям, великолепная сценография Луизы Спинателли и возвращение дореволюционного трагического финала. «Пожалуй, на этих гастролях нам было даже легче, чем дома, где каждый день идет новый спектакль. «Лебединое озеро» — балет, который вошел в плоть и кровь наших артистов. Во время прошлогодних парижских гастролей было гораздо сложнее», — вспоминает Игорь Зеленский.

После первого же спектакля большинство испанских критиков отметили художественную цельность спектаклей. «Если сценографии и музыке удалось погрузить нас с легкостью в магическую и романтическую атмосферу, проистекающую из музыки Чайковского, то танец нас совершенно обворожил», — восхищается Лола Рамирес на balletymas.com. «Как все ансамбли родом из бывшего СССР, они отлично знают то, что танцуют, и стилистически труппа безупречна. Эти названия балетов у них в крови, они — прямые наследники их создателей и говорят на балетном языке без всякого акцента», — говорит о наших танцорах Хулио Браво, «АВС».

Главные партии исполняли три пары солистов, каждая из которых вышла на сцену дважды. Гастроли открыли Олеся Новикова и Леонид Сарафанов, приглашенные из Мариинского и Михайловского театров соответственно. Хулия Мартин из «Мадрид эль Мундо» описывает характер их танца как «уверенный и естественный, расслабленный и красивый, обращающий на себя внимание взволнованными русскими позами». Также на сцену вышли новосибирские танцовщики: Светлана Свинко (вместо Елены Востротиной) и Роман Полковников, и Наталья Ершова, станцевавшая с Иваном Кузнецовым и Семеном Величко.

Испанские критики высоко оценили общий уровень НГАТОиБ, поставив его в один ряд с Большим и Мариинским театрами. «Большеформатные русские труппы следуют определенным канонам, которые, если к ним относятся с глубоким уважением, как в данном случае, производят на зрителя сильное и приятное впечатление. С чувством удовлетворения можно сказать, что побывал на хорошем вечере классического балета, с серьезной подготовкой, красивым оформлением и подачей», — отметил Роджер Салас, «Эль Паис Мадрид».

Однако не обошлось и без некоторых сюрпризов. Во-первых, на репетиции выяснилось, что не все музыканты оркестра театра Real одинаково хорошо знакомы с партитурой Чайковского. Однако под руководством Евгения Волынского оркестр зазвучал гармонично и стройно, проникшись очарованием музыкального шедевра Чайковского. Критика высоко оценила работу новосибирского дирижера, который мастерски руководил интернациональным коллективом оркестра, а публика наградила результат их совместных усилий горячими аплодисментами.

Во-вторых, Елена Востротина, одна из исполнительниц главной партии, из-за травмы не смогла прибыть для участия в спектакле. «Необходимо было найти выход из этой ситуации, и мы пошли на срочный ввод. Заболевшую балерину достойно заменила молодая артистка нашего театра Светлана Свинко. К счастью, раньше она уже танцевала па-де-де черного лебедя в концертном исполнении, а в Мадриде сделала невозможное — за неделю выучила всю партию Одетты-Одиллии и станцевала спектакль целиком. Спектакль прошел успешно, а удачный дебют Светланы был замечен господином Мортье», — рассказал Игорь Зеленский. Партнером Светланы был Роман Полковников, прекрасный опытный танцовщик, который, поддержав дебютантку в прямом и переносном смыслах, помог ей справиться с волнением. До этого памятного выхода на мадридскую сцену балерина, состоящая в труппе нашего театра с 2009 года, также танцевала Фею Драже в «Щелкунчике», Мирту в «Жизели», Гамзатти в «Баядерке» и другие партии, успешно участвовала в конкурсах и выезжала на гастроли.

«В России сегодня, к сожалению, гастрольная деятельность оперного театра практически неосуществима, можно говорить только о разовых выездах отдельных спектаклей на фестивали. Поэтому для нас так важны зарубежные гастроли. Это новый опыт, новая публика, новая сцена, знакомство с жизнью и культурой другой страны», — отметил Борис Мездрич. Уже в этом сезоне новосибирский театр оперы и балета отправится с «Лебединым озером» на гастроли в Сеул и Монреаль, ведутся переговоры с Токийским театром, обсуждаются перспективы дальнейшего сотрудничества с мадридским театром Real.

Новосибирскую публику не может не радовать тот факт, что уже два года подряд театр выезжает в эпицентры балетного искусства. Это очень важно, так как позволяет труппе получить уникальный опыт, помогает поддержать имидж театра, который уже вошел в обойму серьезных коллективов. Однако репутацию предстоит подтверждать каждой премьерой, каждым спектаклем, и это залог того, что мы все чаще будем видеть на любимой сцене балет мирового класса.



Comments are closed.

Так же в номере