Главная » ИТ » Сибирский M2M: перспективы развития

Сибирский M2M: перспективы развития

Сибирь опережает остальную Россию по темпам внедрения сервиса machine-to-machine, обеспечивающего передачу данных по каналам сотовой связи. Мобильные операторы уверены, что данное направление является одним из наиболее перспективных. Однако эксперты высказываются с большей осторожностью, считая, что для широкого внедрения услуги компаниям предстоит решить ряд серьезных проблем.

Сотовые операторы отмечают уверенное увеличение спроса на услугу Machine-to-machine (М2М), причем рост в СФО превышает общероссийские показатели. Одним из лидеров в этом направлении является Красноярский край. Количество зарегистрированных пользователей сервиса М2М сотовые операторы не раскрывают. Однако по неофициальным данным всего в регионе на этом направлении действует около 170 тыс. sim-карт. Данную услугу предоставляют все работающие в регионе операторы: «Билайн», «МегаФон», МТС и ЕТК. Небольшую долю имеет также Tele2, которая работает здесь только на территории Эвенкии, хотя имеет позиции в других регионах СФО: Новосибирской, Томской, Кемеровской и Омской областях.

По данным МТС, выручка от этой сферы деятельности сейчас составляет здесь около 15% от всех доходов по корпоративным клиентам, но в ближайшие несколько лет, по оценке аналитиков оператора, эта доля достигнет 30%. Число sim-карт, задействованных в таких сервисах, за год в крае возросло в 2,5 раза, а количество клиентов — на 30% (в последующие годы ожидается рост этого показателя до 40%). Всего таким сервисом пользуются более 40% корпоративных клиентов данного оператора.

Объем переданного трафика у указанной компании в сегменте М2М в крае за год возрос в пять раз, а выручка — более чем на 70%. Причем по этим показателям Красноярский край существенно превосходит общесибирский уровень, где эти показатели составляют 3,5 раза и 40% соответственно.

В основном М2М-сервисы в крае используются для мониторинга и управления транспортом (45%), удаленных измерений показателей датчиков (20%), обслуживания банкоматов и платежных систем (20%), противоугонных систем (5%).

«Надо понимать, что нынешнее распределение по использованию sim-карт не вполне отражает финансовую сторону. Так, сервис М2М в банкоматах, где задействована лишь пятая часть карт, генерирует существенно больше трафика и, следовательно, вызывает куда больший интерес операторов, чем другие сферы», — поясняет главный редактор специализированного портала о телекоммуникациях Сибири sibir-ix.ru Артем Щетников.

В руководстве компании МТС заявляют о перспективности данного направления бизнеса.

«Красноярский край — это крупнейший сырьевой регион с уникальными ресурсами, рост применения новейших телекоммуникационных технологий говорит о том, что экономика края развивается интенсивным инновационным путем. Все больше компаний ищут возможности повышения эффективности бизнес-процессов. И наши многочисленные проекты показывают, что внедрение М2М в системы контроля и управления позволяет сократить операционные затраты компаний-клиентов, во многом снизить аварийность и повысить качество жизни населения региона», — прокомментировала директор филиала МТС в Красноярском крае Ольга Медведева.

PR-менеджер новосибирского филиала Tele2 Анастасия Гетьман заявляет еще более смелый прогноз по развитию М2М. По ее оценке, рост может составить десятки раз.

«У Tele2 есть все шансы получить неплохую долю рынка М2М в регионах, так как наше ценовое предложение традиционно более привлекательное, чем у конкурентов. Конечно, у конкурентов есть некоторое преимущество, связанное с большей долей в сегменте В2В, но основные пользователи М2М — транспортные компании, предприятия ЖКХ, муниципальный транспорт — не охвачены как раз в регионах. С учетом прогнозируемого двадцатикратного роста рынка М2М в ближайшие 5-6 лет на нем найдется место всем операторам», — отмечает она.

В компании МТС согласились с перспективами направления М2М, однако такие сферы, как транспорт и ЖКХ, считают здесь, уже в достаточной мере им охвачены.

В красноярском филиале компании «МегаФон» не назвали конкретных показателей, однако подтвердили перспективность направления.

«В основном услуги М2М востребованы среди компаний, занимающихся мониторингом автотранспортных средств, охранно-пожарной деятельностью. Также используются в банковских, платежных терминалах, специализированных счетчиках, датчиках. Основные преимущества использования услуг М2М — это их мобильность и быстрая скорость запуска. М2М применяется в проектах, в которых экономически нецелесообразно подведение проводной инфраструктуры для обеспечения контроля оборудования. В настоящее время услуги М2М в России находятся на первоначальном этапе становления, поэтому их проникновение еще незначительно и практически не влияет на общую структуру выручки. Но перспективы развития колоссальны! В будущем практически каждый прибор, устройство можно будет оснастить специальным чипом, чтобы управлять им на расстоянии», — прокомментировал специалист по связям с общественностью Красноярского филиала «МегаФона» Роман Ушаков.

В компании ЕТК оценивают ежегодный прирост своей абонентской базы в сегменте М2М в 5-7%. Примерно в 5% они ожидают роста этого рынка в 2012 году. При этом, по словам начальника отдела развития бизнеса ЗАО «ЕТК» Евгения Куренного, развитие здесь зависит не только от самих операторов, но и от клиентов и их восприимчивости к новым технологиям.

«Там, где у нас есть сети, мы готовы удовлетворить все потребности наших клиентов. И тут, хочу заметить, ЕТК вне конкуренции — во многих территориях Красноярского края присутствует только «Енисейтелеком». Поэтому клиенты выбирают нас, и мы им за это благодарны», — отметил он.

Артем Щетников в свою очередь воспринимает эти заявления с некоторым скепсисом.

«Однозначно, в будущем сервис М2М станет важной частью жизни и существенной статьей доходов сотовых операторов. И действительно, сибирские регионы движутся в этом направлении опережающими темпами по сравнению с остальной страной. Однако не думаю, что все произойдет так быстро. Для рядовых красноярских предпринимателей такое направление пока является специфичным, пройдет немало времени, прежде чем они найдут ему достойное применение в своем бизнесе. Есть огрехи и у самих операторов — если даже в краевом центре пока встречаются «мертвые зоны», то в отдаленных территориях края трафик тем более идет со значительным замедлением. И это, мне кажется, основной тормоз развития данного направления», — считает эксперт.



Comments are closed.

Так же в номере