Главная » Авто » На перепутье

На перепутье

В первом полугодии 2012 года в Сибири было продано почти 100 тысяч новых автомобилей, что на 24% превосходит показатели аналогичного периода прошлого года и более чем в два раза — позапрошлого. Общероссийский рынок в очередной раз демонстрирует более скромные показатели — 14% роста. Наибольший вклад в общесибирскую «копилку» вносит Красноярск, на который приходится 22% всех региональных продаж, а Новосибирску по этому показателю уже едва наступает на пятки Кемерово. Хорошие текущие результаты дают авторитейлерам повод для оптимизма, с другой стороны, определенности ни у кого нет, и большинство дилеров находится в томительном ожидании того, как все же рынок будет развиваться в дальнейшем.

В сравнении с первым полугодием 2011 года состав Топ-10 сибирских брендов претерпел ряд изменений, но лидеры рейтинга не утратили своих позиций. Так, по показателю продаж 1-е место удерживает бессменный «АвтоВАЗ». Несмотря на более чем двукратный перевес в сравнении с ближайшим преследователем в лице Toyota, продажи Lada в Сибири все же упали на 6%. И это при том, что все остальные члены Топ-10 сумели нарастить свои показатели на рынке. Тревожным сигналом для «АвтоВАЗа» может служить и то, что в Иркутске марка впервые даже уступила по продажам Toyota. Такие результаты прежде всего объясняются сворачиванием госпрограммы утилизации, которая очень помогла заводу в кризис. Свою уязвимость перед конкурентами понимает и сам «АвтоВАЗ», именно поэтому завод решил взять Сибирь количеством. Так, в первом полугодии тольяттинский гигант анонсировал удвоение количества дилеров в Новосибирске, подписав протокол о намерениях сразу с тремя партнерами. Таким образом, в ближайшие годы количество авторизованных точек продаж Lada в Новосибирске увеличится до шести салонов. Первый из них был уже открыт компанией «СЛК-Моторс» на площадке бывшего «Автолэнда». В следующем году дилерский центр откроет действующий партнер завода — ООО «Автоцентр», а в 2014 году — ГК «МАКС Моторс». Не менее активно «АвтоВАЗ» осваивает и другие города Сибири. Так, в Омске в начале года свою работу с маркой начал «Автоцентр на Кордном». Эта компания ранее являлась одним из самых крупных игроков местного рынка, однако в кризис была вынужден заморозить деятельность по дилерским контрактам.

Лидером среди иномарок по-прежнему остается Toyota, хотя в целом по стране она занимает лишь 8-ую строчку, к тому же уступая Nissan. Можно констатировать, что концерну Toyota удалось оправиться после произошедшей в прошлом году трагедии в Стране Восходящего солнца и вернуть себе лидерство, в том числе и в Новосибирске, «оттеснив» Hyundai на вторую строчку. Примечательно и то, что Toyota удерживает 1-е место среди иномарок, по-прежнему имея в «городах-миллионниках» лишь по одному дилеру, в то время как та же KIA берет в том числе количеством. Также стоит отметить, что в отличие от конкурентов продажи Toyota обеспечивает не одна модель, а сразу три — как и прежде, это известные по вторичному рынку Corolla, Camry, и RAV4.

Впрочем, наиболее важными изменениями в сибирском Топ-10 можно считать как раз дальнейшее укрепление позиций корейских брендов. Так, марке Hyundai впервые удалось обогнать такого сильного соперника, как Chevrolet, и занять 3-е место в «общем зачете». В свою очередь KIA обогнала Renault и заняла пятую строчку в рейтинге. Похожие результаты оба бренда демонстрируют и в целом по России, хотя там KIA уже идет впереди Hyundai. Высокие позиции обеих марок прежде всего обусловлены наличием одной «пробивной» бюджетной модели — у Hyundai это, бесспорно, Solaris, ставший лидером по продажам среди всех иномарок, а у KIA — новый Rio, который, кстати, построен на общей платформе с Solaris. Но если на Solaris у Hyundai приходится 67% всех продаж, что существенно превосходит показатели по другим моделям, то у KIA модель Rio приобретают в 47% случаев. Гораздо скромнее у обеих марок продаются внедорожники Hyundai ix35 и KIA Sportage, однако именно они упорно занимают вторую строчку по популярности в модельном ряду марок с показателем 14%/20% соответственно.

Что касается плотности дилерской сети в Сибири, то в первом полугодии KIA в основном продолжила открывать уже намеченные к запуску салоны. В частности, в начале года марка восстановила присутствие в Томске после отказа от перезаключения дилерского договора с «Велес-40», представлявшего интересы марки с 1995 года. Новым дилером стала компания «Сто Коней», которая уже открыла полнофункциональный салон KIA в Томске. Также в первом полугодии KIA запустила второй дилерский центр в Новосибирске — интересы марки, кроме «Сармата», стала представлять «АвтоСтар-Азия», аффилированная с известным новосибирским бизнесменом Дмитрием Малаховым. Также уже в этом году откроется третий дилерский центр марки в Новосибирске. Его строительство заканчивает компания «Альт-Парк» Михаила Мошкина и Дмитрия Новикова. Этот салон будет расположен прямо напротив IKEA на улице Ватутина. Подобные меры должны помочь KIA подняться выше 7-й строчки по Новосибирску, где она располагается сейчас. Hyundai же в свою очередь вместе со своими текущими партнерами продолжает открывать новые салоны и тем самым наращивать свое присутствие и как следствие продажи. В частности, запуск вторых салонов помог марке подняться в Красноярске с 7-й на 3-ю строчку, а в Омске — с 5-й на 3-ю. А в Барнауле усилиями одного дилера Hyundai вообще смог оказаться на 1-м месте среди иномарок. На этом фоне не так хорошо обстоят дела марки в Иркутске, где Hyundai «откатилась» с 5-го на 8-е место, зато KIA значительно усилила свои позиции.

Кроме корейских производителей, в Топ-10 улучшил свои позиции Nissan. Отныне он занимает 6-ю строчку, что на одну ступень выше, чем год назад. Таких позиций Nissan помогла достичь внедорожная линейка. Так, пятая часть всех продаж японской марки приходится на маленький кроссовер Juke, которому удалось обогнать по этому показателю даже бессменного лидера модельного ряда Nissan — «старшую» модель Qashqai. А третье место по продажам у Nissan занял уже полноценный внедорожник X-Trail.

Именно наличие полноприводных автомобилей в модельном ряде позволило марке укрепиться в Восточной Сибири. Так, пятая часть всех продаж Nissan в Сибири пришлась на Иркутск, который с большим отрывом обогнал по этому показателю другие города региона. Интересы марки в самом восточном городе Сибири представляет компания «Агат-Авто», открывшая полнофункциональный салон марки в прошлом году. Также позиции Nissan должны усилиться за счет Новосибирска — в мае у Nissan в городе появился второй официальный дилер в лице новообразованной компании «Сибирские Моторы», сумевшей победить в тендере как крупных локальных авторитейлеров, в частности «МАКС Моторс», так и федеральных игроков в лице РРТ. При этом собственниками «Сибирских Моторов» являются московские инвесторы («Ренессанс Груп»), а директором — Олег Манушевич, ранее занимавший пост управляющего директора первого дилера Nissan — ГК «СЛК-Моторс». Таким образом, японская марка должна усилить свои позиции в регионе, хотя пока она располагается только на 8-й строчке по Новосибирску. Вслед за столицей Сибири Nissan планирует усилить позиции и найти второго партнера и в Красноярске, сейчас в городе проводится соответствующий тендер. В других городах Сибири Nissan удалось укрепить позиции с уже текущими партнерами. В частности, с 10-го на 6-е место удалось подняться Nissan в Томске. Однако это характерно не для всех городов. Так, на этом фоне марка немного потеряла в Омске, переместившись с 4-й на 6-ю строчку.

Также очевидный рывок осуществил немецкий Volkswagen, переместившийся с 11-го на 8-е место и выросший на 114%. Тем самым марке удалось немного приблизиться к своему общероссийскому уровню (6-t место). Основным «драйвером» роста немцев, как и в случае с Hyundai, стало наличие в линейке компании бюджетного автомобиля — Polo Sedan. Достаточно неплохо в сравнении с другими моделями продается и компактный внедорожник Tiguan. Что касается развития дилерской сети, то в первом полугодии у марки запустился второй официальный дилер в Новосибирске — ГК «Автомир», который начал применять агрессивную маркетинговую и рекламную политику. Примечательно, что в других сибирских городах при назначении вторых дилеров приоритет отдавался действующим партнерам, однако в Новосибирске Volkswagen решил не «класть все яйца в одну корзину». Впрочем, первый дилер марки — ГК «МАКС Моторс» — не видит проблем в появлении конкурента, напротив, отмечая, что такая ситуация позволяет не сидеть на месте, а двигаться дальше и улучшать свой бизнес. Такая конкуренция пошла на пользу и марке — так, Volkswagen впервые вышел на 6-t место по продажам в Новосибирске. Также немецкая марка имеет все шансы усилиться и в Томске, где Volkswagen открыл полнофункциональный салон. Позитивным индикатором можно считать и то, что марка впервые попала в Топ-10 в Кемерове, расположившись сразу на 7-й строчке.

На этом фоне ослабили свои позиции Renault, Ford и Chevrolet. Французская марка росла с тем же темпом, как и сам рынок, в то время как ее конкуренты продемонстрировали более выдающиеся показатели. Бюджетный Logan уже не вытягивает Renault из-за конкуренции с Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo Sedan. В результате французская марка «откатилась» с 5-го место на 7-е. Тем не менее по итогам года у Renault есть все шансы восстановить позиции. Уже сейчас у марки достаточно много дефицитных моделей, очереди на которые составляют от нескольких месяцев до полугода.

В случае решения вопрос с квотами, а также стабилизации поставок Renault может стать очевидным претендентом на лидерство. Также в пользу марки играет увеличение числа дилеров. В первом полугодии 2012 года Renault вместе с «Автомиром» наконец-то запустила полнофункциональный дилерский центр в Новосибирске и готовится к открытию еще одного салона («МАКС Моторс»). В результате уже сейчас марка поднялась с 6-го на 4-е место по Новосибирску.

Также ослабил свои позиции Ford. Несмотря на стабильно продающуюся модель Focus (78% от общего объема реализации), он лишь замыкает первую десятку. Лучше всех марка себя чувствует в Красноярске, где она занимает 7-ю строчку, хотя еще год назад занимала более высокое 3-е место. А в Новосибирске даже усилиями двух сильных дилеров марка пока лишь 11-я в общем рейтинге. Вместе с тем по итогам года запущенный группой компаний «МАКС Моторс» салон может поспособствовать росту продаж Ford в Новосибирске.

Наконец, Chevrolet в Сибири все больше испытывает на себе конкурентное воздействие Hyundai и KIA, занимая лишь 5-ю строчку в рейтинге. Пока американскую марку выручают отечественная Niva и хорошо стартовавший Cruze. Однако с учетом широкого модельного ряда корейцев Chevrolet требуется предпринимать активные действия по отвоеванию позиций, тем более что в целом по России марка располагается на высоком 3-м месте. В первом полугодии Chevrolet рискнула удвоить свое присутствие в Барнауле и Иркутске. В итоге в восточном городе Сибири марка впервые переместилась с 8-го на 5-е место. Неплохо себя почувствовала марка и в Томске, где является лидером среди иномарок. Впрочем, Chevrolet планирует идти ва-банк и продолжать расширять свое присутствие на рынке. По непроверенным данным, компания вслед за KIA планирует назначать третьего дилера в Новосибирске. И такой шаг имеет под собой вполне логичные основания — если раньше марка претендовала на лидирующие позиции в регионе, то по итогам первого полугодия она занимает только 5-е место в городе.

Премиум-бренды

Премиум-сегмент авторынка традиционно растет гораздо быстрее, чем сам рынок в среднем. Темпы его прироста по итогам первого полугодия составили ни много ни мало 42%, а если брать за ориентир аналогичный период 2010 года, то показатель составит целых 82%. Если в целом по России первое место занимает Mercedes-Benz, после которого идут BMW и Audi, то в Сибири ситуация обстоит диаметрально противоположно.

Так, лидером среди премиум-брендов по объему продаж по-прежнему все еще остается Audi, хотя отрыв марки от конкурентов уже не настолько очевиден. Так, если посмотреть ситуацию в разрезе городов, то 1-е место Audi удерживает только в Кемерове. При этом в Красноярске и Новосибирске марка уступает Lexus, а в Иркутске она осталась позади даже такого бренда, как Land Rover. Среди покупателей Audi наибольшим спросом пользуются компактные внедорожники Q3 и Q5, а также бизнес-седан A6. На каждую из них приходится примерно 20% общих продаж марки.

Второе место в абсолютном рейтинге удерживает BMW, выросшая на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего немецкую марку любят в Красноярске, в котором «оседает» треть всех продаваемых в Сибири машин. Среди других городов, лояльных немецкому бренду, можно отметить Иркутск и Новосибирск. Если рассматривать марку в разрезе ее модельного ряда, то «хедлайнерами» бренда являются кроссоверы Х1 и Х3, а также седан 3-series. На каждую из этих моделей приходится четверть всех продаж BMW.

Замыкает первую «тройку» Mercedes-Benz. Запуск дилера в Иркутске в лице группы компаний «Первая Автоколонна» позволил марке стать лидером по продажам в Восточной Сибири и тем самым укрепить свои позиции в целом по региону. Другим традиционным «столпом» Mercedes-Benz в Сибири является «СТС-Автомобили», представляющая немецкий бренд в Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке и Томске. Примечательно, что в отличие от ближайших конкурентов лидерами модельного ряда марки являются не внедорожники, а седаны C-Class и E-Class, на каждую из которых приходится примерно треть продаж. Впрочем, не стоит забывать и про внедорожник GLK, также востребованный на рынке.

На четвертом месте в рейтинге располагается Lexus, однако его не столь высокие позиции обусловлены в основном не столь протяженной дилерской сетью. В городах, где у марки есть официальный дилер или уполномоченный партнер, Lexus демонстрирует очень высокие результаты. Так, в «абсолютном зачете» «СЛК-Моторс» по бренду Lexus удалось занять первое место среди всех дилеров премиум-брендов. Не менее успешно чувствует себя Lexus в Красноярске. И это не говоря уже о том, что сейчас Lexus RX является самой популярной моделью премиум-сегмента Сибири. Сам бренд также настроен усилить свои позиции в регионе и в ближайшие годы запустить дилерские центры в различных городах Сибири. В частности, уже в этом году Lexus откроет полнофункциональные салоны в Новосибирске и Барнауле.

Замыкает Топ-5 марка Land Rover с показателем прироста в 97%. «Локомотивом» продаж марки стали Иркутск и Красноярск. При этом в Восточной Сибири Land Rover, несмотря на узкий модельный ряд, удалось обогнать по продажам BMW и Audi, что стало прецедентом для всей России. Соучредитель ГК «Первая Автоколонна» (официальный дилер Land Rover, Mercedes-Benz, Volvo, Ford, Mazda, KIA, Chevrolet, Porsche в Иркутске) Петр Хомяков не выделяет конкретных причин таких уникальных результатов. «Особых факторов нет, — все дилеры работают в одной среде. Конкретно в Иркутске нет особенных потребителей, цен и т. д. Дело не в том, сколько мы продаем в абсолютных цифрах, а в том, что мы идем впереди конкурентов», — поясняет Петр Хомяков.

Наконец, замыкают рейтинг Volvo, Cadillac, Porsche, Jaguar и Mini. При этом маркам Cadillac и Jaguar удалось вырасти более чем в два раза. А более «массовая» шведская Volvo, напротив, продемонстрировала темп прироста всего лишь в 28%, что не позволяет ей рассчитывать на то, чтобы стать опасным соперником для большой немецкой «тройки» или Lexus.

В заключение стоит порадоваться, что в первом полугодии в Сибири было продано сразу пять суперкаров Porsche 911, сразу 12 «купе-лифтбэков» Porsche Panamera, львиная доля которых была реализована новосибирским дилером марки. Также сразу 10 покупателей в Сибири пересели на Jaguar XJ.

Комментарии автодилеров о достигнутых ими результатах читайте в ближайших выпусках «КС».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Кеслер, заместитель генерального директора по продажам ООО «Автомир-Новосибирск»

— Как вы оцениваете итоги первого полугодия для вашей компании? Довольны ли вы достигнутыми результатами?

— Да, мы удовлетворены результатами первого полугодия 2012 года. Оно прошло для нас достаточно стабильно, без каких-либо эксцессов. На рынке не происходило никаких опасных скачков спроса, мы шли по запланированному графику. Темпы роста авторынка оправдали наши ожидания, и поэтому мы успешно продали запланированное число автомобилей и реализовали намеченные планы.

— С какими результатами вы планируете закончить 2012 год?

— Во втором полугодии можно прогнозировать как дальнейший рост рынка, так и падение, которое может быть обусловлено слухами о предстоящем кризисе. Учитывая российские реалии, его можно ожидать именно в августе, поэтому сейчас все с замиранием ждут развития событий. В свою очередь увеличение темпов роста может быть обусловлено ростом импорта автомобилей. Авторынок США сейчас «потряхивает», поэтому можно ожидать, что это найдет отклик на рынке России и на увеличении поставок автомобилей на местный рынок. Пока мы будем рассчитывать на достижение по итогам года тех же показателей авторынка, которые были характерны для первого полугодия.

— Насколько гибко варьируются квоты на регион? Соответствовали ли они вашим ожиданиям?

— Если говорить про квоты, то они соответствовали уровню рынка, и дистрибьюторы со своей стороны выполнили все наши запросы по количеству машин. Ситуации с жестким дефицитом каких-то определенных моделей у нас нет. Даже тот же самый Solaris есть в наличии у нашей компании. Предложение этой модели сравнялось со спросом на нее. При этом, несмотря на то что именно Solaris формирует большую часть продаж Hyundai, другие модели тоже постепенно подтягиваются.

— Hyundai ранее занимала 1-е место по продажам в Новосибирске среди иномарок, однако сейчас его снова оттеснила Toyota. Как вы считаете, долго ли это продлится или Hyundai вернет себе лидерство?

— Hyundai, на мой взгляд, имеет все шансы вернуть себе первое место на новосибирском рынке среди иномарок, потеснив Toyota. Ведь по итогам прошлого года корейской марке это удалось. Хотя, безусловно, определенные перепады спроса неизбежны, но они, что называется, не носят патологический характер.

— Компания KIA в этом году откроет в Новосибирске уже третий салон. Приведет ли это к оттоку клиентов Hyundai или вы друг другу не мешаете?

— Укрепление позиций KIA не мешает Hyundai, и какого-либо оттока в связи с этим мы не наблюдаем. Напротив, нам на руку рост популярности KIA как родственного корейского бренда.

— В условиях кризиса очень высокие продажи демонстрировала марка Suzuki. Ей даже удавалось входить в Топ-5 зарубежных брендов по продажам в Новосибирске. Однако сейчас ее позиции не такие сильные. Как вы оцениваете текущую ситуацию с Suzuki? По-прежнему ли продажи марки делают Grand Vitara и SX4?

— Suzuki по объему продаж находится на таком же уровне, что и Hyundai. Автомобили демонстрируют большой спрос, при этом большая часть его закономерно приходится на Suzuki Grand Vitara и SX4.



Comments are closed.

Так же в номере