Главная » Спецвыпуск » Александр Ротачев: "Мы гордимся тем, что построили"

Александр Ротачев: «Мы гордимся тем, что построили»

Строительно-монтажный трест N 12 — филиал ОАО «Российские железные дороги» — пользуется известностью и заслуженным доверием на строительном рынке Западной Сибири. Основная деятельность треста — выполнение подрядных работ для материнской компании. Кроме того, трест выполняет разнообразные строительные и монтажные работы для заказчиков, не входящих в систему железных дорог. В этом году предприятию исполняется 65 лет — солидный возраст для любой компании. О работе предприятия и перспективах строительного рынка Сибири корреспонденту «КС» Ольге ТЕМНИКОВОЙ рассказал управляющий СМТ N 12 Александр РОТАЧЕВ.

Управляющий СМТ N 12 Александр Ротачев. Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Александр Григорьевич, в прошлом году все предприятия, входящие в систему бывшего Министерства путей сообщения, стали подразделениями ОАО «Российские железные дороги». Что изменилось в работе треста после этой глобальной перестройки?

— Действительно, до 1 октября 2003 года все предприятия, обслуживающие нужды железной дороги, входили в систему МПС. Наш трест как структурное подразделение входил в систему Западно-Сибирской железной дороги. После изменения юридического статуса железных дорог и преобразования МПС в ОАО «Российские железные дороги» наш трест с передачей всех основных фондов стал филиалом ОАО «РЖД» с подчинением департаменту капитального строительства и социального развития ОАО «РЖД». Надо сказать, что в новых условиях предприятие получило значительно больше самостоятельности, изменились сами подходы к строительству. Раньше трест был обязан осуществлять любые строительные и монтажные работы для Западно-Сибирской железной дороги. Теперь мы имеем возможность выбирать и использовать наши ресурсы и возможности наиболее эффективно. К примеру, сегодня мы отказываемся от объектов, которые невыгодны тресту из-за небольших объемов строительных работ. Это позволяет нам не «распылять» технику и специалистов.

Изменились и наши взаимоотношения с Западно-Сибирской железной дорогой, которая также стала филиалом ОАО «РЖД». Теперь все работы для дороги мы выполняем на основании разработанного и утвержденного инвестиционного плана. Дорога нам заказывает объекты, мы их строим, а оплату за работы производит головная компания. Такой механизм финансирования пока вызывает определенные сложности.

— Деятельность вашего предприятия связана со строительством сложных объектов. Какими ресурсами располагает трест для осуществления этих работ?

— Трест располагает солидной и современной производственной и материальной базой. У нас есть собственный кирпичный завод, два завода по производству железобетонных изделий, предприятие по изготовлению металлоконструкций, столярное производство, обширный парк специализированной строительной техники и машин. В 11 подразделениях треста трудятся около 3000 специалистов. Это позволяет нам возводить объекты практически любой степени сложности с нулевого цикла и «под ключ», включая благоустройство прилегающей территории. Располагая значительным количеством рабочих и используя собственные материальные ресурсы, трест может вести одновременно до нескольких десятков объектов. При этом мы имеем возможность при необходимости сосредотачивать на объекте несколько подразделений треста, что повышает скорость работы. К примеру, те объекты, на возведение которых раньше требовалось не менее 16 месяцев, сегодня можно построить за четыре. При этом использование новых технологий, новых подходов к качеству работ, человеческому ресурсу позволяет нам ни на йоту не отступать от архитектурного проекта, соблюдать ГОСТы и получать высокую оценку нашего труда от заказчиков. Честно скажу, сегодня мне не стыдно за те здания и сооружения, которые построил трест.

— Все работы выполняют только ваши сотрудники?

— Практически да. Хотя для выполнения некоторых работ мы приглашаем и другие организации, с которыми давно сотрудничаем и в качестве работ которых уверены. Дело в том, что есть специфическая деятельность, необходимость в которой возникает изредка и не на каждом объекте. Держать в штате специалистов и не иметь возможности их загрузить — невыгодно ни тресту, ни сотрудникам: они теряют квалификацию. Поэтому, к примеру, для выполнения крупных объемов работ по вентиляции мы привлекаем субподрядчиков. Такие же проблемы возникают и при производстве некоторых работ на железной дороге, где требуются специалисты не общестроительных специальностей, а путейцы или наладчики контактного оборудования. Для таких работ мы также приглашаем наших постоянных партнеров.

— Какие интересные объекты возводит трест в этом году?

— В этом году мы начали очень интересный проект — прокладку вторых путей на перегоне Красулино-Ерунаково. Раньше здесь была однопутная дорога, после завершения всех работ поезда по этой ветке смогут двигаться одновременно в двух направлениях. Кроме того, на этом же перегоне мы ведем строительство двух мостов, еще три возводит компания «Сибмост».

Еще один интересный объект, строительство которого уже закончено, — здание СКЦ, совмещенное с вокзалом, на станции Изынской. Кроме зала ожидания и служебных помещений по управлению всеми системами станции — стрелками, сигналами, — здесь будут комфортные помещения для отдыха сотрудников, а также столовая.

На станции Инской закончено строительство служебных зданий. До конца года мы планируем ввод еще нескольких объектов для железной дороги и ряд проектов для других заказчиков.

Сегодня дорога много внимания уделяет здоровью рабочих и служащих, прежде всего машинистов — у них очень напряженный труд. Для них мы по заказу железной дороги строим реабилитационные центры. Я бы даже сказал, не центры — дворцы. Такие центры трест построил в Белово, в Новокузнецке. В них созданы все условия для отдыха и релаксации специалистов. Эти здания трест возводил «под ключ». Кроме того, мы занимались отделкой реабилитационного центра в Омске.

— Сегодня больше строится жилых, чем производственных зданий. Ведет ли ваш трест жилищное строительство?

— Конечно. Мы активно ведем строительство жилья — как по заказам железной дороги, так и для других заказчиков. До конца года мы планируем закончить возведение нескольких жилых домов в Кемерове, Белово, Омске, Карасуке и на станции Тайга. Это многоквартирные многоэтажные дома улучшенной комфортности. Наружная отделка домов выполняется с применением теплосберегающих и сайдинговых технологий, что позволяет в дальнейшем окрашивать фасады в разнообразные цвета, используем стеклопакеты собственного производства, изготовленные по немецкой технологии. Кстати, стеклопакеты мы устанавливаем только в деревянные рамы — это и более экологично. и более долговечно в наших климатических условиях.

— У вас работает очень много специалистов. Как вы подбираете сотрудников? Как стимулируете их?

— Хороший вопрос. Раньше к нам приходили молодые рабочие после окончания специализированных ПТУ — там готовили каменщиков, маляров, отделочников. Сегодня эти ПТУ после нескольких лет невостребованности перепрофилированы. Тем не менее к нам приходят хорошие люди и на управленческие позиции, и в качестве рабочих. Я даже больше скажу: у нас в тресте в последнее время произошло значительное омоложение кадров. Средний возраст управленцев — 30-40 лет. Среди рабочих молодежи до 30 лет — свыше 75%.

Методы для стимулирования персонала используем разнообразные. У нас разработана система премирования: при выполнении плана, а также утвержденных объемных и экономических показателей, все сотрудники получают премию до 100%. Не отказались мы и от такого понятия, как КТУ — коэффициент трудового участия, разработанный еще в советское время. Он может увеличить зарплату сотрудника еще в 1,5 раза.

Для наиболее эффективного использования специалистов на объектах мы ежеквартально формируем штатное расписание, перераспределяем как линейных специалистов — прорабов, мастеров, так и производственные бригады. Мы стараемся сохранять наши кадры, хотя при недостаточной нагрузке приходится с людьми расставаться. В то же время костяк специалистов по основным строительным профессиям мы держим постоянно. Это каменщики, отделочники, сантехники, электрики. Рабочих же других специальностей привлекаем время от времени при наличии объектов, на которых они могут быть необходимы.

— В этом году тресту исполнится 65 лет — солидный возраст для организации. Как планируете развивать предприятие дальше?

— Да, в ноябре у нашего треста — юбилей. Как будем развиваться дальше, покажет время. Процесс формирования нашего акционерного общества еще не закончен, структура общества, возможно, еще будет меняться. Сейчас планируется создать на базе строительных подразделений ОАО «РЖД» дочернее предприятие, наш трест, по-видимому, будет филиалом этой дочерней компании. Новый статус добавит нам самостоятельности.

— Как вы оцениваете изменения на строительном рынке? Продолжается ли строительный бум?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, если касаться отрасли в целом. Все-таки наш основной заказчик и партнер — железная дорога, доля проектов которой у нас доходит до 90%. Тем не менее, на мой взгляд, в этом году темпы развития в строительстве несколько ниже, чем в прошлом. Так, если в прошлом году мы выполнили объем работ на 1,4 млрд руб., включая НДС, то в этом году мы еще не достигли запланированных показателей. Общий объем строительно-монтажных работ, которые трест может освоить за год, составляет 1,8 млрд руб. с НДС. При этом мы можем строить до 28 тыс. кв. м жилья. Однако в этом году вероятнее всего объемы произведенных работ и количество введенных метров жилья окажутся на 20-25% ниже. При этом наши мощности, в особенности по строительству гражданских объектов, недозагружены. В то же время мы осваиваем новые для себя ниши. Так, в этом году мы начали развивать направление путевого строительства, для которого приобретаем технику, подбираем специалистов. До этого года трест уже около 20 лет не занимался укладкой путей. Осваиваем новые технологии, используемые при строительстве и гражданских объектов, и проектов для железной дороги. Думаю, что и дальше мы будем тесно связаны с нашим основным заказчиком — железной дорогой. Однако возможности треста позволяют строить любые объекты, где требуются высокая квалификация, качество и скорость выполняемых работ.

На правах рекламы

Ольга ТЕМНИКОВА


Comments are closed.

Так же в номере