Главная » Спецвыпуск » Евгений Бондарев: "Мы всегда ориентировались на самостоятельную работу"

Евгений Бондарев: «Мы всегда ориентировались на самостоятельную работу»

ОАО «Красноярский хлеб» — крупнейший в Красноярском крае производитель хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. В состав компании входят четыре хлебозавода и несколько мини-цехов. Численность коллектива предприятия — две с половиной тысячи человек. Ежегодно оно производит более 35 тыс. тонн продукции свыше 400 наименований по традиционным и оригинальным рецептурам. Высокий уровень качества продукции неоднократно подтверждался золотыми медалями и дипломами на международных, общероссийских и региональных выставках и ярмарках. На вопросы корреспондента «КС» ЕЛЕНЫ РАХМАНОВОЙ отвечает генеральный директор ОАО «Красноярский хлеб» ЕВГЕНИЙ БОНДАРЕВ.

— В марте 2003 года ОАО «Красноярский хлеб» отметило свое десятилетие. А с чего все начиналось?

— История предприятия берет начало от Красноярского городского хлебокомбината. В 1993 году советом директоров было принято решение об акционировании комбината, и произошла его реорганизация в ОАО «Красноярский хлеб».

— Как происходил рост бизнеса?

— Одними из первых наших успехов можно считать самостоятельный выход на внешний рынок закупки оборудования и принятие программы технического перевооружения в 1994 году. Ситуация на хлебном рынке Красноярского края тогда была контролируемой, конкуренция — еще не такая большая. Но уже в тот спокойный период мы понимали, что для успешной работы на рынке надо развиваться, внедрять новые технологии. Причем мы сразу были ориентированы на самостоятельную работу и не надеялись на государственные дотации и налоговые льготы.

— Насколько остра сейчас конкуренция на рынке Красноярского края?

— Она, несомненно, есть. И возникла она не сегодня, а во времена так называемого «дикого» рынка, в 1995-1996 годы. Тогда мини-пекарни открывались, как сейчас заправочные станции, а частники имели налоговые льготы и массу возможностей демпинговать. Существовало, на мой взгляд, ошибочное мнение, что мини-пекарни решат все проблемы отрасли. Действительность оказалась намного прозаичнее.

Мини-пекарни начали заниматься не тем бизнесом, которым занимаются подобные предприятия во всем мире. На Западе мини-пекарни производят домашнюю выпечку с ограниченным сроком реализации, имея собственную небольшую клиентуру. У нас же частники стали выпускать хлеб высших сортов, не имея при этом ни соответствующего оборудования, ни технологий. Их интересовала прежде всего сверхприбыль, и при налоговых льготах они, действительно, могли рассчитывать на неплохие деньги. Сейчас многие мини-пекарни трансформировались, стали более цивилизованными, приобрели современные технологические линии. Они заняли свою нишу на рынке. Но осталось немало и так называемых «левых» пекарен, поэтому ситуация достаточно сложная.

Наша задача — развиваться таким образом, чтобы конкурировать в этом бизнесе на более высоком уровне. И для этого мы должны четко уяснить себе, в чем наше конкурентное преимущество.

— И в чем же оно?

— Главное наше преимущество и богатство — это коллектив. Ну и, конечно, передовые технологии. Мы работаем с зарубежными поставщиками оборудования, с такими известными фирмами, как швейцарские Diosna, RondoDoge, германские Bademaker, Wachtel, итальянская Orlandi.

В основном наши конкуренты работают по ускоренным технологиям, что, естественно, сказывается на качестве продукции. Мы же предпочитаем традиционные технологии, позволяющие достичь более высоких качественных показателей. Они гораздо сложнее и требуют бережного к себе отношения. В условиях мини-пекарен их применить трудно. Конечно, наша продукция в итоге получается дороже, но она более качественная. К тому же ассортимент нашего предприятия — около 400 наименований. Стараемся выпускать только ту продукцию, которая востребована потребителем.

— С кем предприятие сотрудничает, кто ваши главные поставщики?

— У нас сложился определенный круг корпоративных клиентов по основным видам поставки сырья и продукции. За годы партнерства мы выяснили, кто надежен, а кто не очень. Главный наш поставщик муки, наш корпоративный клиент — ЗАО «Назаровское». Директор этого совхоза — член совета директоров нашего предприятия. Уже многие годы мы являемся VIP-клиентами друг для друга. Муку «Назаровское» поставляет только для нашего комбината, избытки идут на экспорт.

В хлебопекарном производстве много тонкостей, свойства разной муки очень отличаются. Например, для хлеба необходимы одни пекарные свойства, а для вафельного производства — совершенно другие. Поэтому совхозом была приобретена мельница Buller — ведущего швейцарского производителя, мирового лидера по мельничному оборудованию. Это позволит выпускать муку тех параметров, которые необходимы для разного вида наших изделий.

Также успешно контактируем с московской фирмой «Информ-какао» — нашим основным поставщиком всех шоколадных глазурей. С ними работаем около пяти лет.

— Не планируете ли в ближайшем будущем реорганизовать структуру предприятия?

— В настоящее время уже принято решение об этом. Разработана миссия для всей корпорации, реструктуризирована система управления, выделены отдельные службы. На эту систему накладывается система делегирования полномочий, бюджетирования. Сейчас идет проработка направлений развития по каждой бизнес-единице с определением их миссии и стратегии развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу в рамках общей миссии компании. Мы находимся в живом рыночном организме, поэтому наша задача — так реструктуризировать фирму, чтобы своевременно реагировать на внешние изменения среды и, самое главное, удовлетворять все потребности наших покупателей.

— Для развития и модернизации производства необходимо привлечение инвестиций. Какова политика предприятия в этом направлении?

— Мы стараемся обходиться своим заработанным капиталом. В случае необходимости пользуемся кредитами банка «Кедр». Практически вся реконструкция, которую мы провели за десять лет, велась на кредитные ресурсы. Правда, перед самым дефолтом мы вели переговоры с немецким банком, достигли определенных договоренностей, но потом произошли известные события, и проект не был реализован. Сейчас мы более трезво подходим к вопросам приобретения оборудования. Считаем, что его цена должна соответствовать цене той продукции, которую собираешься на нем выпускать.

Реконструкция же производства идет непрерывно. В настоящее время осваиваем выпуск новой продукции — сухарей. Через неделю будем устанавливать новое оборудование по производству восточных сладостей.

— Как вы оцениваете политику местных властей по отношению к предприятию?

— В целом ситуация в нашей отрасли стабильная, мы находимся в русле экономического развития, поэтому резко позитивного или негативного отношения к нам властей не наблюдается. В контексте развития сельского хозяйства мы являемся продолжением технологической цепочки для некоторых предприятий отрасли, особенно для зерновых хозяйств. Одна из наших задач — проведение этой цепочки от производителя до покупателя. Сейчас много говорят об образовании вертикально интегрированных холдингов. Учитывая наши отношения с ЗАО «Назаровское», можно сказать, что у нас на деле создан такой холдинг, хотя юридически мы ничего не оформляли. Проблема в том, что еще до конца не проработаны законы, чтобы мы могли с обоюдной выгодой оформить отношения. Если мы объединимся в одну структуру, то совхоз, например, потеряет часть льгот для сельского хозяйства. На сегодняшний день это невыгодно. И, возможно, в этом причина отсутствия подобных холдингов в крае.

На правах рекламы

Елена РАХМАНОВА


Comments are closed.

Так же в номере