Главная » Спецвыпуск » Первый комбайновый

Первый комбайновый

12 мая в Красноярске стартовал первый в российской (и, говорят, в мировой) истории комбайновый автопробег. Три красноярских комбайна «Енисей» в составе колонны транспортных средств отправились своим ходом из Красноярска в Орел. Они планируют пройти путь в 5000 километров за 50 дней. Кто-то назовет это красивым рекламным ходом или, наоборот, — плодом нездоровых амбиций сибирских машиностроителей. На самом деле все гораздо сложнее: ситуация на комбайновом рынке заставляет заводы действовать неординарно.

Комбайновый рынок, который последние годы рос на 10-20% в год, сейчас переживает не лучшие времена. В прошлом году он сократился с 10 тыс. комбайнов до 8 тыс. А в первом квартале 2003 года падение производства по России в целом составило 30%. При этом Красноярский завод комбайнов оказался единственным, кто сумел удержаться на уровне прошлого года: за первые три месяца он произвел даже на 7 машин больше, чем год назад.

Из Ростова приходят другие новости: как заявил на недавней конференции машиностроителей в Москве президент «Нового Содружества» Константин Бабкин, сейчас на складах «Ростсельмаша» стоят 1200 машин, в которых заморожены почти $60 млн. И уже сегодня становится ясно, что год для российского рынка машиностроения будет нелегким, поэтому даже тот, кто сумеет хотя бы сохранить производство на уровне прошлого года, сможет заметно увеличить свою долю рынка.

Ростовчане и красноярцы видят разные пути выхода из ситуации. Константин Бабкин призывает правительство защитить машиностроителей. На уже упомянутой конференции в Москве он озвучил конкретное предложение: ввести на 5-6 лет пошлины на импорт новых комбайнов на уровне 15%, а комбайнов б/у — 35%. Плюс введение фиксированных цен на зерно. Без поддержки государства, по словам Константина Бабкина, комбайностроители не выживут.

У президента «Сибмашхолдинга» Юрия Коропачинского принципиально другой подход к решению проблемы. Он считает, что временные меры кардинально ситуацию не изменят, и уверен, что машиностроители выживут только если объединятся. И они уже объединяются. В марте в Москве был создан «Агромашхолдинг», в который вместе с Красноярским комбайновым и Алтайским дизельным (предприятия «Сибмашхолдинга») вошли Волгоградский тракторный и Орловский комбайновый заводы (группа «Промышленные инвесторы»). И уже после создания холдинг выиграл конкурс на приобретение Кустанайского дизельного завода в Казахстане. Итого — 5 предприятий под одной крышей. Но этим дело, судя по всему, не ограничится. На той же конференции машиностроителей в Москве председатель совета директоров «Агромашхолдинга» Константин Хамлай заявил, что в ближайшие два-три года в холдинг войдут еще 7 заводов из различных стран СНГ.

Ну а пока в Москве руководители предприятий обсуждали будущее машиностроения, красноярские комбайны отправились за тридевять земель и 5000 километров. Для зерноуборочных сельхозмашин это серьезная проверка на прочность, но не экстремальное испытание: обычно комбайн проходит примерно такое же расстояние за 4-5 уборочных сезонов. Учитывая, что средний возраст парка комбайнов в России — 8 лет, а большинство машин служат по 12-15 лет, их ходовая часть рассчитана на подобные нагрузки. Так что в Красноярске уверены: до Орла комбайны дойдут. И как сказал на церемонии открытия пробега вице-президент «Сибмашхолдинга» Юрий Зябкин, «если надо, дойдут и до Берлина».

Помимо чисто рекламной цели данная акция выполняет и другую задачу — познакомить российское село с новыми моделями красноярских комбайнов. Новые «Енисеи» — это огромный шаг вперед по сравнению с машинами, которые есть в большинстве хозяйств. Пробег «Красноярск-Орел» должен показать надежность новых мостов ведущих колес, которые производят в Красноярске. Раньше на «Енисеи» ставили таганрогские мосты, но у них было много отказов. С прошлого года производство мостов налажено на Сибирском судостроительном заводе, входящем в ПО «Красноярский завод комбайнов». С тех пор процент отказов мостов резко снизился. А то, что комбайны на этих мостах пройдут 5000 км за 50 дней, должно стать лучшим доказательством их качества и надежности. Также на комбайнах установлены новые двигатели производства ОАО «Алтайдизель» — предприятия, которое входит в «Агромашхолдинг».

В пробег отправились обыкновенные серийные комбайны, которые не модифицировались специально для дальних перегонов. В принципе, на любой из них сейчас можно навесить жатку — и он будет готов к уборке урожая. Вместе с комбайнами идут машины технической помощи с необходимым оборудованием для ремонта и запасом запчастей.

Впрочем, пока запчасти красноярским комбайнам не понадобились: до Кемерова и Новосибирска они дошли без поломок. Далее их путь лежит в Тюмень, а оттуда — через Уральские горы и Волгу — на Орловщину.

Акция вызывает живой интерес не только у комбайностроителей, но и у экспертов. Комбайновый поход на Орел — это только часть грандиозной битвы, которая разворачивается на российском рынке сельхозмашин. На кону — судьбы крупнейших комбайновых заводов мира (нигде больше не строили заводы, рассчитанные на производство 85 000 комбайнов в год) и будущее российского сельского хозяйства. Ведь от того, на чем будут убирать урожай крестьяне и сколько будут стоить эти машины (импортные комбайны в 3-4 раза дороже российских), зависит и себестоимость зерна, и цена хлеба. А хлеб — продукт стратегический

На правах рекламы

Михаил КОНЦЕВОЙ, Красноярск


Comments are closed.

Так же в номере