Главная » Спецвыпуск » "Мы очень быстро сумели вернуться "с войны"

«Мы очень быстро сумели вернуться «с войны»

Новой исполнительной власти Красноярского края не исполнилось еще и года. По сути, у нее только закончился ознакомительный период работы — теперь должна начаться практическая деятельность. Но кое-какие итоги подвести уже можно. Корреспондент «Континента Сибирь» АЛЕКСАНДР СУГРУТСКИЙ беседует с председателем Законодательного собрания Красноярского края, профессором юриспруденции, лидером красноярской политической элиты АЛЕКСАНДРОМ УССОМ.

— Александр Викторович, как вам работается с губернатором Александром Хлопониным? Как вы оцениваете первые итоги его деятельности?

— Я бы предпочел не оценивать работу губернатора по той простой причине, что он является человеком, избранным населением. Давать такие оценки — прерогатива избирателей. То же самое я думаю и в отношении депутатов. Оценки их действий, объективные и обоснованные, должны давать жители Красноярского края.

— Один из самых больных вопросов края, если не самый больной — отсутствие программы стратегического развития. Каковы перспективы разработки этого важнейшего документа?

— Хороший вопрос, потому что Красноярский край остро нуждается в такой стратегии. К сожалению, решить эту задачу нам не удавалось на протяжении четырех лет, когда краем руководил прежний губернатор.

Так уж сложилось, что именно Законодательное собрание регулярно ставило такого рода вопросы. Более того, на втором съезде депутатов всех уровней был сделан существенный шаг в направлении создания такой стратегии, но эти действия, по сути, не в нашей компетенции. Мы определяли главные пункты документа, прорисовывали, что называется, основные вектора, однако содержание стратегии, безусловно, дело исполнительной власти. Законодательное собрание должно лишь утвердить, не утвердить или подкорректировать сам документ.

Сейчас в крае по-прежнему нет стратегической программы развития, хотя намерения ее разработать озвучились нынешним губернатором. Я надеюсь, что к концу года документ все-таки появится.

Но я с удовлетворением констатирую появление «Стратегии развития Сибири». Конечно, можно долго сетовать на то, что финансирование этой программы оставляет желать лучшего, что ее практическая реализация тоже не такая, как нам бы хотелось. Однако документ появился, и это уже положительный сдвиг.

— А если Законодательному собранию помочь исполнительной власти разработать программу стратегического развития? Не только определить векторы, но и помочь в детальной проработке документа?

— Я не стал бы исключать такую возможность, хотя в самой постановке вопроса, вероятно, и прозвучит элемент какого-то упрека. Помочь мы можем, но делать все-таки должна администрация. По моему мнению, в основу стратегии края на ближайшую перспективу должны ложиться выборные программы избранных губернаторов. И это правильно, мы должны приучать людей к тому, что все, что произносится с предвыборных трибун, — это не демагогия, а в большинстве своем реальные вещи, которые должны будут воплотиться. Именно так можно поддерживать доверие людей к самому институту выборов, к власти в целом.

Программы победивших кандидатов в губернаторы должны затем выноситься на суд представительных органов власти соответствующих территорий, после чего облекаться в перечень законопроектов, материализующих предвыборные установки лица, пришедшего к власти. Я полагаю, что так мы должны действовать и в Красноярском крае. У нынешнего губернатора Александра Хлопонина есть документ, который назывался его предвыборной программой, и мы готовы принять его как руководство к действию.

К сожалению, сегодняшний перечень законопроектов, который внесен администрацией, пока мало коррелирует с тем, что было заявлено на выборах. Но я думаю, это в какой-то степени объяснимо, коль скоро Александр Геннадьевич пришел в край не из самого края, а из дружественного и очень близкого, но все-таки другого субъекта Федерации. Видимо, поэтому реальность оказалось не совсем такой, как он себе это представлял. Потребуется определенный период времени для того, чтобы команда губернатора проанализировала фактическую ситуацию и с учетом этого определила, что в крае нужно делать. На сегодня, насколько мне известно, поручения по поводу разработки стратегии Красноярского края получили и бывший мэр Норильска Олег Бударгин, и мэр Красноярска Петр Пимашков. Но хотелось бы, чтобы подобного рода поручения не канули в Лету, а получили практическую реализацию. В администрации работает некая группа, которая тоже стремится выдать соответствующий документ:

Еще раз повторяю: Законодательному собранию было бы неправильно, особенно в первый год работы новой администрации, выходить с собственным проектом стратегии развития Красноярского края, то есть ставить телегу впереди лошади. Это может создать, на мой взгляд, ненужное напряжение между ветвями власти. Мы хотели бы, чтобы в этом деле первую скрипку играл тот, у кого она находится в руках.

— При прежнем губернаторе существовало напряжение между ветвями власти, о котором вы только что сказали. С приходом нового губернатора оно не исчезло, однако отношения ЗС и исполнительной власти изменились кардинально. Видно, что люди стремятся найти взаимопонимание, хотят совместно конструктивно работать. Как вы считаете, кто проявляет наибольшее стремление к компромиссу?

— Решающая роль в изменениях во взаимоотношениях принадлежит самой исполнительной власти. Дело в том, что в первое время у нас и с той администрацией были налажены рабочие отношения, поскольку она тоже обладала неким кредитом доверия. Правда, этот кредит оказался очень быстро исчерпан за счет не просто непрофессиональных действий, а действий, которые были сопряжены с умышленным причинением крупного экономического ущерба интересам края. Очевидно, в угоду каким-то личным или корпоративным интересам людей, представлявших московские ФПГ, отнюдь не самых продвинутых в нашей экономике. Поэтому нам ничего не оставалось делать, кроме как занять жесткую оппозицию. Это, естественно, обрекало нас на конфликты.

Подавляющее большинство депутатов не испытывали большого удовлетворения от споров, от судебных разбирательств, от политических скандалов, которые в тот период были так характерны для Красноярского края. Надеюсь, что тон, который задает нынешняя администрация и в своих практических делах, и в отношении ЗС, будет выдержан в течение продолжительного времени.

Что, на мой взгляд, сейчас способствует стабильным, ровным, деловым отношениям? Во-первых, администрация, хотя и не имеет антикризисной программы и стратегии, тем не менее не допускает грубых ошибок ни кадрового, ни содержательного плана. Мы видим искреннее стремление работать действительно на пользу края, и поводов ссориться с командой Хлопонина у нас, к счастью, пока нет. Во-вторых, полагаю, что немалую роль в этом играют и личные качества губернатора, который является практичным человеком, не склонным к выдвижению эмоций на первый план, и имеет явно выраженные дипломатические способности.

Плюсом в наших отношениях является тот факт, что мы очень быстро сумели вернуться «с войны». Выборная кампания была очень острой, а ее финал — необычным для России. Но что произошло, то произошло. Теперь надо работать.

Александр СУГРУТСКИЙ


Comments are closed.

Так же в номере