Главная » Менеджмент » Бизнес по-женски

Бизнес по-женски

Бизнес по-женски

Времена, когда у бизнеса было мужское лицо, ушли безвозвратно. Сегодня женщины уверенно заняли место в деловой среде на уровне топ-менеджмента и владельцев компаний. Об особенностях женского подхода к управлению и собственном опыте руководителя рассказала директор центра бизнес-мастерства «Харизма» АННА ВЛАСОВА.

— Анна, какие качества женщин-лидеров отличают их от мужчин?

— Во-первых, женщины любят развиваться и отличаются большей обучаемостью. Еще одна особенность — женщины умеют выстраивать долгосрочные отношения и дорожат ими. Практика показывает, что это умение часто являются основополагающим для заключения выгодной сделки или для успешного партнерства. Кроме того, женщины-руководители владеют искусством эффектно подать себя, произвести впечатление и ценят это умение.

— В каких сферах женщины особенно успешны?

— На мой взгляд, женщины бывают более успешны в сфере услуг. Салоны красоты, модная одежда, медицина, образование — традиционные направления, в которых отлично разбирается прекрасная половина человечества. Хороший сервис построен на внимании к деталям, умении создать уютную обстановку и поддерживать особую атмосферу, внимательно прислушиваться к клиентам и откликаться на их запросы. Все это — прерогатива женского взгляда на жизнь, тогда как мужчина больше нацелен на деньги и конечный результат.

— Значит ли это, что можно говорить о «неженских» бизнесах?

— Сегодня женщины могут быть успешны практически в любой сфере деятельности. Если говорить о статистике, то Новосибирск занимает одну из лидирующих позиций по количеству женщин-руководителей в разных отраслях. Мы знаем прекрасные примеры в строительстве, финансовой сфере, автомобильном рынке, индустрии гостеприимства и развлечений. И хотя природа заложила в нас другие функции, мы успешно справляемся с вызовами, которые таит в себе лидерская позиция.

— Совмещение деловой карьеры и семейной жизни по-прежнему остается проблемой?

— Скорее нет, чем да. Сегодня успешные женщины бизнес-лидеры знают, как собрать воедино все пазлы своей жизни. Рождение и воспитание детей по-прежнему остается в большей степени прерогативой женщин, и они научились гармонично сочетать семью и детей. Женщины в меньшей степени, чем мужчины, боятся временно сбавить обороты и более гибко реагируют на изменении жизненных обстоятельств. Миф о железной леди, которой чужды человеческие чувства и слабости, ушел в прошлое.

— Есть ли хоть капля дегтя в этой бочке меда?

— Бизнес заставляет проявлять качества, которые не принято считать женственными: упорство и даже некоторую жесткость, без которой невозможно руководить. Приходя домой, не всегда удается быстро стать «белой и пушистой». Некоторые говорят о том, что быстро переключиться с одной социальной роли на другую бывает сложно. Это не только особое искусство, но и вопрос выбора спутника жизни. К счастью, есть мужчины, которые хотят видеть рядом с собой личность и партнера, готовы с пониманием относиться к тому, что женщина может быть лидером. Есть еще один момент — интересы и увлечения женщин более разнообразны, в большинстве своем они не замыкаются стопроцентно только на бизнесе. Думаю, ощущение многогранности жизни — это скорее достоинство, чем ограничение.

— Лично вы — представитель семьи, где женщины могут и умеют делать бизнес. Что помогает быть успешным руководителем?

— Если говорить о нашей компании, то в ней сразу чувствуется немужской стиль управления. У нас сложилась семейная доверительная обстановка и особая корпоративная культура, в которой нет жестких норм и стандартов. К тому же коллектив по большей части женский, поэтому мы стараемся создать комфортные условия, позволяющие работать и одновременно заботиться о семье и детях. Думаю, мужчине это было бы сложнее понять. Выравнивать баланс энергий нам позволяет сотрудничество с тренерами и общение с клиентами, представляющими сильную половину человечества.

— Насколько для вас важны долгосрочные отношения в бизнесе?

— Женщинам вообще свойственно умение со всеми дружить. Это наше качество, тогда как в мужчинах, напротив, заложено стремление к соперничеству. Женщины умеют отстоять принципиальную позицию, сохраняя при этом добрые отношения, способны подстроиться, адаптироваться, услышать доводы другой стороны. У меня это получается естественно — мне искренне хочется делать людям что-то приятное.

— Приходилось ли принимать спонтанные решения, входящие в противоречие с трезвым расчетом?

— Иногда случается так, что, даже взвесив все за и против, приходилось принимать другое решение. Я вообще человек очень спонтанный, иррациональный. Наверное, личность руководителя всегда накладывает отпечаток на стиль работы компании, потому у нас бывают ситуации, когда в последний момент возникают неординарные креативные идеи, которые мы быстро, буквально в последний момент реализуем в общем порыве. С одной стороны, это можно считать недостатком, но это одновременно и наше достоинство.

— Женский стиль руководства обычно характеризуют как интуитивный. Для вас это актуально?

— Если говорить обо мне, то женская интуиция часто бывает моим советчиком и помощником. Это всегда помогало нам инициировать новые успешные проекты, находить новых уникальных людей, чувствовать рынок, предлагать ему именно те продукты, которые востребованы и отличают нас от других компаний.

— Например, форум «Бизнес на каблуках»?

— Да, это наш проект для деловых женщин, который в этом году пройдет уже во второй раз. Его основной целью является развитие деловых качеств, поэтому первый блок планируем посвятить тематическим мастер-классам. В частности, мы пригласили руководителя школы-студии «Образ», режиссера и актера Сергея Базарова — все мы немного актрисы и в бизнесе, и в жизни. Планируем затронуть и тему женской интуиции, ее раскроет Валерий Талисман (многие знают его как Валерия Травкова). Нелли Власова расскажет о том, как всегда быть энергичной, ведь энергия — это ресурс, который восполняем и контролируем в любом возрасте. Важной темой является полифоническое мышление, это еще одна удивительная женская особенность, именно женщины умеют работать обоими полушариями мозга одновременно. Об этом расскажет Юлия Булгакова. Научить скорочтению мы пригласили Ирину Ландо из Риги. Интригой мероприятия станет дискуссионная площадка, тема обсуждения «Топ в юбке — это хорошо или плохо». Наконец, третий блок — выступления известных, состоявшихся бизнес-леди под девизом «Я — бренд» и «Женщина в неженской профессии». Параллельно пройдут мастер-классы по темам, которые интересны деловым женщинам: деловые аксессуары, визаж, умение позировать фотографам и так далее. Хочется создать особое, праздничное настроение, ведь форум пройдет в канун Международного женского дня.

— Есть такой стереотип — женщина делает бизнес на деньги состоятельного спутника жизни, и для нее это просто игрушка.

— Действительно, есть такой формат женского бизнеса, который скорее похож на хобби. Если муж или родители готовы спонсировать начало собственного дела, женщина обычно открывает небольшой салон красоты, магазинчик или, например, турагентство. Иногда такие предприятия работают без задачи стремительного развития, иногда — выходят на качественно новый уровень. Это происходит, если у хозяйки действительно есть деловая хватка, если человеку важно стать экспертом в своем деле, добиться успеха.

— Что, кроме стартового капитала, является залогом успеха для женщины в бизнесе?

— То же, что для мужчины: уверенность в своих силах, видение цели, четкое понимание стратегии. В любом случае нужно трудолюбие, потому что любой бизнес — это большая работа. Необходимо понимание рынка и непосредственное общение с клиентами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Ершов, соучредитель компании «Элкрафт»:
— Для меня главное качество женщины-руководителя — это ее женственность. Природа устроила женщину таким образом, что она формирует домашний очаг и семью. Когда она перемещается в деловую сферу, роль семьи начинает выполнять дело, которым она занимается. Проблемы могут возникнуть, если женщина на высокой должности ведет себя как мужчина, конкурирует там, где соперничества быть не должно. Мудрость женственной руководительницы — уделять внимание всем, мягко направлять или по-матерински строго спрашивать. Чем больше женского начала, обаяния, доброты — всего того, за что мы так любим женщин, — тем успешнее бизнес.

Наталья Сухарева, генеральный директор и соучредитель сети центров семейной медицины «Здравица»:
— Интересный парадокс — те женские качества, которые помогают нам в бизнесе, могут мешать, если они гипертрофированы. Высокая эмпатия, умение мотивировать сотрудников и выстраивать отношения в коллективе, безусловно, помогают. Но если они выражены сверх меры, то могут помешать уволить человека или принять другое непопулярное решение. Другое ценное качество — интуитивное мышление, которое позволяет обрабатывать массу информации за короткое время. Но иногда оно бывает излишне подвержено эмоциям. Мое глубокое убеждение: здорово, когда мужчины и женщины дополняют друг друга. У своего мужа я учусь стратегическому видению и рациональному анализу ситуаций.

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО:
— Думаю, женщинам в любом виде деятельности свойственна большая организованность, дисциплина, ответственность. Женщины более восприимчивы к обучению, любознательны, открыты для новой информации. Они верны команде, профессионально формируют коллектив. В то же время все диалектично, и достоинства иногда переходят в недостатки. Иногда успеху женщин мешает неготовность общества рассматривать женщину как полноправного партнера. Это надо менять, и процесс изменений уже идет. Считаю, что успешная карьера женщины может сделать более качественными отношения в семье, и у меня есть личный опыт. Я чрезвычайно ценю деятельность своей супруги Натальи Петровны: мне нравится, когда она погружена в деятельность, помогает людям, увлекается новыми проектами. Желаю всем женщинам добиваться своих целей, оставаться молодыми, красивыми и счастливыми.



Comments are closed.

Так же в номере