Главная » Спецвыпуск » Телекоммуникационный штиль?

Телекоммуникационный штиль?

В распоряжение «КС» попали данные по долям операторов связи в СФО и непосредственно Новосибирской области. Согласно им можно утверждать, что на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) наступило затишье. Так, изменения претерпела лишь доля «Ростелекома», которая, по данным iKS-Consulting, уменьшилась в сегменте B2B и увеличилась в B2C. Доли других операторов остались практически неизменны. Тем не менее уже в этом году рынок услуг ШПД ждут дальнейший рост тарифов и активная конкуренция в области сервиса.

Баталии в B2C

Первое место по показателю абонентской базы в сегменте B2C в СФО занял «Ростелеком», которому за год удалось увеличить долю на 1 процентный пункт — до 34%. Такой показатель оказался наиболее заметным с точки зрения прироста на фоне других провайдеров региона. Стабильно обстоит ситуация и в Новосибирской области, где позиции «Ростелекома» не изменились и зафиксировались на отметке в 26%. Это, впрочем, также позволило оператору удержать первое место, пусть и с небольшим опережением «Новотелекома». «В массовом сегменте в Новосибирской области наша доля в абонентской базе ШПД увеличилась, но в целом по Сибири заметен незначительный спад. Изменение на уровне федерального округа связано в первую очередь с тем, что федеральные операторы усилили экспансию в новые регионы и активно набирают абонентскую базу. Принципиально ситуацию на уровне СФО это не изменило», — поясняет заместитель директора макрорегионального филиала – коммерческий директор макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Валерий Беленький.

Второе место по Сибири заняла ТТК (подразделения «ТТК Сибирь» и «ТТК Западная Сибирь»). Доля оператора увеличилась на 0,8 п. п. — до 11%. В самой «ТТК-Западная Сибирь» приводят другие данные и пояснили, что их доля на рынке широкополосного доступа в Интернет составляет 13,8%, а за 2013 год этот показатель увеличился на 0,8 п. п. Тем не менее, в любом случае отставание от «Ростелекома» пока остается значительным. В Новосибирской области ТТК по-прежнему пока не удалось войти в Топ-5. Тем не менее, за год, по словам генерального директора «ТТК-Западная Сибирь» Александра Соловьева, в Новосибирске база оператора по ШПД выросла на 11%, или 3,5 тыс. абонентов.

На третьей строчке по СФО располагается «ЭР-Телеком», доля которого упала в регионе с 10,5% до 10%. В Новосибирской области позиции оператора остались неизменными на уровне 13%. По собственным данным «ЭР-Телекома», их доля на новосибирском рынке ШПД остается стабильной при общем увеличении количества абонентов и составляет 17%. «Разница с подсчетами iKS-Consulting связана с тем, что представленные агентством расчеты касаются области, а мы оцениваем только города нашего присутствия — Новосибирск, а также города-спутники», — поясняет директор филиала «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске Станислав Дариенко.

В свою очередь четвертую позицию по Сибири в сегменте B2C занимает МТС, доля которого составляет менее 5%. В самом операторе позитивно оценивают свои итоги, отмечая, что реализовали проекты по строительству мультисервисной сети по технологии FTTB в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Кемерове, Новокузнецке, Омске. «В результате количество домохозяйств, которые могут пользоваться фиксированными услугами МТС, увеличилось более чем на 10%», — констатирует директор филиала МТС в Сибири Александр Соловенчук.

В свою очередь по Новосибирской области оператор лишь замыкает Топ-5 с показателем 7%. Впрочем, сам МТС наблюдает возрастающий интерес новосибирцев к своим фиксированным услугам. Так, по данным компании, за 2013 год на 15% увеличилось число абонентов проводного Интернета МТС и более чем в два раза возросло число клиентов, подключивших услугу цифрового ТВ. Сам Александр Соловенчук связывает это как с развитием сети в Новосибирске и Бердске, так и с маркетинговой политикой оператора.

Наконец, пятой строчки по Сибири удостоился «Новотелеком» с долей рынка менее 5%. В Новосибирской области, как уже было сказано, оператор удерживает вторую строчку с 24%. В самой компании оценивают свои итоги как положительные. «По нашим оценкам, в течение года, мы увеличили свою долю в Новосибирске на 0,5%», — рассказывает интернет-маркетолог «Новотелекома» Максим Низамутдинов.

Напомним, что еще несколько лет назад провайдер вел переговоры об объединении с «Томтелом» и кемеровским Good Line. Такая сделка должна была выступить альтернативой продаже оператора структурам «Вымпелком». Вместе с тем по факту «Новотелеком» остался независимым от «федералов», а слияние с региональными «коллегами» вылилось лишь в объединение пиринговых сетей.

За пределами первой «пятерки» оказались «Сибирские Сети». Среди городов СФО провайдер наиболее полно представлен в Новосибирске, Новокузнецке, а также в Кемерове, где он несколько лет назад выкупил местного «Сибирского медведя». В Новосибирской области доля оператора остается на уровне 15%.

В самой компании отмечают, что в целом данные iKS-Consulting можно считать достоверными. «По нашим данным, прирост в сегменте B2C составил чуть более 2%, и на текущий момент наша доля на рынке ШПД среди физических лиц составляет примерно 15–16%. Особенно стоит отметить, что уже сейчас примерно треть всех наших абонентов подключена к услугам «Лайк» и «Лайк-ТВ», — поясняет коммерческий директор «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев. По его словам, если говорить о целях и задачах в глобальном плане и по филиалам, то все, что было запланировано на 2013 год, оператор выполнил, а местами даже перевыполнил.

Стоит отметить, что с точки зрения маркетинговых активностей «Сибирские Сети» запомнились рекламной кампанией с олимпийской чемпионкой Анной Богалий. Выбор «бренд-амбассадора» закономерно совпал по времени с проведением Олимпийских игр в Сочи. Отреагировали на рекламу и конкуренты оператора — в «Новотелекоме» указали на то, что известная спортсменка тем не менее является именно их абонентом. В «Сибирских Сетях» не стали подвергать сомнению эти данные, отметив, что с Анной Богалий оператора прежде всего связывают общие ценности и поддержка детского спорта.

Борьба за B2B

Сегмент B2B традиционно сложен с точки зрения оценки позиций операторов по сравнению с B2C.

Первое место в корпоративном сегменте традиционно занимает «Ростелеком». Вместе с тем, по данным iKS-Consulting, позиции оператора за рассматриваемый период ослабли. Так, доля «Ростелекома» по СФО уменьшилась с 38% до 36%, а в Новосибирской области с 34% до 32%. Таким образом, видно, что более мелкие провайдеры продолжают потихоньку «откусывать» долю пирога у государственного оператора, и этот процесс продолжается.

Детальную разбивку по долям других операторов iKS-Consulting не приводит, отмечая, что Топ-5 формируют «Новотелеком», «Вымпелком», МТС и ТТК, но их доля составляет менее 5%.

В свою очередь в Новосибирской области второе место после «Ростелекома» с показателем в 10,9% делят между собой «Новотелеком» и «Авантел». Последний работает исключительно в сегменте B2B, причем его доля за 2013 год выросла на 0,3 процентных пункта, в то время как у «Новотелекома» осталась неизменной.

В самом «Авантеле» отмечают, что 2013 год был в целом для них успешным. «В Новосибирске мы приросли на 15%, как и планировали. Что касается данных аналитиков, я оцениваю нашу долю несколько повыше — в 12–14% по сегменту. Но тот факт, что наконец-то нам отдали серебро, заслуженное еще два года назад, не может не радовать», — поясняет директор новосибирского филиала «Авантел» Сергей Бойко.

На четвертой строчке по Новосибирской области расположились «Сибирские Сети» с 10,6% рынка (+0,1 п. п.). По данным самой компании, количество абонентов в сегменте B2B выросло примерно на 1,5%. В свою очередь замыкает Топ-5 «Магистраль Телеком» с 6%.

Такие операторы рынка B2B, как «МегаКом», «Стартелеком-Новосибирск», Orange Business Services, «РИСС Телеком», «Энфорта», оказались за пределами Топ-5. Впрочем, расчеты отдельных участников рынка это подтверждают. Так, в ГК «МегаКом» отмечают, что по оценкам привлекаемых ими независимых маркетинговых агентств, доля оператора на рынке В2В Новосибирска составляет 4,5%. «В 2013 году абонентская база выросла и составила 1535 абонентов, что на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Наша компания добилась поставленных показателей», — поясняет маркетолог «МегаКома» Светлана Зайцева.

В свою очередь в «Стартелекоме-Новосибирск» поясняют, что по количеству клиентов находятся на 7–8-м месте. «При этом если наш отрыв от первой тройки — «Ростелекома», «Сибирских Сетей» и «Авантела» — достаточно велик, то подняться до 5–6-й позиции вполне реально, и мы намерены предпринять такие усилия в наступившем году», — рассказывает директор «Стартелекома-Новосибирск» Михаил Куницын. При этом он констатирует, что в 2013 году оператору не удалось достичь запланированных показателей, в том числе ввиду достаточно амбициозных целей. «Главными причинами спада мы видим общее затишье на рынке в первой половине 2013 года и дефицит специалистов по продажам телекоммуникационных услуг на кадровом рынке», — поясняет собеседник «КС». При этом, в «Стартелекоме» заверяют, что уже к осени у них образовалась очередь из клиентов на подключение. «Такой ситуации не было более двух лет, и наши монтажные бригады были вынуждены работать в выходные дни», — рассказывает Михаил Куницын. По его словам, комплекс предпринятых внутренних мер позволил подтянуть плановые показатели и нивелировать спад первой половины 2013 года.

Переломным стал прошлый год и для «Вымпелкома». «Мы полностью пересмотрели стратегию развития ШПД и ТВ на массовом рынке, проанализировав текущее состояние и ближайшие перспективы развития. В результате была сформирована совершенно новая сегментация, которая позволила приоритезировать города в соответствии с их текущей рыночной ситуацией, окупаемостью и дальнейшими перспективами. Среди сибирских городов эти услуги представлены в Омске, Томске, Красноярске и Кемерове», — поясняет директор по маркетингу Сибирского региона ОАО «Вымпелком» Андрей Борзов. Он также отмечает, что оператор наблюдает прирост по выручке в Сибири год к году, при этом особенно высокую динамику этого показателя демонстрирует В2В-сектор. «Процент прироста составляет около 10%», — уточняет Андрей Борзов.

Дальнейшее развитие

Участники рынка уверены, что говорить о затишье на рынке не приходится. По их мнению, рынок ШПД в крупных городах находится в стадии острой конкурентной борьбы, что неизбежно приводит к перераспределению долей между его участниками. В текущем году эта борьба продолжится. «Если говорить о сегменте B2C, то зачастую в одном доме может присутствовать несколько провайдеров, которые предлагают тарифы равной ценовой категории. Поэтому, на наш взгляд, акцент будет смещаться в сторону клиентского сервиса, разработки программ лояльности, внедрения конвергентных программ — когда клиенту выгодно получать несколько услуг от одного оператора», — рассуждает Александр Соловенчук. С такой позицией соглашаются и другие операторы. «Тут важно не только количество услуг или внутрисетевых сервисов, сколько их качество, а также уникальность самой услуги», — рассуждает Сергей Вепренцев. Также «Сибирские Сети» видят будущее в развитии беспроводных технологий. «Перенять опыт беспроводных технологий и услуги «Лайк» к нам приезжают коллеги из других регионов», — уверяет топ-менеджер.

Дальнейшее наращивание абонентской базы операторов будет возможно или за счет выхода в отдаленные населенные пункты, где остался неудовлетворенный платежеспособный спрос и где относительно низкий уровень конкуренции, или за счет привлечения абонентов других операторов более высоким качеством услуг, более интересными предложениями. В этом, в частности, уверен Станислав Дариенко. При равных условиях на первый план, по его мнению, выходит не технология передачи данных, а технический сервис.

Впрочем, примечательно, что некоторые провайдеры по-прежнему считают, что конкурентная борьба будет идти прежде всего в области роста скоростей и предложения новых более выгодных тарифных предложений. Такой позиции, в частности, придерживается глава представительства Orange Business Services в Новосибирске Евгений Фоменко.

Говоря о тарифах, стоит дополнительно отметить, что на рынке ожидается дальнейшее повышение цен на доступ в Интернет. «Я считаю, что 2014 год станет переломным на телекоммуникационном рынке Новосибирска. В этом году закончатся «тарифные войны», и цены не только перестанут снижаться, но и операторы начнут повышать тарифы. В начале 2014 года об этом уже объявили «Новотелеком», «Ростелеком», и «ЭР-Телеком». Тарифы повысились только для домашних пользователей, но в ближайшее время повышения тарифов коснется и корпоративных клиентов», — отмечает Михаил Куницын.

Собственно, в условиях тренда на оптимизацию затрат на телеком со стороны бизнес-заказчиков, такая политика послужит еще большим стимулом для необходимости роста эффективности предоставляемых услуг. Как следствие, это должно привести и к увеличению эффективности и самого операторского бизнеса. «Побеждать будут операторы, которые смогут предоставить высокое качество и уровень сервиса, уложившись в финансовые бюджеты клиентов. Такое ужесточение рыночных условий в свою очередь еще увеличит разрыв между лидерами и остальными», — уверен Сергей Бойко.

Говоря о других трендах в сегменте B2B, операторы констатируют, что приобретать услуги по отдельности чаще всего становится менее выгодным в сравнении с пакетными предложениями. В связи с этим, по мнению Светланы Зайцевой, те клиенты, которые сотрудничают с несколькими интернет-провайдерами, в итоге перейдут на обслуживание к одному оператору. С такой позицией согласен и Андрей Борзов, по наблюдениям которого, корпоративные пользователи мобильного и проводного Интернета все чаще выбирают безлимитные тарифы и опции, что позволяет заранее планировать затраты на телекоммуникации и получать сервис с определенным уровнем качества по фиксированной цене.

Также, по прогнозам «МегаКома», бизнес постепенно будет отказываться от использования собственной ИТ-инфраструктуры в пользу аутсорсинга и «облачных» ИТ-сервисов. Таким образом, можно ожидать роста спроса на услуги контент-провайдеров. Большую роль в этом направлении, по мнению Евгения Фоменко, могут сыграть провайдеры мобильного ШПД.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр Соловьев, генеральный директор «ТТК-Западная Сибирь»:

— Как вы оцениваете итоги 2013 года на рынке ШПД для вашей компании в Сибири и конкретно в Новосибирске? Удалось ли достичь желаемых показателей?

— В 2013 году ТТК достигла всех плановых показателей в Новосибирске и в регионах Западной Сибири в целом. Мы продолжаем расти быстрее рынка: годовой прирост абонентской базы ТТК на территории Западной Сибири составил 40 тысяч абонентов, или 22%, при этом рост рынка оценивается в 13%. В Новосибирске наша база по ШПД выросла на 11%, или 3,5 тыс. абонентов. Сегодня количество пользователей ШПД компании «ТТК-Западная Сибирь» превышает 226 тыс. абонентов, из них в Новосибирске — более 36 тыс. пользователей ТТК. Мы продолжаем строить сети и намерены подключить еще больше абонентов в 2014 году.

— По данным iKS-consulting, ваша доля в сегменте B2C в Сибири выросла на 0,8 п. п. по показателю абонентской базы. Соответствуют ли эти данные вашим? Как можете их прокомментировать?

— Доля компании «ТТК-Западная Сибирь» на рынке широкополосного доступа в Интернет составляет 13,8%, за 2013 год этот показатель увеличился на 0,8 п. п.

— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться рынок ШПД в Сибири в 2014 году?

— Наш прогноз роста рынка ШПД на 2014 год — 9%. У рынка фиксированного ШПД есть особенность — «привязка» абонента к месту проживания. При этом важно отметить, что около 30% населения нашей страны живет в съемных квартирах — это категория абонентов, которые при смене места жительства с легкостью меняют оператора. Можно сказать, что треть рынка находится в постоянном движении, и это одна из причин, по которым распределение долей на рынке будет меняться. Такие «подвижные» абоненты будут отдавать предпочтение оператору с наибольшим техническим охватом сетей, проверенным качеством и богатым набором услуг.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сергей Вепренцев, коммерческий директор «Сибирских Сетей»:

В прошлом году одним из основных ньюсмейкеров на рынке интернет-доступа стала компания «Сибирские Сети». Провайдер стал позиционировать себя как беспроводной оператор связи, а также начал торговать планшетами и другими гаджетами. Благодаря этим нововведениям коммерческий директор «Сибирских Сетей» СЕРГЕЙ ВЕПРЕНЦЕВ был удостоен титула «Человек года–2013» в сфере телекома по версии «КС». Редакция попросила его прокомментировать сложившуюся на рынке ситуацию, а также актуальные тренды.

— На сегодняшний день конкуренция между провайдерами разворачивается уже не столько в сфере скорости доступа, сколько в области качества обслуживания абонентов, тарифной политики. Как вы оцениваете текущую ситуацию и в чем в таких условиях вы видите возможности для усиления своих позиций?

— Наконец-то телеком пришел к тому состоянию, когда рынком стал управлять абонент. Сейчас мало дать высокие скорости или привлекательные цены, нужно понять, что действительно важно для абонента. В начале года мы увидели огромную нишу для нового продукта. И в июле его реализовали — это «Лайк», беспроводной доступ к Интернету и телевидению в любой точке квартиры. Продукт попал в цель, темпы продаж растут с каждым месяцем. На данный момент мы оцениваем проникновение беспроводного Интернета в квартирах на уровне 20%, что говорит о существенном потенциале рынка. К тому же потребление беспроводного Интернета стимулирует бурный рост рынка мобильных устройств. Уже сейчас в каждой квартире есть 2–3 устройства, потребляющих Интернет, и, как правило, потребление происходит по беспроводной технологии Wi-Fi.

— Насколько успешной оказалась стратегия «Сибирских Сетей» в Новосибирске плыть против течения, позиционировать себя как беспроводной оператор связи и реализовывать абонентам гаджеты? Удалось ли добиться поставленных целей?

— Конечно, мы видим хорошие результаты. Вообще, гаджеты мы начали продавать в рамках одной из составляющих продукта «Лайк». Продажа гаджетов — не самоцель, а лишь полезное дополнение к продаже основных услуг. А это для нас Интернет и телевидение, базирующиеся на беспроводной технологии внутри квартиры. Мы видим, что вслед за «Сибирскими Сетями» на беспроводные технологии обратили внимание и другие игроки рынка. На рынке беспроводных услуг и сервисов также начинает формироваться конкуренция, от которой в итоге выиграет абонент.

— Какие результаты вы ставите перед собой в этом году в плане количества абонентов, доли на рынке, территориальной экспансии, портфолио представляемых услуг?

— Мы планируем в 2014 году продолжать развитие беспроводных технологий в квартире абонента, это будут новые услуги и сервисы, доступные без проводов. Что касается динамики развития на рынке, то мы видим потенциал для роста на всех территориях присутствия, как тех, где мы уже давно, так и тех, на которых мы работаем недавно. Если оценить динамику прироста абонентов в 2014 году, то мы видим ее даже большей, чем в 2013 году. Данный рост обеспечат востребованные рынком услуги и более эффективная работа компании.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Катков, директор по корпоративному сектору «Дом.ru Бизнес» (компания «ЭР-Телеком»):

— При равных условиях в конкурентной борьбе провайдеров на первый план сейчас выходит не технология передачи данных, а качество и инновационность сервисов. Какие шаги вы осуществляете в этом направлении?

— Наша оптическая сеть построена с нуля по топологии «кольцо». То есть сигнал сети зарезервирован, и при обрыве он перенаправляется без ущерба для клиента. Также резервируется и электропитание на узлах, благодаря чему отказоустойчивость нашей сети составляет 99,9%, то есть находится на уровне лидеров европейского телеком-рынка. Кроме того, за состоянием нашей сети и работой оборудования следит в круглосуточном режиме Единый центр мониторинга, который при возникновении неисправностей тотчас же сообщает ответственным лицам, отслеживает скорость решения проблемы и при необходимости формирует рекомендации. Благодаря тому, что ключевые узлы нашей сети снабжены датчиками вскрытия, мы оперативно можем отреагировать на акт вандализма.

— Какие новые продукты и услуги, ориентированные на сегмент B2B, вы планируете вывести на рынок в этом году?

— Во-первых, мы будем развивать наши «облачные» услуги так, как этого требуют современные тренды развития телеком-инфраструктуры, а также запросы наших клиентов. Мы совершенствуем наше оборудование: в 2014 году ожидается модернизация ряда узлов. Новое оборудование позволит проактивно повышать уровень качества, расширит зону охвата сетей Wi-Fi и обеспечит еще более высокую отказоустойчивость.

Погодные условия в Новосибирске довольно переменчивые: здесь бывают дни как теплые, так и с температурой до -40. Без использования дополнительных источников обогрева это негативно сказывается на состоянии внешнего оборудования. В этом году наши корпоративные клиенты могут попробовать инновационные услуги — это «облачные» АТС и видеонаблюдение. Чтобы клиенты смогли оценить, насколько эти услуги удобны и эффективны, мы будем предоставлять их для тестового использования.

Реклама



Comments are closed.

Так же в номере