Главная » Спецвыпуск » Инновации в «Сибири»

Инновации в «Сибири»

Инновации в «Сибири»

О том, как зарекомендовали себя за время своей работы собственные ТЭС в микрорайоне «Березовый», а также об инновационных газовых находках и перспективах строительства завода по сжижению газа корреспонденту «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ рассказал генеральный директор компании «Сибирь-Развитие» ДМИТРИЙ ЧЕРВОВ.

— Дмитрий Валерьевич, как складываются ваши взаимоотношения с энергетиками?

— Фактор, который являлся одним из основных по затормаживанию строительства, перестает быть таковым. Стоит отметить, что немалую роль в этом процессе сыграли региональные власти, которые отреагировали на жалобы строителей относительно действий монополистов. На данный момент разработаны законные механизмы, которые поставили ресурсоснабжающие организации в четкие рамки. Теперь энергетики должны ответить на поступающую им заявку в течение месяца, а в случае нарушения подключается антимонопольная служба. В департаменте по тарифам региона подсчитана стоимость обеспечения техусловиями. И вот уже в течение полугода наблюдаются положительные сдвиги в работе монополистов, они стараются придерживаться установленных для них регламентов. Есть в этом и заслуга мэрии. Например, на жилой массив на Фадеева мы получили достаточно быстро техусловия, в течение 1–2 месяцев. Мы обычно работаем по индивидуальному тарифу, потому что, как правило, нам необходимы новые кабельные линии или реконструкция. В департаменте по тарифам обоснованность этого тарифа проверяют, контролируют его величину. И отмечу, что чаще всего величину тарифа снижают.

— Как сказывается на скорости выдачи технического присоединения выполнение энергетиками инвестпрограмм?

— Выполнение инвестиционных программ энергетиков в том числе контролирует директор филиала ОАО «СО ЕЭС» «Новосибирское РДУ» Александр Ершов, а именно несвоевременное выполнение пунктов этих программ и приводит к задержкам при обеспечении техусловиями. Как нам пояснили в РДУ, происходит это по следующим причинам: к примеру, нам необходимо 7 МВт, мы встали в очередь, при этом другие участники, которые подали заявки с меньшими требованиями, могут нас опередить. И в данном случае все зависит от сроков исполнения инвестпрограммы, которые запланированы на 2015–2016 годы. И это не связано с отсутствием финансирования или саботажем энергетиков, реализация программы зависит от тарифной составляющей, а не от федеральных бюджетов. Вот такие сложности возникают при подключении крупных объектов порядка 7–9 МВт.

— В микрорайоне Березовый вы установили собственные ТЭС. Расскажите об эффекте эксплуатации.

— У газопоршневых установок преимуществ больше, так как выше КПД. Распределение происходит следующим образом: 47% приходится на производство электричества, а остальные 53% — на генерационное тепло. Его можно легко собрать с рубашки двигателя и с выхлопных газов при помощи утилизаторов. Установки находят применение как в промышленности, так и в обеспечении энергоресурсами жилья.

— Как оценивате окупаемость?

— В системе когенерации это окупаемо. Сроки, конечно, немалые и составляют порядка 7–8 лет. Эти проекты, конечно же, не столь интересны, как другие виды коммерческой деятельности, но применение в жилых комплексах определенно даст свой результат. Налицо снижение теплопотерь за счет сокращения протяженности трасс. На нашем энергоблоке, который вырабатывает 13,6 МВт электричества и 45,9 МВт тепла, работают четыре человека. И как уже говорилось, эффективность локальных котельных гораздо выше глобальных еще и за счет того, что они оснащены двутопливными горелками и, соответственно, могут работать как на газе, так и на дизельном топливе. Кстати, в большой энергетике было бы выгодно использовать избыточное тепло и за счет утилизации передавать его населению. Нынешняя тарифная регуляция довольно дорого обходится энергетикам при обслуживании жилого фонда, который в основном потребляет утром и вечером. А учитывая распоряжение сверху не повышать тарифы, в отрасли вообще практически ничего не остается. Возвращаясь к нашему способу генерации, замечу, что выработка тепла и электроэнергии в такой форме экологична. Не получаем жалоб ни от жителей, ни от проверяющих. А с этого года влияние на окружающую среду еще снизится.

— За счет чего?

— За счет интересной разработки — беструбной технологии. Соответственно, труб больше не будет, а температура выхлопа, направленного вниз, составит 27оС. Японцы применяют эту технологию в малой энергетике, мы же хотим ее опробовать в средней. Реализовать проект планируем также при помощи японских специалистов уже в новом отопительном сезоне. Корпус будет изготовлен из титана для сдерживания агрессивной среды.

— На какой стадии у вас находится реализация собственной газовой программы?

— Мы постепенно переводим на сжиженный газ всю нашу технику. Уже более двух лет на предприятии КамАЗы работают на метане, а не на пропан-бутане, который легко взрывается и обходится в полтора дороже, мы получили убедительный экономический эффект. Замечу, что КамАЗы мы используем круглосуточно, и при такой эксплуатации машина окупается за год, ни одна другая техника таких результатов не показывала. Используя технику таким образом, у нас не возникает трудностей с запуском машин в зимнее время. Более того, мы приобрели специальный оборотный фонд запчастей, и в случае неисправности КамАЗы вообще не простаивают более трех часов. Мы стали дилером КамАЗа, оформили лицензию не только по их обслуживанию, но и в целом по газомоторным машинам. Учитывая все выгоды, мы поняли, что за этим видом топлива будущее.

— Как на данный момент это направление развивается?

— Этой технологии на самом деле более 20 лет, ее внедрение затрудняют высокая стоимость строительства заправочных станций и перевод некоторого вида транспорта на данный вид топлива. На данный момент в Новосибирске существует только одна специализированная АЗС — на ул. Петухова. Тем не менее заправщики сейчас ринулись в этот сектор, и налицо дефицит мест, поэтому в «Газпроме» активно сейчас ищут места для расположения этих заправок. «Сибирь-Развитие» в свою очередь планирует перевести на газ еще тракторы и погрузчики, всю тяжелую карьерную технику. Топливо экологично, в обслуживание проще, чем солярное, и совершенно безопасно, не требуется никаких специальных систем пожаротушения. В то время как при использовании пропана необходимо наличие внушительных установок по вытяжке и приточке. Метан же опасен только в момент заправки, поэтому мы используем специальные обучающие программы для персонала. Сейчас работаем над созданием обучающего центра по эксплуатации техники на газе.

— Где еще может применяться эта инновация, несмотря на давний срок появления?

— Помимо автопрома, они могут использоваться как в небольших жилых поселениях, также и пароходство может перейти на такую форму заправки. К 2017 году планируем использовать разработки KOMATSU и Caterpillar, уже заказаны соответствующие НИОКРЫ. Пока же большая часть техники еще работает на смешанном цикле. Также ждем наработок и для открытия производства по сжижению газа.

— Когда планируете запустить производство?

— Завод открываем для использования продукции — сжиженного газа для своей техники. Планируем открытие в этом году, но отмечу, что проект требует большого объема инвестиций — порядка 300 млн рублей. Возможно, запуск предприятия случится в следующем году, так как у нас имеется множество других инвестпрограмм, и некоторая трудность возникает с окупаемостью. При налаженном рынке сбыта она может составить года два. Поэтому мы сейчас активно ищем потенциальных потребителей. Предполагаемое место размещения — на улице Петухова, мощность 0,5 тонны в час. В штатном режиме, который позволит останавливать производство, — 1,5 тонны в час. Есть и другой режим — непрерывный крекинг, при котором процесс сжижения остановить нельзя. Но поскольку пока нет понятного рынка сбыта, то остановились на более дорогом остановочном режиме. Разработка потребует порядка $50 млн, но это уже будет осуществлять «Газпром».

—Как продвигаются разработки месторождений?

— У нас уже работает песчаный карьер, мы его оцениваем как эффективное предприятие. Марусино — хороший карьер с высокой культурой сбыта и производства. Окупаемость его, конечно, ниже, чем у жилья, но опять же и рисков меньше. Хотя это закономерность: когда стоимость конечного продукта ниже, то и сроки окупаемости удлиняются, но уровень надежности предприятия остается более высокой. По щебеночному карьеру ведем геологоразведку, на основании которой уже будет разработан проект. Недрозапас расположен в Тогучинском районе Новосибирской области. Его хватит более чем на 100 лет. Объем добычи щебня составит 2 млн тонн в год. Вероятно, уже в этом году мы откроем предприятие. Кстати, в связи с работами в карьерах мы также заказали НИОКРЫ по газовым двигателям. Дело в том, что работа БелАЗов приводит к большой загазованности пространства, и в результате приходится устраивать вынужденные простои 1–2 дня. В то же время применение сжиженного газа позволит избегать таких перерывов и в целом проводить работы в куда более экологичных условиях.



Comments are closed.

Так же в номере