Главная » Бизнес » Илья Балахонов: «В 2012 году мало что изменится»

Илья Балахонов: «В 2012 году мало что изменится»

В Новосибирске достаточно сложно вести бизнес в сфере недвижимости, утверждают участники рынка. Открыть свое агентство не составляет большого труда — остаться на этом рынке удается единицам. О том, как правильно организовать работу агентства недвижимости, насколько важны фирменный стиль компании и внутрикорпоративная этика, корреспондент «КС» ПОЛИНА ЗВЕЗДИНА побеседовала с директором компании «Доктор Ключ» ИЛЬЕЙ БАЛАХОНОВЫМ.

Острая конкуренция

— Илья Геннадьевич, считаете ли вы рынок агентств недвижимости в Новосибирске насыщенным?

— Это однозначно так. Конкуренция среди агентств очень высока. Вообще, наш рынок, если брать термины из учебников, — это рынок совершенной конкуренции. Это значит, что существует множество компаний, предлагающих одну и ту же услугу, одни и те же технологии. По сути, нельзя ничем выделиться, обособиться и занять какую-нибудь определенную нишу. Несмотря на то что есть разные сегменты рынка — коммерческая недвижимость, жилая, загородная недвижимость, — все равно агентства занимаются всем подряд. Кроме того, и цена услуги примерно одинакова. Таким образом, главным критерием выбора для клиентов становится возраст компании. Чем больше лет участник рынка недвижимости находится на рынке, тем более он надежен. Думаю, если делать определенное разделение между агентствами, то можно выделить компании первого эшелона — крупные организации, давно известные и с большим количеством филиалов; компании второго эшелона (мы относим себя к ним), тоже давно известные, со сложившимся коллективом, но не имеющие такого огромного количества филиалов в каждом районе; и мелкие компании третьего эшелона, которые либо на рынке недавно, либо они такие маленькие, что про них толком никто не знает. Именно среди последних иногда и можно найти нишевые агентства, которые занимаются, например, только загородной недвижимостью или элитной, но они такие немногочисленные и мелкие, что на рынок практически не влияют. По сути, конкурентных преимуществ, которые значительно отличали бы одно агентство от другого, нет.

— В таком случае у меня возникает вопрос: а как же сервис? Разве это не способ привлечения клиентов?

— Да, пожалуй, это так, и мы действительно уделяем много внимания этому вопросу. Наше понимание сервиса состоит из двух вещей: во-первых, скорость, во-вторых — безопасность. Сделки с недвижимостью — это достаточно крупная для клиентов операция, которую они зачастую проводят раз в 5–10 лет, а может и реже, поэтому к этой услуге стоит подходить прежде всего с точки зрения безопасности.

— Недавно УФАС начало проверку агентств недвижимости. Есть ли какие-нибудь ожидания от этих действий?

— Да ничего особенного не ожидаем. Нам был сделан запрос, мы на него ответили, предоставили все данные, которые они у нас просили. У нас все достаточно прозрачно, поэтому бояться нам нечего. В таких проверках я вижу только плюсы — они позволяют устранить недобросовестную конкуренцию на рынке.

Специфика отрасли

— Насколько мне известно, «Доктор Ключ» далеко не сразу стал многопрофильным агентством. Как вы развивались, как появлялись новые направления работы?

— К каждому этапу развития мы подходили постепенно. Начав в свое время с аренды жилой недвижимости, быстро перешли к продаже как на вторичном рынке, так и в новостройках. Мы просто входили в востребованные сегменты рынка. Когда в свое время спросом пользовалась элитная недвижимость, мы взяли и обучили сотрудника, который смог бы специализироваться именно на этом направлении. Теперь мы присутствуем практически везде, кроме зарубежной недвижимости. В качестве нашей самой сильной стороны я бы выделил работу с коммерческой недвижимостью.

Не стоит забывать, что на объем работы агентств влияют и всевозможные социальные программы. Например, материнский капитал стимулирует рынок вторичного жилья и новостроек экономкласса. Соответственно, чувствуя тенденции рынка, мы подстраиваемся и уделяем внимание тем сегментам, в которых заметна наибольшая активность.

— Но раньше вы работали в сфере зарубежной недвижимости, теперь нет. Почему?

— Направление было недостаточно востребованным, когда мы его ввели. Тем не менее мы бы очень хотели вернуться к нему. Мы знаем, как работать с зарубежной недвижимостью, и у нас есть планы по ее вторичному ведению, но на сегодняшний момент это не совсем актуально. Клиенты есть, и с каждым годом желающих вложить деньги в недвижимость за рубежом все больше, но пока их количество все же недостаточно.

— Расскажите подробнее про ваш гарантийный сертификат. Что он дает вашим клиентам, бесплатен ли он или его надо купить дополнительно?

— Он выдается при любой сделке бесплатно. Сертификат — это подтверждение безопасности сделки, и если клиенту будет нанесен ущерб, его погасит компания. Разумеется, вероятность того, что нашим клиентам понадобится такой сертификат, очень мала. Это скорее наш способ дать им дополнительную уверенность в нашей компании. Мы еще на стадии принятия решения по сделке стараемся отсекать все сомнительные дела, поэтому риска для нас практически нет. Тем не менее в 2011 году была ситуация, когда мы приобрели квартиру клиентке, потерявшей право собственности несколько лет назад из-за недобросовестности продавцов. И хотя нашей вины в этом не было, мы решили сделать выплату, так как подтверждаем свою гарантию.

— Много ли агентств в Новосибирске выдают такие сертификаты?

— Их можно пересчитать по пальцам, и все они достаточно известные, но реально выплачивают не все.

Сайт и бренд

— Хотелось спросить про ваш сайт. Это один из немногих сайтов агентств недвижимости, где можно найти практически любой объект, прочитать его описание и посмотреть фото. Как давно был запущен этот электронный продукт?

— Как раз тогда, когда у нас был проведен ребрендинг — в 2006 году, — мы изменили фирменный логотип, стиль компании и вошли в сегмент элитного жилья как по многоквартирным домам, так и по загородной недвижимости. Собственно, из-за последнего мы и создали такой подробный и наглядный сайт.

— Ребрендинг был проведен своими силами или обращались в специализированные фирмы?

— Мы работали с рекламным агентством, так как смогли доверить разработку фирменного стиля только профессионалам. Кстати, хотелось бы добавить, что мы уделяем не меньшее внимание и внутрикорпоративным стандартам. Это выражается в общении сотрудников с клиентами и между собой. Каждого новичка, который к нам приходит, мы стараемся сразу погрузить в эту атмосферу взаимопомощи и командной работы.

— После запуска сайта вы почувствовали, что компания сделала шаг вперед по привлечению клиентов?

— Мы изначально рассматривали сайт как дополнительный информационный портал для нас, и эти ожидания оправдались. Такой ресурс удобен для нас и для клиентов. К нам часто обращаются люди, у которых уже есть определенный багаж знаний по нашей базе, а иногда заявки приходят непосредственно с сайта. Это касается не только элитной недвижимости, но и торговых помещений, экономжилья — любых объектов Новосибирска, с которыми мы работаем.

— На сайте у вас есть каталог престижных домов, разбитый на категории «люкс», «премиум», «бизнес» и «эконом». По каким критериям составлялась эта классификация?

— Мы позаимствовали эту классификацию у московских коллег, хотя, конечно, для Новосибирска ее пришлось немного изменить. В Москве эти классы намного более ярко выражены, но мы все равно захотели перенести это разделение на наш рынок и, кстати, сделали это первыми еще в 2006 году. Я думаю, нам на уровне удалось реализовать задуманную концепцию, хотя, конечно, понятно, что то, что мы называем в Новосибирске «люкс», в Москве попало бы в «премиум», а возможно и в «бизнес». Логика же деления в общем одинаковая: дома категории «люкс» — это наиболее укомплектованные среди элитного жилья дома. Удобное местоположение в центральных районах, достойная техническая и инженерная начинка, обязательная инфраструктура, наличие охраны, огороженной территории и видеонаблюдения. Особенно важно для новосибирской элитной недвижимости местоположение. Если в столице дом со всеми перечисленными параметрами строится где-нибудь в зеленой зоне, то его привлекательность автоматически повышается, у нас же люксовыми считаются только дома в центре. Многоквартирный проект, расположенный где-нибудь в бору, недалеко от города, вряд ли будет востребован, тем более если цена будет соответствовать классу «люкс».

— Кстати, можете ли назвать примерные ценовые промежутки домов разных категорий?

— Между классами существует корреляция, но четкой ценовой границы нет. В разных классах есть дома «бренды», в которых квадратный метр значительно выше, чем в других зданиях его сегмента. Например, дом на Романова, 39. Казалось бы, и по планировкам ничего такого особенно выдающегося, и по инженерным решениям, но цена очень высокая, на мой взгляд, на некоторые объекты завышенная — 120 тыс. рублей за квадратный метр. Тем не менее квартиры все равно продаются. В аналогичном комплексе на Октябрьской, 34 цена уже намного ниже.

Вопросы менеджмента

— Расскажите, как вы начали работать в агентстве.

— Я пришел в компанию в 1998 году простым риелтором. Меня никто не переманивал, я просто узнал, что открылось интересное агентство недвижимости, где можно было бы себя проявить и достичь профессиональных успехов. Думаю, большинством руководили те же цели. В итоге за два года мы успели открыть пять филиалов. Хочу заметить, что в фирме много сотрудников, которые пришли в агентство вместе со мной со дня основания. Также мы с радостью берем и молодые кадры на обучение.

— Что позволило сохранить постоянную команду?

— Сотрудникам у нас удобно. Помимо того, что мы стараемся поддерживать хорошие человеческие отношения между кадрами, мы работаем командой, что гораздо безопаснее и намного менее нервозатратно, чем когда один риелтор решает все юридические и ипотечные вопросы. Сейчас рынок таков, что одному человеку справиться с задачей тяжело, нужны помощники: юристы, специалисты по ипотеке, оформители. Кроме того, наш учредитель активно участвует в управлении, создавая единую политику. У нас недирективный стиль руководства, все решения мы принимаем сообща.

— Вы упомянули, что в офисе есть отдел стажеров: предпочитаете воспитывать кадры самостоятельно?

— Да, мы считаем, что воспитать своих специалистов проще, удобнее и честнее, чем переманивать чужих сотрудников. Мы отдаем предпочтение именно молодым кадрам, чего не делают многие агентства, так как считается, что в недвижимости чем больше возраст сотрудника, тем больше его жизненный опыт, который может помочь ему в работе. Я с этим не совсем согласен. Сейчас к нам устраивается очень активная молодежь 1980-х годов рождения, готовая работать и развиваться. Они мобильные, могут сами сделать неплохие фотографии объекта, провести грамотную презентацию, легко обучаются. Мы не боимся рисковать, так как все сделки у нас все равно проходят через юриста и директора, кроме того, по каждому направлению есть опытные сотрудники, в команде с которыми и работают новички.

— Насколько сложно сейчас организовать собственное агентство недвижимости?

— Самая большая преграда для открытия собственного агентства — уровень доверия. Помимо этого, порог входа на рынок растет год от года, так как со стороны клиентов увеличивается количество требований по безопасности проведения сделок. Главное — уже после открытия работать эффективно, а чтобы этого достичь, необходимо доверие, которое не возьмется из ниоткуда. Каждый год рентабельность новых агентств недвижимости все меньше и меньше. Знаю много примеров, когда организация открывается, работает полгода на энтузиазме, а потом не выдерживает конкуренции и закрывается.

— Что-то может позволить выжить?

— Клиенты сейчас стали достаточно избалованными, они привыкли к сервису, чтобы с ними, если можно так выразиться, возились. Необходимы высокий уровень обслуживания клиента и полноценная команда, что сложно организовать в самом начале.

— Когда три года назад грянул кризис, стоимость на элитное жилье значительно упала, а на экономсегмент, наоборот, выросла. Говорят, в 2012 году произойдет повторение данной ситуации, так ли это?

— Хотел бы сказать, что состояние в сфере недвижимости Новосибирска мало зависит от фондовых рынков. Например, во время того же кризиса 2008–2009 годов цены стали сильно колебаться только через полгода после начала экономических проблем. Мне кажется, что теперь, для того чтобы произошли кардинальные изменения на рынке новосибирской недвижимости, должно случиться что-то макроэкономическое — резкая смена курса валют, например. Рынок недвижимости связан с долговым рынком посредством процентной ставки по ипотечным кредитам: если она повышается, недвижимость падает. Однако продавцы элитной недвижимости в этой ситуации могут цены не снижать, просто отложив продажу до лучших времен. Что касается экономнедвижимости, спрос на нее в любом случае будет расти. Сейчас у нас есть большой пласт клиентов, которые хотят улучшить свои жилищные условия, при этом все государственные стимулирующие программы никто пока не отменял. Думаю, в 2012 году мало что изменится.



Comments are closed.

Так же в номере