Главная » Спецвыпуск » Социальная ответственность бизнеса - процесс, невозможный без партнерства

Социальная ответственность бизнеса — процесс, невозможный без партнерства

Андрея Старых, президента СК «Первомаец», в этом году СМИ называли одним из самых интересных молодых политиков Новосибирска. 2003 год принес свои успехи и клубу, и самому Андрею Старых. По оценкам специалистов, спортивный комплекс «Первомаец» сегодня один из лучших в стране. Андрей Старых в декабре 2003 года возглавил Новосибирское отделение ВДО «Спортивная Россия» — организации, которую прочно связывают с «Единой Россией». В основе этого успеха, как признался АНДРЕЙ СТАРЫХ корреспонденту «КС» ИВАНУ ПЕТРОВУ, лежит идея социального партнерства, к которому не так давно устремилось наше общество, в том числе развивая социальную ответственность бизнеса.

— Андрей Викторович, что такое, по-вашему, социальная ответственность бизнеса?

— Это комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды, в отношении общества в целом. Забота об обществе — это наиболее высокая степень социальной ответственности. До нее предприятиям и организациям нужно дорасти, причем не только этически, но и финансово, и организационно. Предприятию требуется оборудование для выпуска качественной продукции, надо платить налоги, зарплаты, вести внутренние социальные программы, чтобы сотрудники дорожили своим предприятием. И только после этого наступает очередь сообщества. Наверное, в этом и заключается первая причина того, почему в Новосибирске социальная ответственность бизнеса еще не пользуется таким спросом, как, скажем, в Москве.

— Судя по вашему ответу, социальная ответственность не похожа на «движение души»…

— Новую составляющую в благотворительность и социальные программы предприятий внесло развитие рынка. За десять лет Россия прошла путь Америки и Европы от хаотичного высоко-прибыльного рынка к рынку высококонкурентному. Основной характеристикой нового рынка является ожесточающаяся борьба за потребителя, который становится все разборчивее и капризнее. Именно в этот момент вступают в игру социальные составляющие имиджа и брэнда. К тому времени, как коммерческие структуры осознали важность социальной ответственности, в России сформировался профессиональный институт некоммерче-ских организаций, готовых выступать полноправными партнерами в реализации этих программ.

Именно благодаря этому и может состояться такой клуб, как «Первомаец». Мы, наверное, являемся редким примером эффективного сотрудничества власти, бизнеса и некоммерческой организации, которой по сути является СК «Первомаец». Тем, что называется красивым термином «социальное партнерство».

С одной стороны, у нас есть поддержка исполнительной власти, выделившей нам объекты под реконструкцию и развитие, с другой стороны — мы в числе первых некоммерческих организаций в России создали при клубе попечительский совет, в который вошли представители крупных корпораций, кроме того, и это самое главное, наша основная миссия — решение социальных проблем города. Каждый подходит к решению этих проблем в соответствии с теми возможностями, которые у него есть. Мы можем развивать спорт. Любительский или профессиональный, это неважно. Наш стимул для мальчишек, которые могут покинуть подворотни и подвалы, — это чемпионские титулы и медали. И не только это. Скорее, принадлежность к некоей социальной группе, которая задумывается над своим будущим и строит его своими силами.

К счастью, интерес к спорту в последнее время возрос. Россия должна быть здоровой страной, физкультура и спорт должны стать приоритетами в воспитании молодежи. И здесь дело не в олимпийских медалях, а в том, что мы даем детям альтернативу наркотикам, хулиганству. Но любой некоммерческой организации, какого бы направления она ни была, нужна помощь власти и бизнеса. С одной стороны, для того чтобы не отвлекать силы от выполнения своей основной задачи, с другой стороны — для того чтобы сделать общее дело.

— Как вы думаете, есть какое-либо объединяющее звено во взаимоотношениях коммерческих структур и власти?

— Идеология общего дела должна быть главенствующей в социальных программах. И эта идеология должна стать основой и для тех решений, которые принимает власть, и для того выбора, который делает бизнес. Нельзя брать налог за решение социальных проблем сообщества, нельзя принимать решения о социальных программах региона, не зная, кто эти программы будет выполнять, нельзя продолжать развивать компенсационную социальную помощь: И, как ни крути, именно позиция власти является определяющей в развитии социальной ответственности бизнеса. Только тогда, когда мы примем условия взаимовыгодного и эффективного сотрудничества, прекратятся сетования на недостаток бюджета.

Такой подход взят за основу и в работе ВДО «Спортивная Россия». Мы согласуем свои планы работы с планами областных и городских спорткомитетов, включаем в работу мероприятия частных и общественных спортивных организаций и предусматриваем участие частного бизнеса в реализации этой программы. Причем не по системе — дали денег, и спасибо, а в плане выстраивания партнерства, в котором каждый из партнеров получает свою выгоду. Спорт — поддержку, государство — выполнение программ, бизнес — имидж.

Я думаю, что в ближайшие годы профессиональный подход к социальной ответственности может стать определяющим в социальной политике регионов и России. Пора уходить от закрытых правительственных фондов; программ, в которые средства перечисляются скорее по принуждению, нежели по рациональному выбору. При разработке государственных программ необходимо учитывать мнение тех, кто «работает на земле», и использовать инструмент обще-ственных консультационных советов. Есть инструменты экспертизы, проектного управления: Мы должны взять все это на вооружение, чтобы развивались и бизнес, и его ответственность. Этим устремлениям есть простое объяснение — любая деятельность коммерческой организации должна быть рентабельной и вести к развитию бизнеса. Если эти условия не соблюдаются — и неважно, по причине плохих законов или плохих исполнителей, — бизнес не будет вкладывать в социальное развитие. И не потому, что коммерческие организации жестокосердны, а потому, что любой иной подход нарушает экономические правила.

На правах рекламы

Иван ПЕТРОВ


Comments are closed.

Так же в номере