Главная » Спецвыпуск » Положительную репутацию быстро не заработать

Положительную репутацию быстро не заработать

Крупные заводы с солидной историей наработали хорошие традиции в социальной сфере. В советское время такие предприятия содержали жилые дома, детские сады и спортивные комплексы, а также инфраструктурные объекты. Сегодня многое изменилось, но социальная политика остается одним из приоритетных аспектов в деятельности предприятий. Об основных направлениях социальной поддержки корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ ПОПОВУ рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» по общим и социальным вопросам ВАЛЕРИЙ ЛОПАТКИН.

ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» является крупнейшим производителем ядерного топлива для АЭС, тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и тепловыделяющих сборок (ТВС). В настоящее время предприятие снабжает ядерным топливом большую группу энергетических блоков с суммарной мощностью до 20 млн киловатт.

Фото Михаил ПЕРИКОВА

— Валерий Александрович, в последнее время стали актуальными дискуссии о социальной ответственности бизнеса. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Дискуссии о социальной ответственности бизнеса ведутся уже не один десяток лет. Предпринимательское сообщество давно поняло, что извлечение прибыли — лишь одна из задач бизнеса, что необходимо направлять часть своих ресурсов и на социальные проекты. Сегодня любая коммерческая организация связана с различными социальными сферами, в которые входят и потребители, и поставщики, и сотрудники фирмы, и руководители. Кроме того, есть структуры, которые могут в разной степени влиять на существование организации. Прежде всего это местные жители, СМИ, группы общественного давления, власть и т. д. В любом случае компания обязана уравновешивать свои экономические цели с социальными интересами тех, кто составляет эту среду. Другими словами, бизнес просто обязан быть социально ответственным.

Сегодня во многом сформировались представления о том, как обязана вести себя организация, которая намерена стать добропорядочным членом общества. Компания должна активно действовать в таких сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение, безопасность, защита прав потребителей, культура и спорт.

— Почему обсуждение этих проблем актуализировалось только сейчас?

— Изменилось отношение к бизнесу. 70-летний период советской истории, в котором существовали определенные отношения власти и предпринимательства, оказал глубокое воздействие не только на экономическое развитие России, но и на формирование соответствующего типа мышления. Различные предрассудки относительно бизнеса формировали стойкое негативное отношение к предпринимателям. Но, как ни крути, общественная стабильность в демократическом государстве держится на сложившейся системе взаимной ответственности бизнеса, власти и других институтов гражданского общества, то есть на социальном партнерстве.

С одной стороны, социальная ответственность бизнеса перед обществом заключается в производстве, создании рабочих мест; перед государством — в выплате налогов. Бизнес не обязан дважды платить, если государство плохо управляет деньгами, которые поступают в бюджет от налогов. Эту позицию легко понять и трудно оспорить.

Но, с другой стороны, компании не могут отрицать, что работники предприятий, потребители — это социальные группы, со своими ценностями, культурой, связями, участвующие в формировании общественного мнения. А конкуренция заставляет бизнес бороться за постоянных потребителей, за каждого человека. Поэтому устойчивая положительная репутация не зарабатывается быстро и не покупается дешево.

— Какими, на ваш взгляд, могут быть способы социальной поддержки?

— Это может быть благотворительная помощь, спонсорство проектов или пожертвования. Именно социальная активность компании помогает зарекомендовать свой брэнд в обществе как «добрый», а любому брэнду это выгодно. Конечно, бизнес «приучен» контролировать свои ресурсы. Это должно распространяться и на средства, которые направляются на социальные проекты: здесь нужно обеспечить два условия — адресность и прозрачность. Только в этом случае можно выстраивать долгосрочную социальную политику в отношении как своих работников, так и представителей внешней среды.

— Каковы основные механизмы договоренностей между властями регионов и бизнесом?

— Готовых рецептов нет. Необходимо учитывать специфику каждого региона, субъективные и объективные факторы. Но в любом случае это должны быть отношения, направленные на взаимопонимание и поддержку. Если власть с пониманием относится к проблемам компании, идет ей навстречу, помогает всей «мощью» своего бюрократического аппарата в решении вопросов, жизненно важных для фирмы (например, согласование документации, получение различных разрешений, лицензий, решение вопросов собственности и т.д.), то она вправе рассчитывать на всестороннюю помощь организации.

Так, например, при админи-страции Калининского района Новосибирска, в котором расположено наше предприятие, создан совет директоров крупных компаний (среди них — НЗХК, производственное объединение «Север», ОАО «Промстальконструкция», ОАО «Белон», «Русич»). Мы встречаемся, советуемся, выделяем средства на различные проекты. Например, на строительство храма на улице Учительской. Но, вместе с тем, мы можем и с власти спросить, что она сделала, получив эти средства. Конечно, есть пример компаний, за счет которых живут целые города, — например, ГМК «Норильский никель» и Норильск. Но мне кажется, что взаимодействие нескольких компаний по развитию той или иной территории, как это делается у нас, более выгодно.

— Расскажите о составляющих социальной политики НЗХК.

— О социальной сфере наш завод не забывал никогда. В советское время НЗХК содержал на балансе более 1,75 млн кв. м жилья, 33 детских дошкольных учреждения, которые посещали 4,5 тыс. детей. Конечно, все это передано в муниципальную собственность. Сегодня ведутся работы по передаче городу детского дома культуры им. Пичугина и Дворца культуры им. Горького. Несмотря на эти потери, мы продолжаем вкладывать большие средства в социальную сферу. Так, в 2003 году из прибыли предприятия на социальные программы было выделено 132 млн руб., а на следу-ющий год запланировано 172 млн руб. Эти суммы распределяются по трем целевым направлениям: дети, ветераны и здоровье.

— Есть информация, что НЗХК увольняет ветеранов…

— По этому поводу уже прошло много публикаций, не всегда объективных. Завод является акционерным обществом, и его основной целью является извлечение прибыли. Чем больше будет наша прибыль, тем больше мы сможем вкладывать в социальную политику. И проводимая сейчас на заводе программа оптимизации численности персонала направлена прежде всего на повышение производительности труда. 572 ветерана сейчас уходят на пенсию. Но мы не просто увольняем сотрудников. Каждый написавший заявление об увольнении получит единовременное пособие в размере 50 тыс. руб., к которому прибавятся выплаты в размере 10% от среднемесячного заработка работника за каждый год его работы (это еще до 40 тыс. руб.). Кроме того, еще 50 тыс. руб. человек будет получать в течение шести лет в качестве прибавки к пенсии. Так что это не просто увольнение. И силой никого не увольняют, все делается только по добровольному решению работника.

Если же говорить в целом, то для реализации программы помощи ветеранам несколько лет назад был создан негосударственный пенсионный фонд «Ермак», из которого все наши ветераны получили прибавки к государственной пенсии. Кстати, доплата к пенсии постоянно росла. В прошлом году пенсионеры получали 500 руб., в 2004 году будет 700 руб. А всего у нас на сегодня 5200 пенсионеров.

Также для ветеранов действует программа материальной помощи, через которую оплачиваются медикаменты, операции, оказывается помощь в связи с тяжелым материальным положением. На эти цели в 2003 году потрачено 6,2 млн руб. (в 2004 году планируется 10 млн руб.). К этому надо добавить еще 6 млн руб., выделенных на премии ветеранам ко Дню Победы и юбилею завода. Таким образом, на дополнительную помощь пенсионерам в прошлом году было потрачено более 12 млн руб. (в 2004-м — 16 млн руб.).

— А другие программы?

— Целевая программа «Дети» направлена на организацию полноценного отдыха детей наших сотрудников, шефскую помощь школам, детским домам, общественным организациям. В связи с тем, что с 2004 года у нас не будет собственного детского лагеря, мы заложили 12 млн руб. на приобретение путевок в детские лагеря Новосибирской области для детей наших работников.

В студиях и кружках ДДК им. Пичугина и ДК им. Горького сегодня занимается 1000 и 700 детей соответственно. И независимо от того, в чьей собственности будут эти объекты, НЗХК все равно будет оказывать им адресную помощь. Так же, как оказывается помощь детским домам, расположенным в Калининском районе, которым в 2003 году было выделено более 1,2 млн руб.

В 2003 году на содержание детского лагеря, домов культуры, спортивных объектов было потрачено более 55 млн руб. Кроме того, на ремонт бассейна «Нептун» ушло более 5 млн руб., на ремонт ДК им. Горького — более 6 млн руб. Ремонт бассейна значительно изменил его внешний облик, были заменены старые витражи, что позволит экономить на теплоснабжении и повысит безопасность объекта.

Кроме того, мы вкладываем значительные средства в развитие детского спорта в Калининском районе. Только в 2003 году в районе построено несколько хоккейных коробок, спортивная площадка в микрорайоне Родники (где проживает большинство работников предприятия). Также реконструирована спортивная площадка у Дома спорта, на это ушло около 1 млн руб. Это оправданно: сегодня в спортивных секциях бассейна и Дома спорта занимается около 3 тыс. работников НЗХК и их детей. Несмотря на значительные затраты на содержание спортивных объектов, мы не намерены от них отказываться. В перспективе мы планируем выделить эти объекты в дочерние предприятия и добиться их безубыточности, а в идеале — и доходности.

— Расскажите о программе «Здоровье».

— Главная задача этой программы — профилактический мониторинг состояния здоровья работников с целью своевременного реагирования и нейтрализации действия вредных производственных факторов, повышения работоспособности и, в конечном итоге, трудовой активности заводчан.

В свое время наших сотрудников обслуживала медсанчасть N 25, но она была передана в собственность города. Поначалу мы считали, что больница в полном объеме продолжит работать для нас, но этого, к сожалению, не произошло. Было такое время — нужно было зарабатывать. Поэтому руководство завода приняло решение создать собственную медсанчасть. Сегодня в структуру этой больницы входят поликлиническое и стоматологическое отделения, дневной стационар, санаторий-профилакторий, 11 здравпунктов в подразделениях промышленной площадки. Для работников завода все процедуры в медсанчасти бесплатные. Кроме того, свою клинику мы оснастили новейшим оборудованием, причем некоторые приборы вообще уникальны, их нет нигде в городе. Медсанчасть обслуживает около 10 тыс. человек, 7 тыс. человек ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр. Дополнительно НЗХК заключает договоры добровольного медицинского страхования для обеспечения амбулаторных поликлинических исследований и специализированной помощи работникам, в том числе в санаториях Новосибирской области и Алтая. Так, сумма заключенных договоров ДМС в 2004 году составит более 40 млн руб. Кроме того, у нас хорошие отношения с НИИПК им. Мешалкина. В ближайшее время площади МСЧ ОАО «НЗХК» будут расширены — мы планируем построить трехэтажный диагностический комплекс на 3 тыс. кв.м.

Кстати, несколько лет назад в прессе прошел цикл публикаций, в которых завод обвинялся в «сверхвредности» производства. Тогда мы провели исследования и выяснили, что по уровню онкологических заболеваний, рождаемости и смер-тности Калининский район Новосибирска является одним из наиболее благополучных. Уверен, что это во многом достигнуто за счет долгосрочного и эффективного проведения нашей экологической программы и программы «Здоровье».

— Какие еще социальные проекты реализует завод?

— Мы уделяем большое внимание общежитиям — их у нас пять, и в них проживает более 1,2 тыс. человек. Затраты на содержание общежитий в 2003 году составили около 12 млн руб.

В целом обеспечение работников жильем является еще одним из центральных направлений социальной политики НЗХК. Мы постоянно работаем над этим вопросом. Например, для привлечения и закрепления на заводе специалистов высокой квалификации мы покупаем для них квартиры (в прошлом году на это ушло 20 млн руб.). Конечно, это не подарок, а фактически кредит, но работники довольны. Так что социальная политика НЗХК — это многоплановый комплекс мер, который направлен не на «прожигание» ресурсов, а на повышение эффективности работы предприятия.

На правах рекламы

Александр ПОПОВ


Comments are closed.

Так же в номере