Главная » Спецвыпуск » Региональные компании обзавелись автопарками

Региональные компании обзавелись автопарками

Оксана СНИЦАРЬ

 

Конкуренция на новосибирском рынке автомобильных грузоперевозок продолжает усиливаться. Однако это связано не столько с увеличением количества перевозчиков, сколько с тем, что все больше предприятий предпочитают обзаводиться собственным автопарком. Сегодня предприятия готовы сами возить свои грузы не только в пределах города и области, но осуществлять междугородные и даже международные перевозки. Это приводит к тому, что традиционные перевозчики уступают новым игрокам свое место на этом рынке. Разобраться в схемах грузоперевозок попыталась корреспондент «КС» ОКСАНА СНИЦАРЬ.

 

Свой автопарк дороже, да лучше

 

Грузовой автопарк региональных компаний становится все больше. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО

Время, когда основную массу автомобильных грузоперевозок осуществляли крупные специализированные перевозчики, прошло. По словам руководителя департамента транспортного комплекса и систем связи администрации Новосибирской области Владимира Никонова, упрощение системы лицензирования автомобильных перевозок привело к тому, что теперь перевозчиком может быть любая зарегистрированная компания (при этом не имеет значение, сколько машин в ее автопарке). «Сегодня невозможно сказать, какое количество перевозчиков в городе и области занимается транспортировкой грузов», — говорит Владимир Никонов.

Расширение рынка привело к тому, что сами предприятия-грузоотправители стали обзаводиться собственным автопарком для осуществления постоянных грузоперевозок. «Сейчас на новосибирском рынке автоперевозок такая модель работы предприятий становится все более распространенной», — считает Никонов.

Это подтверждают и специалисты транспортной компании «Байт-Транзит-Континент». По их мнению, сегодня к перевозчикам для транспортировки грузов по городу и области обращаются мелкие клиенты либо компании, осуществляющие эпизодические перевозки. В остальных случаях предприятия доставляют грузы самостоятельно.

По словам заместителя гендиректора компании ОАО «Новосибирскхлебопродукт» Юрия Фауста, содержание собственного автопарка (ГСМ, покупка запчастей и проч.) обходится в сумму от 200 до 400 тыс. руб. ежемесячно в зависимости от сезона. Однако все это окупается возможностью оперативно решать задачи перевозок. Кроме этого, собственный подвижной состав гарантирует точность доставок по городу. По мнению руководства компании, аренда автотранспорта выгодна только для решения разовых задач (например, аренда спецавтотехники).

Еще одним примером может служить компания «МТС в Новосибирске», которая имеет свой автопарк, состоящий из «ГАЗелей» и ВАЗ-21213 «Нива». По словам пресс-секретаря компании Антона Калтыгина, политика в выборе марок машин обоснована тем, что зачастую автомобили эксплуатируются в тяжелых условиях, например, при установке оборудования в областных центрах. Для перевозок небольших грузов в пределах города и области компания использует собственные автомобили, а для транспортировки крупных грузов привлекает специализированных перевозчиков. Содержание большого парка было бы неэффективно для компании, так как крупные грузоперевозки являются эпизодическими. «К тому же при небольшом автопарке удобнее проводить централизованное оснащение автомобилей. Например, централизованно закупались и устанавливались комплекты громкой связи», — говорит Антон Калтыгин.

Перевозки на сравнительно небольшие расстояния осуществляет, например, и компания «Чистая вода», которая доставляет своим клиентам продукцию на фирменных автомобилях. Зачастую транспортные отделы крупных компаний, которые нуждаются в перевозках значительных объемов продукции, выполняют доставку грузов не только по городу и области, но и по России и СНГ.

Иногда корпоративная транспортная служба разрастается настолько, что превращается в самостоятельный бизнес. Так, транспортный отдел Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК) состоит из 340 единиц автотехники, имеет свою экспедиторскую службу и может оказывать услуги по перевозкам не только самому заводу, но и другим предприятиям. «Пока перевозочная деятельность завода не является самостоятельным бизнесом. Однако не исключено, что в скором времени на базе транспортного отдела НЗХК будет создано отдельное предприятие», — говорит главный инженер управления транспортом НЗХК Сергей Козыркин.

 

Экспедиторы ищут выход

 

Еще одна модель перевозки товара — работа с экспедиторскими фирмами, которые организуют доставку груза в любом направлении. Так, например, работает компания «Сибирский берег», которая с помощью экспедиторских фирм осуществляет перевозки больших объемов грузов. По мнению директора экспедиционной компании ООО «ИЦТ Новосибирск» Александра Брылева, такой механизм транспортировки для «Сибирского берега» оптимален: «При тех объемах, которые перевозит компания, ей нужно содержать собственный парк размером не менее 100 автомобилей. Его обслуживание потребует существенных затрат».

Однако, как отмечают специалисты, крупных компаний, переправляющих грузы с помощью экспедиторов, становится все меньше: они либо обзаводятся собственным автопарком, либо предпочитают работать с перевозчиками напрямую, что значительно снижает стоимость грузоперевозок. По словам Юрия Фауста (ОАО «Новосибирскхлебопродукт»), «мы не работаем с экспедиционными компаниями, так как специфика груза (например, зерновые культуры или ГСМ) требует специально оборудованного автотранспорта, так что компания работает напрямую с перевозчиками».

По мнению директора новосибирской экспедиционной компании «Ковчег» Валерия Ледовского, такая тенденция ведет к сокращению экспедиторских компаний. Сегодня экспедиторский рынок переживает трансформацию: чтобы удержать свои позиции, все больше экспедиторских компаний расширяют сферы своих услуг — приобретают собственный подвижной состав, организуют сопровождение и страхование грузов. Например, ООО «Ковчег» приобрело два автомобиля MAN. «Это позволит нам самим осуществлять грузоперевозки, пусть пока и не в очень больших объемах, — говорит Валерий Ледовский. — В первую очередь мы планируем использовать их для перевозок грузов «Сибирского берега» — нашего стратегического партнера». Однако последовать такому примеру смогут далеко не все экспедиционные фирмы, так как для создания собственного автопарка и его поддержания в рабочем состоянии требуются существенные финансовые влияния.

 

Международные перевозчики

 

Международные перевозчики озабочены выходом региональных предприятий на рынок автоперевозок. На фото — топ-менеджеры компании «Сибэкспресс» Александр Голубев (справа) и Михаил Леденев. Фото Михила ПЕРИКОВА

Что касается международных перевозок, то здесь пока преимущество остается за специализированными компаниями. На этом рынке работают только крупнейшие перевозчики (в Новосибирске это, например, «Грузовые автомобили» и «Сибэкспресс»). Предприятия, которым требуются перевозки грузов за границу, предпочитают доверить это специалистам. Так, крупнейший в Новосибирской области экспортер — завод НОВЭЗ — ежемесячно отправляет по 15-20 машин в Германию, Польшу и т.д.

То, что компании предпочитают доверять международные грузы перевозчикам, по мнению представителя Российской Ассоциации международных автоперевозчиков в СФО Вячеслава Брайко, объясняется сложной и дорогостоящей процедурой получения всех лицензий на осуществление международных грузоперевозок. Так, минимальная сумма имущества перевозчика должна быть не менее $20 тыс. Сама лицензия стоит $8 тыс.

Однако предприятия и в области доставки международных грузов начали наступление на перевозчиков. Пока таких примеров единицы: в Омске — компания «РОСАР», в Бийске — компания «Экоте». В Новосибирске таким предприятием является «Агрохимсервис», который на собственных машинах возит свои грузы в Европу. По словам старшего менеджера компании Юлии Чаплыгиной, сейчас компания часть грузов за рубеж перевозит на собственном грузовике Volvo (стоимость одного грузовика Volvo не менее $100 тыс.), а часть грузов доставляют специализированные перевозчики. Ежемесячно компания отправляет 10 грузовиков по 20 тонн каждый. «Практика показала, что использование своего транспорта для международных перевозок окупаемо и выгодно. В 2004 году руководство «Агрохимсервиса» планирует расширить собственный автопарк до шести машин для грузоперевозок за рубеж. После получения международной лицензии на одну машину дальнейшее количество автотранспорта не имеет значения», — отмечает Чаплыгина.

Транспортные компании считают, что появление собственных автопарков — временное явление. По словам директора компании ООО «ИЦТ Новосибирск» Александра Брылина, для того чтобы автопарк окупился, необходимо не просто увозить грузы в одну сторону, но и загружать машины на обратном пути: «Для этого нужно развивать на базе предприятия экспедиционную службу, создавать серьезную техническую базу для обслуживания транспорта и вместе с тем поддерживать постоянный грузопоток. Зачем предприятию распылять свои средства и силы, если есть специальные перевозчики».

Однако менеджер департамента грузоперевозок компании «Грузовые автомобили» Денис Молчанов считает: «Появление автопарков в структуре большинства крупных компаний и развитие их до самостоятельных организаций, имеющих поддержку предприятия, составило серьезную конкуренцию перевозчикам и экспедиторским фирмам». Специалисты департамента транспорта администрации Новосибирской области полагают, что это может привести к тому, что на рынке останутся только крупнейшие игроки, имеющие давние партнерские отношения с предприятиями.

 

Точка зрения

Алексей Елисеев, региональный представитель компании ЗАО «Вольво Восток» по Сибирскому региону:

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— В настоящий момент автомобильные грузоперевозки не являются крайне популярной деятельностью в Сибири, хотя автотранспорт и позволяет осуществлять перевозки с максимальным удобством. Видимо, по этой причине в Сибири существует немного компаний, которые гарантируют стопроцентное качество доставки грузов. Это приводит к тенденции создания собственного транспортного парка у производственных и торговых компаний. Эту тенденцию поддерживают производители автомобилей для корпоративных клиентов, предоставляя различные схемы финансирования. И такое положение может сохраняться долго, пока государство не встанет на защиту собственных перевозчиков, которые могли бы улучшать собственный парк, чтобы более эффективно вести бизнес.

Региональным производственным и торговым компаниям имеет смысл создавать свой парк. Но тогда необходимы и эффективные автомобили с качественным сервисом. Сейчас в этом отношении ситуация меняется к лучшему, что должно повлиять на увеличение и улучшение парка автомобилей в Сибирском регионе.



Comments are closed.

Так же в номере