Главная » Макроэкономика » Баррель, литр и рубль

Баррель, литр и рубль

Сбываются самые страшные сны автолюбителей: цены на бензин опять поползли вверх, и, по мнению экспертов, возможно, не последний раз в этом году. Доминирующие на сибирском оптовом рынке нефтепродуктов компании ЮКОС и «Сибнефть» 1 ноября вновь повысили отпускные цены на Аи-80 и дизтопливо. Аналитики считают, что тем самым нефтяники восполняют за счет потребителей затраты на более высокие топливные акцизы и налог на добычу полезных ископаемых.

Если рост цен на топливо продолжится, бензин станет для автовладельцев «золотым». Фото Михаила ПЕРИКОВА

1 ноября филиалы торгового дома «ЮКОС-М» в Красноярске и Иркутске объявили новые оптовые цены на нефтепродукты. Немного раньше (в конце прошлой недели) цены поднял и новосибирский филиал. С начала недели тонна Аи-80 в Красноярске стоит 13,7 тыс. рублей (удорожание составило 500 руб.), за тот же объем дизельного топлива коммерсанты будут платить 13 тыс. рублей (удорожание — на 600 руб.). Цена на высокооктановое топливо пока осталась без изменений.

Пресс-секретарь красноярского филиала ТД «ЮКОС-М» Лариса Родина заявила «КС», что динамика роста цен в текущем году не согласуется с практикой всех предыдущих лет: «Если раньше в последние месяцы года на цены влиял сезонный фактор (окончание уборочной страды и снижение количества эксплуатируемого автотранспорта) и цены не только стабилизировались, но и часто шли вниз, в нынешнем году на них существенно влияет высокая международная цена на нефть».

Пресс-служба иркутского филиала ТД «ЮКОС-М» объясняет рост цен дефицитом топлива на внутреннем рынке и очередным повышением акцизов на нефть и нефтепродукты (с 3 октября ставка акциза на тонну нефти составила $87,9, на тонну нефтепродуктов — $57): «Российский налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) прямо пропорционально зависит от мировых цен на нефть: чем выше стоимость мировой «бочки» нефти, тем выше ставка НДПИ и, соответственно, его «вес» в цене литра топлива. На сегодняшний день налоговая ставка на добычу нефти составляет 347 рублей с тонны сырья. С 1 января 2005 года базовая ставка возрастет до 400 рублей».

Пресс-служба омских подразделений «Сибнефти» (Омский НПЗ и «Омскнефтепродукт») подтвердила «КС» повышение отпускных цен на Аи-80, однако заявила, что торговлю зимним дизельным топливом компания еще не начала.

Менять ценники на некоторых красноярских АЗС начали еще 28 октября. Как сообщили в «Красноярскнефтепродукте», который поднял цены 29 октября, «возможно, в будущем цены поднимутся еще на 20-40 копеек за литр, чтобы обеспечить соответствие оптовых и розничных цен».

Другие регионы не отстают от Красноярска и Иркутска. В Новосибирске ценники изменились 2 ноября. Владелец сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук предположил, что на следующей неделе розничным торговцам вновь придется поднять цену на дизельное топливо с 13,5 рубля за литр до 14 рублей.

Дальнейшего роста цен можно ожидать и от поставщиков. Как сообщили «КС» в пресс-службе ОАО «Иркутскнефтепродукт», «исходя из ситуации, складывающейся на рынке, рост цен уже сегодня мог бы составить в оптовом звене 1100 рублей, в рознице — 0,7-1 руб.». Лариса Родина не исключает, что очередной виток цен произойдет еще до Нового года: «Все зависит от мировой конъюнктуры. Если рост мировых цен на нефть продолжится, рост отпускных цен на ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) также может произойти».

Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангелев считает, что, повышая цены на нефтепродукты, нефтяные компании пытаются компенсировать свои потери от высоких экспортных пошлин и налогов: «Несмотря на большие экспортные объемы нефти и ее рекордные цены на мировом рынке, российские НК порой несут убытки и пытаются восполнить свои потери за счет внутреннего рынка». С Мангелевым согласен его коллега из банка «Зенит» Евгений Суворов: «Определяющим фактором цены в конце этого года является не завершение уборочной, а высокие экспортные пошлины, последствия от которых НК перекладывают на внутренний рынок. Поэтому очередное повышение отпускных цен на НПЗ можно ожидать еще до наступления нового года».

Цены на бензин и дизельное топливо
в Сибирском федеральном округе
после повышения (руб./литр)

Регион Аи-80 Аи-92 ДТ
Барнаул 12,5 14,5 11,5
Иркутск 13,8 16 13,8
Кемерово 11,8 13,9 13
Красноярск 12,6 14,6 нет данных
Новосибирск 13 14,5 13,5
Омск 11,65 14,05 нет данных
Томск 12,40 14,30 нет данных

Источник: «Континент Сибирь»

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере