Главная » Общество » В продолжение традиций

В продолжение традиций

Нынешний концертный сезон открывает в истории Новосибирского симфонического оркестра новую большую главу. За пультом — новый главный дирижер Гинтарас Ринкявичус. Второй главный дирижер за 52-летнюю историю коллектива.

В начале этого года оркестр да и весь музыкальный Новосибирск пережили страшный удар: в январе ушел из жизни Арнольд Михайлович Кац — человек, чьими стараниями ныне прославленный коллектив состоялся и приобрел международную известность. Он был больше, чем просто главным дирижером, он был для музыкантов родным человеком. До конца прошлого сезона Новосибирский симфонический жил без руководителя, но уже весной стало известно, что в новом сезоне оркестр возглавит литовский маэстро Гинтарас Ринкявичус. Вместе с ним музыканты оркестра выбрали и двух главных приглашенных дирижеров — Томаса Зандерлинга и Фабио Мастранжело.

И открытие сезона, и состоявшаяся накануне пресс-конференция с Ринкявичусом были по-особому значимы, ведь, по словам художественного руководителя филармонии Владимира Калужского, «этот человек будет определять новую эпоху и в биографии оркестра, и в новосибирской жизни». Маэстро легко располагает к себе — он интеллигентен, доброжелателен и прост в общении. Уже из его рассуждений становится ясно, что он настоящий профессионал. Особенно трогает, что при всей свойственной ему рассудительности Ринкявичус по-особому оживляется, когда от разговора на организационные темы переходит к разговору о музыке. И в его словах нет ни тени позерства, он просто с должной интонацией говорит о том, что для него важно, и о том, что важно для оркестра. В карьере маэстро — и руководство коллективами (сейчас, кроме нашего оркестра, он возглавляет Литовский государственный симфонический оркестр), и «одноразовые» выступления с лучшими оркестрами России и мира: «Я очень высоко ценю Новосибирский симфонический оркестр, считаю этот оркестр одним из лучших в России и Европе. Быть его главным дирижером — для меня большая честь, но и большая ответственность. Мне важно не только не разрушить то, что создал Арнольд Михайлович Кац, но и постараться, чтобы уровень оркестра поднимался». Этот сезон, как и любой другой, был распланирован заранее, еще до назначения Ринкявичуса главным дирижером, потому программ с ним ожидается не так много, но он обязательно будет дирижировать на закрытии сезона и на гастролях, которые запланированы в феврале. «Три концерта в рамках этих гастролей, если они состоятся, должны быть в Цюрихе, в Tonhalle. Это один из лучших, самых престижных залов Европы», — пояснил маэстро.

В области репертуарной политики Ринкявичус не предполагает принципиальных изменений. Он хочет, чтобы на концертах было как можно больше разной публики, при этом особое внимание уделяет молодежи: «Важно не просто потакать ее вкусам, но и воспитывать, развивать их». О нашем оркестре Ринкявичус отзывается с большим уважением и теплом: «С музыкантами работать замечательно, очень хорошо. Творческое доверие есть на самом высоком уровне, и дай бог мне его удержать все последующее время. Я очень хочу быть другом музыкантов, пользоваться их доверием и уважением». Дирижер прекрасно понимает, что проблемой номер один в следующем сезоне станет проблема зала для выступлений. (Большой зал филармонии закроется в конце сезона на реконструкцию.)

Открытие сезона было посвящено памяти Арнольда Михайловича. В первом отделении прозвучал Фортепианный концерт Грига (солистка Екатерина Мечетина), во втором — Вторая симфония Рахманинова — одно из любимых произведений Маэстро. Симфония была необыкновенно хороша: наполненная тем музыкантским трепетом, о котором говорил Ринкявичус журналистам, она стала кульминацией концерта. Знаками доверия новому главному дирижеру стали и необыкновенная самоотдача, с которой играли музыканты, и очень долгая, намного более значимая чем просто аплодисменты овация, которую устроил в конце вечера переполненный Большой зал.

Сергей САМОЙЛЕНКО


Comments are closed.

Так же в номере