Главная » Спецвыпуск » От экспорта ресурсов - к экспорту технологий

От экспорта ресурсов — к экспорту технологий

В «Основах инновационной политики до 2010 г.», принятых этим летом Советом безопасности РФ, впервые было четко прописано, что инновационная система всей страны должна опираться на региональные системы. В Сибири наибольший уровень развития инноваций достигнут в Томской области. Корреспондент «КС» ЮРИЙ ГОЛДАЕВ отправился в Томск, чтобы выяснить, почему здесь лучше всего прижились наукоемкие технологии.

Территория инновационного развития

Еще в 1994 году при ТГУ был создан Томский инновационный центр Западной Сибири — первый за Уралом. Фото Аркадия УВАРОВА

Объективные предпосылки для этого очевидны. В областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы» сказано: «По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей Томска приходится 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов».

«Еще в 1994 году при ТГУ был создан Томский инновационный центр Западной Сибири, первый за Уралом, — вспоминает Григорий Дунаевский, проректор по научной работе Томского государственного университета (ТГУ). — За время его работы было поддержано около 100 инновационных проектов, предложенных вузами Алтая, Омска, Новосибирска, Кемерова и Томска. Так накапливался опыт экспертизы бизнес-планов, технологического аудита».

«Сейчас инновационной деятельностью занимаются практически во всех регионах России, но Томская область «продвинута» в первую очередь в области стратегии, — рассказывает Сергей Мельченко, председатель комитета по научно-технической и инновационной политике администрации Томской области. — В прошлом году от создания инновационных центров и наукоградов мы перешли к формированию инновационной стратегии развития области. Это документ, типичный для регионов европейских стран, но в России такая стратегия формируется впервые. Мы ввели в оборот термин, которым пользуются сейчас все, — «территория инновационного развития». Чтобы оценить темпы этого развития, установили экономический индикатор — доля инновационной продукции в ежегодном приросте внутреннего регионального продукта (ВРП) области. Наша основная цель, чтобы эта доля к 2010 году составляла 50% — именно тогда территорию можно будет назвать инновационной. По итогам 2002 года доля инновационной продукции приросте ВРП была порядка 12,5%, в этом году надеемся довести ее до 18%, а к 2005-му — до 30%».

Для достижения этой цели необходимо, чтобы инновационные продукты разрабатывались и выводились на рынок существующими предприятиями, чтобы появлялись новые инновационные компании, а также функционировали офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы — все то, что составляет инновационную систему региона.

На повестке дня — потребности малых предприятий в новых технологиях. Востребованные инновационные разработки получают приоритетную поддержку областной администрации, что позволяет решать проблемы малых предприятий, повышая их конкурентоспособность.

«Инновационная стратегия должна реализовываться комплексно, — говорит Алексей Шапошников, директор Томского центра содействия инновациям. — У нас ежегодно создавались новые инновационные центры, затем инновационно-технологические — всего более десятка структур. Агентством развития Томской области была проведена оценка потенциала каждой из них, определены те, что действительно способны помочь развитию инновационной деятельности в регионе».

Выявлять перспективные технологии, определять их коммерческую ценность и способы защиты интеллектуальной собственности, находить заинтересованных партнеров, составлять лицензионные соглашения и договоры — это задачи офисов коммерциализации технологии, которые должны работать в вузах и институтах. В Томске уже работает три таких офиса, и в текущем году будет открыто еще столько же.

Один из таких офисов создается в Томском госуниверситете, в развитие проекта CRDF по созданию центра фундаментальных исследований в области материаловедения. Офис формируется из молодежной команды, костяк которой составляют выпускники Президентской программы подготовки кадров. Интересна концепция данной структуры: несколько сотрудников обеспечивают сервисные услуги (в области маркетинга, рекламно-информационной и патентоведческой деятельности), а непосредственную работу с предприятиями и учеными ведут пять инновационных менеджеров — специалистов в разных областях науки. Помимо средств проекта CRDF, средства на поддержку офиса (200 тыс. руб.) выделила администрация Томской области. «Мы с удовлетворением отмечаем тесное взаимодействие администрации с вузами и институтами, — говорит Григорий Дунаевский. — Они вполне могли бы сказать: вы, мол, федеральное учреждение, а область у нас бедная — обращайтесь в Москву. Но понимание того, что вложения в инновации принципиально важны для территории, положено в приоритеты области».

УНИКи

«Часть разработок бесполезно передавать на предприятия — им нужно создать минимальные условия для развития. Хотя формально в России существует около сотни бизнес-инкубаторов, созданных в разные годы на зарубежные гранты, но мало кто представляет себе, чем они на самом деле должны заниматься, — считает Сергей Мельченко из администрации Томской области. — На мой взгляд, бизнес-инкубатор — это структура, которая готовит предприятия к самостоятельной жизни. Для этого у него должна быть коммерциализуемая разработка и команда. Инкубатор должен помочь создать прототип и найти первых клиентов, а затем продать это предприятие как готовый бизнес. В России уже существуют инновационные предприятия (только в нашей области их около ста), и если их руководители видят рынок для новой разработки и она близка им по профилю, они готовы принять новую команду к себе. Фактически это тоже бизнес-инкубатор. С такой инициативой вышли полтора десятка инновационных предприятий, объединенных в НП «Аккорд», базирующееся в томском Академгородке».

Некоммерческое партнерство образовалось из малых предприятий Академгородка. Сегодня интересы партнерства включают и инновационную деятельность. Малый бизнес Академгородка охватывает более 150 МП, в которых работают около 1500 человек. Примерно четверть этих фирм управляется директорами, пришедшими в бизнес из науки. Оценивая срок жизни собственных бизнесов в 10-15 лет, участники партнерства — директора МП — обратились за свежими идеями к академическим институтам СО РАН.

В итоге родилась идея бизнес-инкубатора на базе НП «Аккорд». В его работе задействован минимум сотрудников: один человек ищет идеи, общаясь с НИИ и отдельными авторами, и оформляет резюме проекта; экономист просчитывает бизнес-план; маркетолог оценивает востребованность рынком, и еще один сотрудник работает с МП, подыскивая вариант, чтобы довести идею до опытного образца. Если все «срослось», и разработчики достигают договоренности с МП, которое выделяет людей, деньги и площади, проект запускается в работу. Возможен и такой вариант, когда под проект создается новое предприятие, в котором бизнес-инкубатор, автор разработки и поддержавшее ее МП имеют свои доли.

«Нашу идею подержали и администрация области, и областная Дума, и президиум Томского научного центра (ТНЦ), — рассказал «КС» Игорь Соколовский, директор НП «Аккорд». — Президиум ТНЦ выделил площади, а областная администрация — финансы на первый год работы. Хотя формально структуры бизнес-инкубатора еще нет, на данный момент нами собрано 46 проектов, семь из которых прошли отбор для дальнейшей работы, а три (по лазерным технологиям, контрольно-измерительной аппаратуре и электропроводящим покрытиям) уже реализуются. В разработку и выпуск этой продукции уже вложено около 1 млн рублей собственных средств предпринимателей — участников НП «Аккорд». Самое важное в нашей работе — создать у ученого четкое понимание, что он может зарабатывать деньги мозгами. И это реальность: в Академгородке есть инновационная компания с годовым оборотом $3 млн, в которой работают всего 12 человек».

ТГУ отрабатывает концепцию инновационного взаимодействия не только с МП, но и с бывшими оборонными предприятиями. Так родился проект создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИКа) на базе НИИ полупроводниковых приборов, где внедряются разработки ученых ТГУ.

Рассказывает Григорий Дунаевский: «Этот проект очень интересен с точки зрения разработки новой нормативной базы между вузом и промышленным предприятием, которая потребовалась, чтобы новые разработки не утонули в долгах предприятия. Фактически мы вытащили НИИПП из-под банкротства: туда была вынесена часть учебного процесса ТГУ, который испытывает дефицит в площадях, и университет за счет федерального бюджета закрыл платежи энергетикам (долги и пеню). В итоге было создано МП «Приборы, инструменты, комплектация», которому ТГУ предоставляет разработки, а НИИПП — технологии и оборудование. В отличие от концепции Минобразования, где в роли УНИКа рассматривается сам вуз, мы воспринимаем вуз как совокупность УНИКов и сейчас создаем, помимо уже упоминавшегося с НИИПП, еще один — с АОЗТ «Томь», где будем внедрять новый тип теплиц со светокорректирующими пленками для повышения урожайности, новыми конструкционными материалами и элементами подогрева».

Предпринимательский университет

Уникален опыт Томска, по мнению Сергея Мельченко, и в подготовке кадров для инновационной деятельности. Активной подготовкой кадров для малого инновационного бизнеса занимается Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), который превратился, по сути, в предпринимательский университет, своеобразный бизнес-инкубатор: студент-дипломник здесь может получить стартовый кредит на конкретный проект под гарантии вуза.

Рассказывает ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев: «Сегодня инновационным бизнесом занимаются те, кто пробился через смутные послеперестроечные годы, а откуда взять новых предпринимателей? Мы собираемся выращивать их из молодежи, студентов. Но проблема в том, что университеты изначально ориентированы на подготовку специалистов — наемных работников, а не хозяев. Нам предстоит готовить выпускника-бизнесмена. Для этого мы открыли школу инновационного менеджмента, куда отбираются люди со своими проектами — пока 10-12 человек ежегодно. В ТУСУРе за счет собственных доходов создан инвестиционный фонд, который предоставляет этим людям беспроцентные кредиты — 6-10 проектов в год по 100 тыс. рублей. Сейчас создаем студенческий бизнес-инкубатор, где планируем организовать около 200 рабочих мест.

Выпускник школы инновационного менеджмента должен основать свою фирму — тогда в бизнес-инкубаторе он сможет получить площади, сервисную поддержку, льготы на три года, а затем отправится в «самостоятельное плавание». «ТУСУР развивает УНИК по модели, которую мы считали своей придумкой, пока не съездили в Оксфорд, — продолжает Анатолий Кобзев. — Около Оксфордского университета действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом в $4 млрд, из которых университет получает $1 млрд. Сравните: ВВП Томской области сейчас немногим больше $1 млрд, а в Оксфорде обучается практически столько же студентов, сколько в ТУСУРе — 15-16 тысяч. Годовой оборот ТУСУРа составляет 450 млн рублей, а его фирм-компаньонов — 500 млн. И то, и другое — мало, но для российских масштабов неплохо. Мы хотим резко увеличить эту цифру, чтобы через пять-шесть лет (к 2010 году) у нас было не 15, а 150 таких фирм».

В интересах региона

«Проблема развития инновационной деятельности осложняется тем, что больших инвестиций на долговременные проекты никто не дает. Оказалось, что только Сбербанк вкладывает деньги более чем на три года, но никто не готов инвестировать в инновационные предприятия — не прижился даже лизинг», — сообщил «КС» Алексей Шапошников, директор Томского центра содействия инновациям.

Александр Келус, заместитель гендиректора Томского международного делового центра «Технопарк», считает: «Наиболее перспективный источник финансирования инновационных проектов — федеральные и региональные программы. Поддержка инноваций на этих уровнях растет: обычно по федеральным программам удается выиграть больше средств, но в прошлом году «перевес» оказался на стороне Томской области, и сейчас у нас реализуются два проекта, ориентированные на область».

Говоря о поддержке инновационных проектов, Сергей Мельченко подчеркивает ее комплексный характер: «Администрация помогает и новым интересным идеям через конкурс для молодых ученых (с 2002 года, 100 тыс. руб.), и состоявшимся научным разработкам (с 1994 года ежегодно два-три проекта получают по 200-300 тыс. руб. на доведение макета до промышленного образца). С прошлого года финансируется запуск серийного производства — по инновационной программе на эти задачи выделяется 8 млн руб. (средний размер проекта 0,5 млн). Налаживается сотрудничество с банками: в 2003 году достигнуты соглашения со Сбербанком и Внешторгбанком — инновационные предприятия могут получить там кредит под гарантии областной администрации, которая компенсирует часть платежей по процентам».

Но успешное развитие инновационной деятельности в одной отдельно взятой области невозможно, и это в Томске понимают. Необходима связка научных проектов и предприятий, чтобы найти потенциал, распределенный по регионам, и организовать межрегиональные проекты. «В 2002 году администрация Томской области выиграла конкурс на европейский проект по созданию элементов межрегиональной инновационной системы в Томске, Новосибирске и Красноярске, — продолжает Сергей Мельченко. — В этом году мы составляем базы данных по предприятиям и разработкам, организуем информационный обмен между регионами.

Юрий ГОЛДАЕВ


Comments are closed.

Так же в номере