Главная » Бизнес » «Зеленая» энергоэффективность, как приоритет

«Зеленая» энергоэффективность, как приоритет

В климатических условиях Сибири применение энергоэффективных технологий в строительстве выходит на первый план. Использование новых оконных систем, которые появляются сегодня на рынке, позволяют обеспечивать более комфортные условия проживания и экономить на теплозатратах. О перспективах применения системы KBE 88 мм при изготовлении энерго- и теплоэффективных многокамерных камерных оконных конструкций в Сибири, рассказал архитектор ЗАО «профайн РУС» АЛЕКСЕЙ ДОНСКОЙ.

Расскажите про преимущества новой профильной системы KBE 88 мм, которую Ваша компания предлагает к установке.

— КБЕ 88 — это система, которая применяется при изготовлении энерго- и теплоэффективных шести камерных оконных конструкций, основывается на накопленном с 1980 (год появления марки KBE) года опыте немецких производителей. В 2011 году наша компания презентовала эту систему на выставке «СтройСиб», тогда же стартовали ее продажи в России.

В странах Европы давно используются окна из шести камерных оконных рам, в которых используются системы шириной не менее 80 мм, оценив преимущества, связанные с повышением показателей по звуко-, теплоизоляции, а также с их энергоэффективностью. Есть ли сегодня в России и в частности, Сибирских регионах понимание того, что смена имеющегося оконного фонда нужна?

— Пластиковое окно было изобретено в Германии в 1954 году. Оно состояло из двух металлических стержней, в поливинилхлоридной оболочке. Впрочем, оконные технологии, не стоят на месте и сегодня конструкции имеют совершенно другой вид. Идет поэтапная замена оконного фонда. Кстати, в конце 90-х годов в Германии пластиковое окно стало считаться продуктом эконом-класса, который получил наибольшее распространение в связи с большим количеством жилья, сдаваемого в наем, где такие окна устанавливались. А теперь вспомните наши 90-е годы. В этот период пластиковое окно в нашей стране считалось признаком зажиточности. Я сам установил свое первое пластиковое окно только в 2002 году, когда начал работать в КБЕ.

Значит ли это, что разговоры о том, что рынку некуда расти — преждевременны?

— То, что такие разговоры — преждевременны, абсолютно точно. По некоторым данным, доля пластиковых окон, установленных в домах наших граждан, не превышает 40% от общего оконного фонда. В Новосибирской области ежегодное остекление составляет около 1 млн. кв. метров. Оконный фонд, требующий замены — в разы превышает этот показатель. Кстати, сейчас ситуация на нашем рынке стагнирует, если раньше наблюдался скачкообразный рост на 30-40%, то сегодня ежегодный прирост составляет не более 5-7%.

— Каков срок эксплуатации пластикового окна?

— Что касается ПВХ как материала для изготовления окон, то долговечность его составляет не менее 40 лет эксплуатации. Если говорить об окнах, то в России пока нет ПВХ окон старше 20-25 лет.

Учитывая бережливость наших граждан, получается, что те 40% из них, которые установили оконные блоки шириной 50-70 мм в период с начала по конец «нулевых» годов, поменяют свои стандартные окна на современные и энергоэффективные не раньше, чем через 30-40 лет?

— Не думаю, вспомните ситуацию с мобильными телефонами. В конце 90-х годов купить себе средство мобильной связи для многих было непозволительной роскошью, а сегодня люди их меняют чуть ли не каждый сезон. Сейчас даже ребенка в детский сад родители отправляют с мобильником. То же самое и с окнами, ведь не редки случаи, когда люди, заезжая в новую квартиру, меняют уже установленные пластиковые окна на новые. Другими словами, рынок не стоит на месте, и замена оконного фонда будет происходить хоть и не быстро, но планомерно.

— Ваш пример с мобильными телефонами лежит в имиджевой плоскости. Современный высокотехнологичный гаджет можно демонстрировать всем окружающим. Но кому интересно, какая у меня в квартире установлена оконная система — трех или пяти камерная?

— Повторюсь, рыночная ситуация изменчива. История знает примеры, когда спрос на качественный и дорогой товар возрастает, поскольку люди становятся платежеспособнее и потребительская корзина нуждается в наполнении. Но эти периоды сменяются кризисными временами, и тогда нам всем приходится сокращать свои расходы. Сегодня ситуация в целом благоприятна для развития сегмента производства энергоэффективных оконных конструкций. Сегодняшняя цена на окно системы KBE 88 значительно меньше, чем на трех камерное ПВХ-изделие 90-х годов. Кстати, на рынке Сибири эта система появилась только в июле 2011 года. Впервые оконные блоки на ее основе были изготовлены омской компанией «Полёт Фрис». В Новосибирске, к сожалению, система KBE 88 пока не получила должного распространения.

— С чем это связано?

— Трудно сказать. Омский регион сразу откликнулся на появление новой системы энергосберегающих технологий, дело тут даже не в реализации конкретных энергоэффективных программ, проводимых правительством Омской области, поскольку ни одного крупного объекта в Омске этой системой не застеклено. Преимущественно она применяется в частном строительстве, при установке в единичных коттеджах. Как я уже сказал, интерес к новой оконной системе проявили наши переработчики в Омске. Впрочем, уже сегодня понимающие люди начинают устанавливать окна на основе системы KBE 88. Что же касается Новосибирска, здесь имеются все предпосылки для установки таких систем. По характеру своей работы я часто езжу по городам Сибири и давно отметил, что в Новосибирске сложилась наиболее благоприятная ситуация, которая предполагает установку энергоэффективных окон.

— О каких предпосылках вы говорите?

— Как бы это не показалось странным, во многих городах Сибири горожане даже не знают, что такое общедомовые счетчики учета, которые устанавливаются сегодня ТСЖ. Люди зачастую не понимают, почему они должны платить за их установку. В Новосибирске же, я думаю, уже никому объяснять не нужно необходимость их установки, люди осознали экономию от их использования. Таким образом, возникает парадокс: в таком городе, как Новосибирск, где каждый знает о том, что внедрение энергоэффективных технологий позволит значительно сократить издержки по теплу и гарантировать комфортность проживания, оконные системы, позволяющие экономить на теплозатратах, пока не получали своего распространения.

— Потребительский спрос, как известно, крайне эластичен к ценам на новую продукцию. Цена вопроса зачастую становится определяющей, перед ней отступают все доводы о комфортности проживания в энергоэффективных домах. Так каков порядок цен на шести камерные оконные системы?

— Разница цен при установке шести камерных окон нового поколения, в которых используются системы KBE 88, и стандартных трех камерных конструкций, относительно не велика — порядка 15-20%. Более того, стоимость окна из шести камерной системы, грубо говоря, соответствует докризисной стоимости окна из пяти камерной системы двух-трех летней давности. Что касается ценового диапазона, он колеблется от 11 тыс. рублей до 15 тыс. рублей за окно, в зависимости от комплектации. Сегодня существует некоторая предубежденность потребителей, якобы новые оконные системы с шестью камерами — это дорогие «премиумные» окна. На самом деле цена во многом зависит от продвижения производителей конкретных марок на конкретной территории. Ведь кто бы там что не говорил, но окно премиум-класса — это все-таки деревянное или дерево-алюминевое окно, на цену которого влияет дорогой в технологическом смысле процесс его изготовления, конечная стоимость такого продукта может достигать и превышать 35 тыс. рублей. Хотя если брать окна только из ПВХ, то,конечно, окна КБЕ 88 — это по своим характеристикам «топовый» продукт.

Вы сказали о том, что сегодня конечный потребитель ПВХ-окон — это частный покупатель. Планирует ли ваша компания выходить на крупного заказчика?

— Конечно. Этот сегмент рынка нам не менее интересен. Сейчас при возведении жилых и административных зданий все большее распространение получает разработка технических заданий, где прописано, что оконная система должна быть шести камерной и шириной не менее 88 мм. Таким образом, застройщиков подталкивают к тому, чтобы увеличивать требования и соответственно спрос на такие энергоэффективные оконные конструкции. Все понимают, раз есть техзадание, никуда не денешься, нужно выполнять.

— Вы считаете правильно, когда застройщика загоняют в определенные рамки технических нормативов и требований? Ведь если речь идет о жилищном строительстве, наверняка, стоимость кв. метра в домах, где такие оконные системы будут установлены, дороже. Последнее же может ударить по карманам конечного потребителя.

— Сегодня существуют требования к тепловой защите зданий, показатели теплопередачи, которые должны учитываться при строительстве жилых домов в Новосибирской области. Один из них — сопротивление теплопередаче — косвенно характеризует, сколько тепла уходит через окно, сейчас он составляет, опуская размерность, не менее 0, 645. Но, в соответствии с проектом приказа Минрегиона РФ, с 2013 года для всей территории Сибири этот показатель будет равняться не менее 0,8, а с 2016 года не менее 1. Для соблюдения этого обязательного норматива речь уже не идет о применении стандартных трех камерных оконных систем, а о внедрении уже шестикамерных с шириной не мене 88 мм.

И это не прихоть производителей оконных систем, это нормативный акт, работы по совершенствованию которого ведутся начиная с 2002 года, когда были принят Закон о техническом регулировании и ФЗ № 261 об энергосбережении, появившийся в 2009 году. Таким образом, сегодняшний проект приказа Минрегиона РФ принимается в развитии указов президента, законных и подзаконных актов, которые четко регламентируют показатели энергоэффективности. Другое дело, как эти нормативы будут выполняться. Положа руку на сердце, стоит признать, что и сейчас действующие нормы по энергосбережению не всегда и не везде выполняются, по-прежнему хромает система контроля за выполнением параметров, которые регламентируются строительными нормами и правилами. Застройщик сегодня не заинтересован в том, чтобы ставить хорошие окна в свои объекты, использовать хорошие материалы. Почему? Ответ очевиден — потому что ему важно подешевле изготовить и подороже продать.

Впрочем, есть и другие примеры. Есть компании, которые сами строят и сами же эксплуатируют свои дома. Такой застройщик больше всех заинтересован в том, чтобы, были установлены самые современные и энергоэффективные окна, поскольку знает, насколько это может снизить реальную стоимость теплопотребления.

— Сейчас на рынке недвижимости превалирует спрос на жилье эконом-класса. В Новосибирске есть компании, которые реализуют свои квартиры в строящихся жилых домах по 27 тыс. рублей за кв. метр. Так все-таки, не приведет ли такое увлечение энергоэффективными технологиями к удорожанию кв. метров?

— Что касается энергосберегающих оконных систем, на себестоимости кв. метра их установка никак не отразится или отразится не значительно. Удельная стоимость окна в себестоимости кв. метра нового жилья минимальная — менее 1 %. Если оконная конструкция станет стоить на 3 тыс. рублей дороже, удельный показатель будет равен не 0,5, а 0, 8. Все равно его доля в общей стоимости менее 1%. Основную нагрузку в цене кв. метра несут все-таки материалы и коммуникации.

Несмотря на это, некоторыми застройщиками до сих пор муссируется тема невозможности соблюдения нормативных актов, предусматривающих установку энергоэффективных конструкции и выполнение параметров теплопередачи, якобы стоимость жилой недвижимости при этом может сразу взлететь. Вместе с тем, некоторые из них и положенных сегодня значений показателей тепловой защиты зданий не спешат выполнять.

— Через какие инструменты можно сегодня контролировать процесс обеспечения энергоэффективности на местах?

Рычагов воздействия много. К примеру, можно было бы повысить статус и соответственно ответственность проектировщиков и архитекторов. Не секрет, что здания после проектирования проходят вневедомственную экспертизу на предмет соответствия всем положенным нормам. В проектах изначально заложены качественные материалы, теплые оконные системы, но уже на стадии строительства все эти материалы могут меняться, и опять же по причине нашей «экономии». Таким образом, я считаю, крайне важным шагом для осуществления контроля над выполнением всех нормативов и показателей — повысить ответственность проектировщиков и застройщиков. Кроме того, необходимо работать над усовершенствованием деятельности контрольно-ревизионных органов, требовать от Госстройнадзора более тщательного контроля за выполнением существующих нормативов.

Входит ли ваша компания в Союз производителей ПВХ-профилей, и насколько сотрудничество в рамках конкретной структуры позволяет вам продвигать конкретные инициативы в достижении каких-то задач?

— ЗАО «профайн РУС» входит в состав Некомерческой организации — Союз Производителей Полимерных Профилей (СППП). У строителей существуют свои саморегулируемые организации, например, НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). Эти структуры представляют собой своеобразные инструменты для регулирования взаимоотношений на нашем рынке. В рамках Союза мы общаемся с другими крупными производителями и поставщиками ПВХ-профелей, через СППП также становится возможной получение обратной связи с Минрегином РФ, в том числе по вопросу целесообразности предъявляемых требований к энергоэффективности оконных систем. Во избежание разночтений существующих нормативов и их применения при строительстве и установке новых оконных конструкций, эксперты и производители ПВХ-профилей обсуждают и разрабатывают новые стандарты и другие регламенты. Нужно учесть все нюансы, для того, чтобы недобросовестным производителям не осталось лазеек для двоякого прочтения одних и тех же норм. Кроме того, идет процесс технормирования, техрегулирования, и также актуализации новой редакции СНИП по тепловой защите зданий.

В общем-то цель объединения производителей ПВХ-профилей в СППП заключается в том, чтобы на рынок поступал только качественный продукт, отсечь недобросовестных производителей, снизить уровень законных претензий потребителей, вернуть главенство требований безопасности и СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ.

— Ведется ли разработка нормативов для конкретной области или региона, к примеру, для Новосибирска?

— Территориально-строительные нормы для Новосибирской области принимались еще в 2001 году, примерно в этот же период были приняты ТСН для ряда других регионов. Однако все они идут в развитии тех федеральных нормативных актов, которые были приняты ранее. Методика их расчета одинаковая, основана на подсчете отопительных, температурных, технологических характеристик. В принципе, ожидать чего-то кардинально нового в принятии региональных нормативов не приходится.

— Помимо энергосберегающих технологий, применяются ли в изготовлении вашей продукции так называемые «зеленые» технологии?

— Евросоюз сегодня принял решение — перевести все производства на экологические рельсы к 2015 году. В Европе ценится тот производитель, который заботится в первую очередь об экологичности своего товара, а во вторую — об его энергоэффективности. Если ты — «зеленый», ты — в тренде и у тебя заказы!

Россией в 2005 году был подписан Киотский протокол, но до сих пор наша страна находится на последних местах по уровню выбросов в атмосферу СО2, а российский производитель не сильно озабочен вопросом экологичности своего производства и конечного продукта. Кроме того, многие проекты, которые реализуются сегодня в Европе, с точки зрения нашей сибирской специфики не всегда применимы. Но, несмотря на это, наша компания, основанная на немецких принципах и ценностях, уделяется особое внимание именно экологичности. При производстве наших профилей применяется система greenline, которая основывается на использовании кальций-цинковых стабилизаторов, отличающихся по показателям экологичности от распространенных смесей с применением соединений свинца. Кстати, это еще один пример осуществления, так называемого государственно-частного регулирования, когда государство обязывает, а производители готовы применять те материалы, которые наносят минимальный вред окружающей среде.

Эти принципы приняты нами добровольно и в полном объеме. Это философия компании «профайн РУС», но в целом, пока в России большого отклика подобные инициативы не находят. Нас не смущает, что мы в одиночестве в плане экологичности выпускаемой продукции (марки КБЕ и ТРОКАЛЬ). В России мы в начале пути и потребитель быстро поймет важность этой темы именно для него. Экологичность и энергоэффективность продукта и его жилища.



Comments are closed.

Так же в номере