Главная » Финансы » Долговой обзор сибирских эмитентов [05.04]

Долговой обзор сибирских эмитентов [05.04]

Аналитический отдел «ЮниСервис Капитал» и экономический еженедельник «Континент Сибирь» предлагают Вашему вниманию третий выпуск специального еженедельного обзора активности региональных компаний на российском долговом рынке. В выпуске представлен обзор основных новостей эмитентов Сибирского и Уральского федеральных округов. Разобраны основные торговые идеи прошедшей недели, а также представлен анализ инвестиционной привлекательности ГК «Домоцентр».

Новости эмитентов

В целом можно отметить, что новостная активность лежала в плоскости принятий Советом директоров различных эмитентов решений о новых размещениях — эмитенты стремятся занять средства под ставки на докризисных уровнях в образовавшееся «кредитное окно». Впрочем, прошло и несколько оферт, с которыми эмитенты успешно справились.

Банки и финансовые институты

Среди 7 эмитентов данного сектора, новостную активность за прошедшую неделю можно отметить лишь по БайкалБанку. Напомним, у эмитента из Иркутска в обращении находится один облигационный заем общим объемом 50 млн. руб. с погашением в декабре 2012 года. Банк разместил заем в период с 26 декабря 2007 года по 18 июня 2008 года и привлек деньги под 15% годовых. 24 марта банк выплатил 9-ый купон исходя из ставки 25% годовых.

Машиностроение и металлообработка

Совет директоров ОАО «Иркут» принял решение о размещении выпуска облигаций на 7 млрд. рублей. Компания планирует по открытой подписке разместить 04 серию облигаций со сроком обращения 10 лет. Напомним, в настоящее время в обращении находится один выпуск эмитента номинальным объемом 3,25 млрд. рублей с погашением в сентябре текущего года.

Металлургия

Дочернее подразделение Русской медной компании — ООО «РМК — ФИНАНС» приняло решение о размещении двух выпусков облигаций (серии 03 и 05) общим номинальным объемом 8 млрд. рублей. Эмитент планирует разместить по открытой подписке 3 млн. облигаций серии 03 и 5 млн. облигаций серии 04 номиналоной стоимость одной ценной бумаги каждого выпуска в 1000 рублей. Срок обращения облигаций составит 5 лет. Оферта предусмотрена. Новосибирский эмитент металлургической отрасли, допустивший в прошедшем году дефолт, но сумевший реструктурировать свой долговой портфель — ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» успешно справляется с текущими выплатами. 25 марта эмитент выплатил купонный доход по 02 серии за 7-й купонный период исходя из ставки купона 15,5% годовых. Напомним, общий объем выпуска по номиналу составляет 400 млн. рублей, всего предусмотрено 10 полугодовых купонов. Погашение облигаций осуществляется равными частями в даты выплат 9-го и 10-го купонов. В настоящее время активных торгов по бумаге нет, но желающие рискнуть — могут купить не большой объем в рынке по 85-90% от номинала (что соответствует эффективной доходности 50-55% годовых).

Нефтехимическая промышленность

ОАО «Кокс» в рамках оферты по 02 выпуску приобрело 29,99% выпуска. Напомним, общий объем выпуска по номиналу составляет 5 млрд. рублей, облигации были размещены в марте 2007 года сроком на 5 лет. Купонная ставка до погашения (4 купона) составляет 12% против 8,7% — ставки при размещении. Объем в рынке достаточно большой, облигации можно купить по номиналу.

Связь

24 марта Совет директоров ОАО «Сибирьтелеком» принял решение о размещении пяти выпусков биржевых облигаций серии БО-04 (2 млрд. руб.), БО-05 (2 млрд. руб.), БО-06 (2 млрд. руб.), БО-07 (1 млрд. руб.), БО-08 (1 млрд. руб.). Срок обращения — 3 года. Как отметил первый заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам А. Шейфер: «В бюджете общества на 2010 год запланировано привлечение денежных средств путем выпуска биржевых облигаций в 3 квартале 2010 года в объеме 1 млрд. руб. (бумаги серии БО-07). Бумаги остальных серий планируется размещать в последующие периоды в зависимости от потребности общества в привлечении заемных средств, а также от конъюнктуры российского долгового рынка». Уральский эмитент телекоммуникационной отрасли — ОАО «Уралсвязьинформ» снизил купонную ставку по 08 серии до размере 7,5% годовых (с 9,6% установленной при размещении в октябре 2008 года).

Строительство

ООО «Ханты-Мансийск СтройРесурс» выставило две оферты на приобретение облигаций серии 01. Эмитент планирует 30 марта и 1 апреля 2010 года приобрести облигации выпуска в количестве до 3 млн. шт. по цене 100% от номинала. Электроэнергетика ОАО «Энел ОГК-5» подписало долгосрочное кредитное соглашение с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) на сумму 250 миллионов евро. Кредит будет использоваться для финансирования строительства ПГУ-410 на Невинномысской ГРЭС, а также для других работ, направленных на модернизацию электростанции. Выборка кредитных средств будет осуществляться посредством траншей. Период погашения каждого транша составляет 15 лет. Ввод ПГУ на Невинномысской ГРЭС запланирован на конец 2010 года. Общая сумма инвестиций в данный проект составляет около 400 миллионов евро. Новый блок ПГУ оснащен передовыми технологиями комбинированного цикла, которые позволят значительно улучшить удельный расход топлива электростанции, а также сократить объемы выбросов вредных веществ в атмосферу. На лицензионном участке ОАО «ОГК-3» Окино-Ключевского угольного месторождения Республики Бурятия были начаты вскрышные работы по проходке разрезной траншеи, означающие начало официального освоения угольного месторождения, говорится в сообщении компании. Работы ведутся силами аффилированного подрядчика — ООО «Востокгеология» (Забайкальский край), которое является дочерним обществом ОАО «ГМК «Норильский никель». В ближайшие 3 года ОГК-3 намерено выйти на уровень добычи в пределах 1,5 миллиона тонн угля в год. Именно такой объем твердого топлива ежегодно приходиться поставлять на Гусиноозерскую ГРЭС с Красноярского угольного бассейна. В последующем дочернее предприятие ОГК-3 ООО «Угольный разрез» увеличит объем добычи до 3 млн тонн. Это позволит компании не только закрыть собственные потребности, но также обеспечить углем станции ТГК-14 и жилищно-коммунальные предприятия Республики Бурятия. С началом добычи угля на Окино-Ключевском разрезе ожидается существенное сокращение производственных издержек на Гусиноозерской ГРЭС. Об этом и о дальнейших перспективах реализации угольной стратегии компании рассказал на церемонии открытия генеральный директор ОГК-3 Владимир Колмогоров: «Мы первые из генерирующих компаний России взялись за проект развития собственной угольной базы, и я уверен, что ОГК-3 успешно с этим справится». Планируемый объем добычи угля в 2010 году — 220 тыс. тонн, в 2011 году — 500 тыс. тонн, с 2012 г. — 1,5 млн тонн в год (1 пусковой комплекс). В 2010 году планируется начать строительство моста и понтонного перехода длиной 160-180 м через р. Чикой в районе сел Харлун-Большой Луг. Планируемый объем инвестиций в 2010 году — 700 млн рублей, в 2011 г. — 700 млн рублей, 2012 г. — 100 млн рублей.

Итоги торгов наиболее ликвидных бумаг

Из торговых идей отметим дебютный выпуск СКБ-банка (с дюрацией 3 месяца), дебютный выпуск биржевых облигаций ЧТПЗ. Есть и более ликвидные выпуски, но торговые идеи в них возможны лишь «в шорт» при ухудшении ситуации с рублевой ликвидностью вследствие их высокой цены. Среди таких выпусков можно отметить облигации УРСИ, из энергетики — ОГК-5, из металлургии — новые выпуски биржевых облигаций ММК. Можно отметить возможную торговую идею в бумаге Ютэйра — при размещении нового выпуска дебютных биржевых облигаций. На небольших объемах, при желании зафиксировать высокую доходность, можно купить облигации НТС — на прошедшей неделе сделки проходили по ценам в диапазоне 33-75% от номинала. Однако в целом сделки с бумагой — крайне редки и можно остаться в бумаге до погашения — в апреле 2011 года. Все торговые идеи на вексельном рынке сосредоточены в основном в банковских векселях, которые котируются в основном в Москве, однако отмечаем, что в последнее время вырос спрос на корпоративные векселя со сроками 3-6 мес. — инвесторы используют их как альтернативу банковским депозитам с более высокой доходностью.

Краткий обзор инвестиционной привлекательности ГК «Домоцентр»

Группа компаний Домоцентр — региональная сеть магазинов «товаров для дома» (DIY). Сеть компании можно назвать мультиформатной, она включает в себя как небольшие магазины «у дома», так и супермаркеты площадью около 4 тыс. кв. м., и гипермаркеты до 17 тыс. кв. м.

Очевидные преимущества Домоцентра — знание специфики местного рынка, наличие распределительных центров-складов, возможность занять выгодные площадки для расположения магазинов, а также наличие торговых центров в собственности. Однако строительство собственных торговых центров также влечет за собой и риски в сфере девелопмента.

Бизнес Домоцентра имеет выраженную сезонность (в IV квартале традиционно наблюдается значительный рост продаж).

Структура группы сравнительно проста. Выручка от основной деятельности консолидируется на ООО «Домоцентр-Трейд», основные средства находятся на балансе ООО «Ковровый центр». Холдинговая Компания «Домоцентр» выполняет функции управляющей компании, а также является эмитентом облигационного займа.

В качестве позитивного фактора можно отметить финансовую прозрачность компании: ежегодная публикация консолидированной аудированной отчетности, публикация ежеквартальной управленческой отчетности, причем данные сопоставимы. Кроме того, компания выполняет публичные обязательства — 13 января 2009 исполнила оферту по дебютному займу, выкупив 56,70% выпуска на общую сумму 568 584,66 тыс. рублей. Однако, долговая нагрузка не уменьшилась — выплата была произведена за счет привлечения банковских кредитов.

Столкнувшись с падением спроса и существенным удорожанием капитала, компания была вынуждена реструктурировать девелоперское направление, выставив на продажу почти всю свою недвижимость общей площадью свыше 36 000 кв. м. (15 объектов и три земельных участка в Новосибирске, Томске, Барнауле, Кузбассе). Самыми крупными лотами являются открытый в прошлом году гипермаркет «Домоцентр» в Новосибирске (17 500 кв. м) и барнаульский «Прораб» (15 200 кв. м с возможностью расширения на 10 000 кв. м).

Рынок

DIY-ритейл (DIY — do it yourself) включает продажу материалов для общестроительных работ, декоративно — отделочных материалов, интерьерных товаров для дома, товаров для сада и дачи и других товаров для обустройства, например, инструментов.

Потребителями в DIY-ритейле являются частные лица, а также мелкие строительные фирмы и ремонтные бригады. Бурный рост, характерный для российского рынка DIY в течение последних нескольких лет, оказывает серьезное влияние на его структуру, и все большая его доля приходится на магазины и торговые комплексы.

Ввиду специфики природного климата Сибирского Федерального Округа (СФО) основная доля торговли приходится на организованную торговлю в стационарных магазинах, рыночная торговля не развита, доля ее в товарообороте крайне невысока, и, скорее всего, сохранится на этом уровне.

Основной тенденцией на рынке DIY СФО, как и России в целом, является увеличение количества сетевых магазинов по продаже строительных материалов и товаров для дома.

Сети строительных магазинов имеют очевидные преимущества для развития. Во-первых, большой объем торговли позволяет магазинам сети работать напрямую с производителями и крупными оптовиками и получать лучшие цены от поставщиков, на что не может рассчитывать рыночный торговец. А во-вторых, обеспечить сервис и создать более комфортные условия для покупателей. Единственным фактором конкурентной борьбы, являющимся конкурентным преимуществом у мелких магазинов, можно назвать только так называемые механизмы снижения налоговых затрат. Локальные сети розничных магазинов по продаже строительно-отделочных материалов в пределах одного города или региона стали появляться в Сибири с середины 90-х годов.

Во всех развитых странах в розничной торговле прослеживается тенденция к укрупнению форматов. Для западных ритейлеров развитие крупноформатных сетей предпочтительно, поскольку они дают больший оборот и удобнее с точки зрения контроля. Все иностранные сети, которые на сегодняшний день вышли или планируют выход на российский рынок, работают в формате DIY-гипермаркета. У российских операторов формат гипермаркета тоже приобретает все большую популярность. Для небольших магазинов наиболее действенным способом конкурировать с гипермаркетами является уход в специализацию, углубление ассортимента.

Специализированные магазины успешно функционируют на Западе наряду с сетевыми гигантами, они принципиально отличаются от DIY-гипермаркетов своим ассортиментом и сервисом, а при сетевой организации бизнеса тоже получают преимущества от объемов закупок. Что касается мелких магазинов, осуществляющих комплексную продажу широкого ассортимента, то их развитие преимущественно будет связано с регионами. В настоящий момент сети универсальных магазинов шаговой доступности получили в регионах наибольшее распространение в связи с меньшей численностью населения, а также отсутствием торговых площадей и опыта работы в крупных форматах.

По опыту развития DIY-ритейла в западных странах, на 200-250 тысяч жителей приходится один DIY-гипермаркет площадью 10 тыс. кв. м.

Группа «Домоцентр» оперирует в двух основных направлениях — розничное и оптовое.

Розничное направление

В текущей перспективе рынками сбыта являются Новосибирская, Кемеровская, Томская области и Алтайский край, а также Красноярский край. Во всех областных и краевых центрах данных субъектов РФ присутствуют магазины формата DIY и сети формата магазин у дома. В областном центре Новосибирской области представлены:

  • «Практик» — магазин формата DIY, являющийся крупнейшим по формату магазином города;
  • крупнейшая в городе сеть магазинов формата магазин у дома «Домоцентр»;
  • сеть магазинов районного значения «Абрис» и «Стройкин»

В областном центре Томской области, представлен магазин формата DIY «Практик», также являющийся крупнейшим в городе, специализированный магазин-салон «Ковровый двор»; в г. Северске (город-спутник Томска) открыт магазин «Домоцентр», являющийся крупнейшим магазином городского значения. В областном центре Кемеровской области представлен магазин формата DIY «Практик», также являющийся крупнейшим в городе, и специализированный магазин-салон «Ковровый двор». В Новокузнецке, втором по значению городе Кемеровской области представлено два магазин формата DIY «Практик», а также сеть магазинов «Домоцентр». В Алтайском крае (г. Барнаул), на сегодняшний момент функционирует крупнейший за Уралом магазин формата DIY «Прораб» площадью более 7 тыс. кв. м.

Розничная сеть компании в настоящий момент представлена в 6 из 8 крупнейших городов Сибирского федерального округа.

Оптовое направление

Сеть оптовых организаций Группы «Домоцентр» развивается главным образом для обеспечения потребностей розничных организаций самой Группы, расположенных в регионах функционирования оптовых складов. Хотя оптовый товарооборот составляет до 30% товарооборота розничных организаций, валовая прибыль незначительна. Это, главным образом, обусловлено перенасыщенностью рынка оптовой торговли, «избалованностью» основных клиентов — перепродавцов. Затраты на обеспечение сервиса достаточно велики (это и маркировка, и работа с просроченным и бракованным товаром, и доставка) и в значительной мере снижают рентабельность оптовой торговли. Поэтому сегмент перепродавцов хоть и является в настоящий момент доминирующим в товарообороте оптовых организаций Группы «Домоцентр» но не является главным. Перед оптовыми организациями стоит задача выхода на рынок конечных потребителей: организаций, самостоятельно закупающих товары для проведения внутренних работ по ремонту помещений, и строительных организаций, отделочных организаций, частных бригад, поскольку норма прибыли на этом рынке больше. С этой целью организациям оптовой торговли ставятся планы по реализации товарного ассортимента, востребованного конечными потребителями. Для большей доступности в Новосибирске открывается выставочный зал для организации работы с сегментом конечных потребителей. В оптовых организациях осваиваются услуги, востребованные конечными потребителями.

Риски

Отраслевые и рыночные риски:

  • Снижение доходов населения.
  • Приход на Сибирский рынок иностранных торговых сетей DIY.
  • Увеличение издержек: стоимость электроэнергии, рост арендных ставок и т. п.
  • Неблагоприятные изменения в законодательной базе и налогообложении.
  • Рост закупочных цен поставщиков.
  • Снижение объемов строительства в целом по Российской Федерации.
  • Снижение спроса на предлагаемую компанией продукцию.
  • Снижение количества посетителей в магазинах.

Финансовые риски:

Лежат в области долгового финансирования основной деятельности. В связи с этим, негативные изменения денежно-кредитной политики в стране, изменение условий кредитования, в том числе, повышение процентных ставок по привлекаемым Группой средствам, а также значительный рост инфляции и валютного курса могут привести к росту затрат, и, следовательно, отрицательно сказаться на финансовых результатах деятельности Группы.



Comments are closed.

Так же в номере