Главная » Бизнес » «Дистрибуция — это уже не торговля, а качественная и надежная логистика»

«Дистрибуция — это уже не торговля, а качественная и надежная логистика»

«КС» продолжает серию материалов о смежных направлениях строительной отрасли Сибири и Новосибирской области. По оценкам некоторых экспертов узкого рыночного сегмента производства и продажи напольных покрытий, темпы его роста в стране и Сибирском регионе существенно сократились за последние два года. О том, что послужило причиной резкого снижения спроса, об основных трудностях, с которыми сталкиваются поставщики и дистрибьюторы продукции столь узкого товарного сегмента, а также о перспективах развития «напольного» бизнеса в Новосибирске корреспондент «КС» АЛЕКСАНДРА ЕВДОКИМОВА поговорила с генеральным директором торговой компании «Опус-Новосибирск» БОРИСОМ БЕНДОВСКИМ.

— Борис Михайлович, насколько высока конкуренция на рынке напольных покрытий в Новосибирске?

— Конкуренция достаточно высокая. Однако нужно понимать, что все компании имеют свою специфику и разные возможности для ведения бизнеса. К примеру, в географическом плане мы имеем свои преимущества перед рядом нашими конкурентами, поскольку они находятся в Москве, Омске, Екатеринбурге. Мы же работаем непосредственно в Новосибирске.

— Как вы оцениваете позиции своей компании?

— Если брать направление массовых напольных покрытий, а не отдельно взятые эксклюзивные марки, наша компания лидирует среди оптовых производителей как по складским площадям, проданным квадратным метрам, так по обороту реализованной продукции. На сегодняшний день объем складских помещений «Опус-Новосибирск» — порядка 5 тыс. кв. метров. Ежегодный объем продаж компании составляет 2 млрд рублей.

— С какими поставщиками работает ваша компания?

— Мы закупаем продукцию для дистрибуции преимущественно у иностранных компаний, имеющих свои производства, в том числе и в России. Это ведущие и популярные производители напольных покрытий. Также мы представляем наш собственный продукт, выпущенный под торговой маркой Aberhof. Патент на торговую марку принадлежит «Опусу», сама продукция по заданным характеристикам производится в Бельгии, Сербии и России. В марте 2012 года известная копания «Юнилин» (бренд «Квип степ») также начнет выпуск одной коллекции напольного покрытия марки Aberhof специально для компании «Опус».

— Насколько марка Aberhof конкурентна на рынке Новосибирска и СФО?

— Если оценивать по 10-балльной шкале, узнаваемость марки пока 2 балла. Уже в этом году наша компания рассчитывает реализовать некоторые маркетинговые шаги по усилению позиций на рынке нашего бренда. Компания «Опус-Новосибирск» не располагает рекламными бюджетами, как у Coca-Cola и других менее скромных, но успешных компаний — производителей FMCG (Fast Moving Consumer Goods — продукты, которые стоят относительно дешево и быстро продаются. — «КС»). Мы не предполагаем вкладывать огромные средства в массовую рекламу. Прежде всего компания рассчитывает на локальные меры поддержки бренда, направленные на повышение узнаваемости, через оформление стендов с продукцией Aberhof в магазинах наших партнеров. Благо таких на сегодняшний день достаточно: на 10 ритейлеров только один магазин не является нашим партнером.

Если сравнивать оптовые продажи через ритейл с объемом продукции, реализуемой корпоративным заказчикам, которые приобретают покрытия для офисных и административных помещений, доля первых несравнимо больше (соотношение 9:1). В общем-то, и мы, и наши конкуренты заинтересованы в том, чтобы развивать второе направление. Сегодня у «Опус-Новосибирска» достаточно резервов и компетенции, чтобы усилить свои позиции в этом сегменте рынка.

— Чем будете привлекать корпоративных клиентов?

— Все очень просто. Любая серьезная строительная компания ищет надежного поставщика строительных материалов, который поставит нужный ему товар по хорошей цене надлежащего качества и в назначенный срок. Не все дистрибьюторы могут выдержать эти требования по тем или иным причинам. В жестких условиях рынка конкурентные преимущества можно обеспечить только наличием ассортимента на складах и налаженными логистическими цепочками. Это касается как входящей (поставка от производителя дистрибьютору), так и исходящей логистики (от дистрибьютора — заказчику). Благодаря тому что компания «Опус» уже давно и надежно обосновалась на рынке, нам удается обеспечивать наши внутренние плюсы, я говорю о скорости и надежности поставки, гарантии неизменности цены товара в обозначенный срок, которые в свою очередь опосредованно добавляют положительный эффект и работе наших клиентов.

— Каким образом удалось выстроить надежную логистику и есть ли у компании свой собственный транспортный парк?

— Главное в нашем деле — обеспечить функции быстрой и качественной доставки, именно этого ждет от нас требовательный клиент. Дистрибуция сегодня — это уже не торговля чистой воды, но качественная и надежная логистика. В соответствии с этими изменениями рыночных тенденций мы перестраиваем концепцию ведения бизнеса: компания выполняет функции продвижения и консультации клиентов в меньшей степени и все больше выступает в роли логиста. Складские остатки — наш основной инструмент, обеспеченный складскими площадями, а возможность привезти любой товар за максимально короткий срок (от двух недель до полутора месяцев) — это и есть наше основное конкурентное преимущество.

Что касается собственного транспортного парка, его у нас нет. Это дорого, да и вообще не наш бизнес. Благодаря тому что на рынке мы давно, у нас сложились партнерские отношения с разными транспортными компаниями, тесное сотрудничество с которыми и позволяет нам реализовывать товар быстро и эффективно.

— Складывается такое впечатление, что ваш бизнес сегодня настолько отлажен, что в работе не возникает совсем никаких трудностей. Так ли это?

— Главная проблема заключается в отложенном спросе на рынке. Он справедлив как для потребления бытовых (домашних) напольных покрытий (конечный потребитель не может себе позволить сделать ремонт), так и для административных помещений. Не способствуют росту спроса на нашу продукцию, которая тесно связана со всей строительной отраслью, ни предлагаемые кредитные программы, ни ипотечные ставки, ни цена на недвижимость.

Если в начале нулевых годов показатели роста на нашем рынке были на уровне 30–50% в год, то сегодня это 12–15% (в целом по России по 2011 году рост рынка напольных покрытий составил 15%, в 2012 году ожидается на уровне 12%). Новосибирск в этом случае стоит также оценивать по средним российским показателям.

Наличие отложенного спроса в период повсеместного увеличения цен на импортное сырье для производителей не способствует стабилизации ситуации на нашем рынке. Благодаря увеличению стоимости сырья в 2010–2011 годах конечная цена напольного покрытия в среднем выросла на 20%. Если тон на рынке задает компания, в составе себестоимости продукции которой высокую долю занимает стоимость импортного сырья, то очевидно, что и другие участники рынка вынуждены будут поднять свои цены на аналогичные виды продукции до общего уровня. Все это в конечном счете самым негативным образом отражается на потребительском спросе, который становится отложенным.

— Существуют ли методы борьбы с отложным спросом на вашем рынке?

— Производители напольных покрытий пошли навстречу рынку, выпуская более дешевые виды продукции. Не могу сказать, что это благоприятно отразилось на их качестве: покрытия становятся менее долговечными, износостойкими, менее привлекательными с дизайнерской точки зрения. Впрочем, сохраняется ниша и для люксовых брендов. Сегодняшнюю рыночную конъюнктуру я бы охарактеризовал как усиливающуюся ценовую дифференциацию: постепенно рассеивается средний ценовой сегмент, разрыв между дорогими (паркетная доска за 4–5 тыс. рублей за кв. метр) и экономичными товарами (виниловый линолеум от 200 до 500 рублей за кв. метр) стал более существенным. При этом дифференциация и ценовой разрыв образуются и внутри самих товарных групп.

— А как насчет норм санитарной и экологической безопасности? Насколько продукция, произведенная на рынке с обозначившейся тенденцией к удешевлению, удовлетворяет требованиям СанПиН?

— В России компании-производители работают по нормам и ГОСТам более жестким, чем в Европе. Именно поэтому если продукт произведен на территории России, он будет точно удовлетворять всем требованиям по качеству продукции. Да и та продукция, которая поступает к нам из-за рубежа, подвергается сегодня тщательной сертификации.

При всем этом нужно заметить, что на рынке все меньше товаров, в составе которых нет синтетических компонентов. Даже всем известная паркетная доска сегодня не на 100% деревянная, а покрывается сверху лаком, который и позволяет обеспечивать долговечность, износостойкость этому виду продукта.

Несмотря на то что под напором организаций, отслеживающих исполнение норм санитарной и экологической безопасности, некоторые компании-производители рассказывают про целебный воздух, которым дышат их сотрудники в цехах и про производственные площадки, на территории которых чуть ли не белки и другие представители фауны живут, размножаясь быстрее, чем в естественной среде обитания, стоит признать: сегодня производится все меньше натуральных продуктов. И это касается не только рынка строительных материалов, но и других сегментов.

С другой стороны, продукты становятся все более практичными, а это необходимо на рынке с повышающейся потребительской культурой.



Comments are closed.

Так же в номере