Главная » Спецвыпуск » "Мы планируем минимум 90-процентный рост активов"

«Мы планируем минимум 90-процентный рост активов»

За счет высоких темпов привлечения средств корпоративных клиентов в этом году новосибирский банк «Алемар» стал одним из наиболее динамично развивающихся банков Сибири. На вопросы редактора отдела «Банки» газеты «Континент Сибирь» СЕРГЕЯ НИКИФОРОВА, посвященные концепции развития, ресурсной, кредитной и доходной политике современного регионального банка, ответила генеральный директор ОАО «Банк «Алемар» ИРИНА СТЕФАНЕНКО.

— Вы руководите одним из наиболее динамично развивающихся сибирских банков, который по итогам I квартала 2003 года вошел в тройку лидеров по абсолютному приросту активов и поднялся с 16-го на 13-е место в рейтинге крупнейших сибирских банков. Благодаря чему стал возможен этот прорыв, ведь до этого банк развивался умеренными темпами?

— «Умеренные темпы» — это не совсем верно: активы банка «Алемар» на протяжении, по крайней мере, последних двух лет росли темпами не менее 75% в год. Первый квартал текущего года также был благоприятен для банка, на 01.04.2003 наши активы превысили миллиард рублей. Хотелось бы отметить, что 2003 год ознаменовался началом стратегически важного этапа в развитии банка «Алемар» — продвижения в другие регионы. Пока это Кемерово и Москва. Для нас создание филиальной сети — логичный этап развития банковского бизнеса, так как для универсального банка с конкурентоспособным продуктовым рядом основной задачей является расширение рынков продаж. Новые банковские продукты и услуги, которые за несколько последних лет появились в банке «Алемар», способствовали росту объемов продаж на корпоративном, финансовом и розничном рынках. В частности, я имею в виду реализацию проекта по пластиковым картам международной платежной системы VISA, создание собственной службы инкассации, совершенствование электронных банковских технологий. В совокупности наши действия по реализации стратегических планов привели к качественным и количественным изменениям, которые отразились на величине активов банка и привели к высоким темпам роста.

— Какое место на финансовом рынке Сибири должен занять банк «Алемар»?

— Мы стремимся к тому, чтобы банк «Алемар» стал лидером в предоставлении конкурентоспособных банковских продуктов и услуг на корпоративном, розничном и финансовом рынках как в Новосибирской области, так и в Сибири. В текущем году мы прогнозируем увеличить темп прироста активов банка до 90%. Думаю, такой прирост активов и будет определять наше место на региональном банковском рынке.

— Каковы перспективы межрегионального развития вашего бизнеса? Какую роль играют или должны сыграть ваши филиалы в Кемерове и Москве, и как вы оцениваете перспективы привлечения ресурсов в этих регионах?

— Наши интересы сконцентрированы в тех городах, где наблюдается благоприятный инвестиционный климат, высокая экономическая активность, там, где сосредоточены интересы бизнеса наших клиентов. Итоги первых месяцев работы наших филиалов в Кемерове и Москве показали высокий интерес к продуктовому ряду банка «Алемар». В целом наши филиалы мы строим как универсальные и не делаем различия между центральным офисом и региональным подразделением. Мы планируем, что доля активов наших филиалов к концу 2003 года достигнет 25% активов консолидированного баланса банка. Что касается привлечения ресурсов нашими филиалами, то очевидно, что Москва — гораздо более привлекательный регион, чем Сибирь, и перспективы банка там очень неплохие.

— По итогам I квартала 2003 года банк «Алемар» стал абсолютным лидером среди сибирских банков по темпам прироста средств «корпоративных» клиентов. Это стало следствием расширения клиентской базы или роста бизнеса действующих клиентов?

— В действительности этот эффект обеспечили оба фактора. Многие наши клиенты выросли, сумев использовать представившуюся благоприятную экономическую конъюнктуру. В частности, это касается предприятий оптовой и розничной торговли, пищевой промышленности и финансовых компаний. Кроме того, за последнее время к нам на обслуживание перешел ряд крупных и средних новосибирских, кемеровских и столичных предприятий.

— Расскажите о стратегии банка на клиентском рынке.

— На региональных рынках банковских услуг ощущается серьезная конкуренция. В такой ситуации важнейшей задачей банковского маркетинга является выявление тех сегментов рынка, где банк сможет занять значительную долю за счет грамотного продвижения имеющихся в его распоряжении высококачественных банковских продуктов. Таким сегментом для нас является прежде всего рынок корпоративных клиентов, причем не только крупных компаний, но и предприятий малого и среднего бизнеса, а также предприятий без образования юридического лица. С учетом особенностей бизнеса каждой группы клиентов банк обеспечивает индивидуальный подход, предлагая максимально выгодные тарифы и удобные условия обслуживания. Кроме того, мы готовы предоставить полный спектр розничных услуг, включая депозиты, пластиковые карты, потребительское кредитование, сейфы и безналичные расчеты. Наша стратегия работы с клиентами определяется формулой «обслуживать качественно, оперативно, с минимальными издержками для клиента», и она приносит свои плоды.

— Какую роль в формировании ресурсной базы банка играют средства энергетических и других крупных компаний?

— Время, когда в остатках на расчетных счетах нашего банка наиболее значительную долю занимало «Новосибирскэнерго», давно прошло. В настоящее время наиболее весомая доля остатков — на расчетных счетах средних по размеру предприятий, а также предпринимателей без образования юридического лица. Отмечу также значительный рост срочной ресурсной базы банка за счет вкладов населения и депозитов юридических лиц.

— Расскажите о кредитной политике вашего банка. Назовите приоритетные группы заемщиков.

— Кредитная политика нашего банка нацелена на финансирование экономически перспективных, рентабельных проектов с допустимым уровнем риска, соответствующих стратегическим целям банка. Эта политика ориентирована на развитие долгосрочных отношений с клиентами. Приоритетными отраслями для банка являются промышленность, включая топливно-энергетический комплекс, пищевые и полиграфические предприятия, торговля, строительство, финансовый сектор.

— Может ли снижение стоимости кредитных ресурсов существенно повлиять на расширение регионального кредитного рынка? В какой мере на расширение кредитования может повлиять появления института кредитных бюро? Считаете ли вы его появление реальным?

— Для предприятий с хорошей экономикой и грамотным менеджментом стоимость кредитных ресурсов в настоящее время не является решающим препятствием в привлечении заемных средств. Само наличие таких предприятий определяет емкость регионального кредитного рынка. Более существенным фактором расширения кредитования является увеличение срочной ресурсной базы, а этому может способствовать внедрение системы страхования банковских вкладов. Не менее важно создать для банков нормальные, сбалансированные условия деятельности, чтобы они смогли спокойно реализовать свою кредитную и инвестиционную политику. Появление института кредитных бюро является важнейшим фактором снижения кредитных рисков, особенно в потребительском кредитовании. В работе кредитных бюро заинтересованы не только банки, но и добросовестные заемщики. И в ближайшее время такой институт появится в Новосибирской области. Наш банк принимает непосредственное участие в создании регионального кредитного бюро. Насколько успешной будет его работа, зависит от участия в нем крупных банков.

— Практикует ли банк выдачу вексельных кредитов?

— ОАО «Банк «Алемар» активно работает на рынке вексельных кредитов. Главные достоинства данного вида кредитования для заемщиков — его дешевизна и возможность быстро нарастить оборотные средства, а для поставщиков — возможность перевода дебиторской задолженности в более ликвидный вид активов и увеличение объемов реализации.

С открытием филиалов банка в Москве и Кемерове расширилась «география» обращения наших векселей и, соответственно, увеличился объем вексельного кредитования. В настоящее время банк работает с крупными иногородними поставщиками, принимающими наши векселя в оплату за свою продукцию от наших клиентов.

— Есть ли у региональных банков долгосрочные перспективы в конкуренции с крупнейшими банками страны в регионах?

— У динамично развивающихся самостоятельных банков всегда будут долгосрочные перспективы в конкуренции с крупнейшими банками страны в регионах. Основа этому — высокая степень доверия клиентов к местным банкам, мобильность в решении вопросов сотрудничества, индивидуальный подход к клиентам, готовность работать над созданием и совершенствованием банковских технологий.

— Существует ли угроза российским банкам со стороны иностранного капитала?

— Зоной риска являются крупнейшие финансовые центры России, и, учитывая планы развития нашего региона, такой риск потенциально существует. В июне 2003 года России присвоен статус полноправного члена международной организации FATF, следующий шаг — вступление России в ВТО. Эти события приведут к росту количества крупнейших западных банков на национальном банковском рынке и обострению конкуренции. Такой фактор, как низкая капитализация российских банков, ослабляет позицию национальных банков в этой борьбе.

— «Бесплатные» взносы российских банков в ФОР составляют 7-10% суммы привлеченных ресурсов по сравнению с 1-2% в Европе. Как такой размер отчислений влияет на себестоимость кредитования? Считаете ли вы его приемлемым?

— Размер отчислений в ФОР всегда вызывал вопросы у банков и оказывал существенное влияние на стоимость привлечения ресурсов и доходность кредитования. В настоящее время в условиях продолжающегося сокращения процентной маржи вопрос об отчислениях в ФОР является наиважнейшим. Но, учитывая избыточную ликвидность, я не ожидаю быстрой реакции Банка России и снижения норм отчислений. Если говорить о параметрах необходимого снижения, то отчисления должны уменьшиться по крайней мере в два раза.

На правах рекламы



Comments are closed.

Так же в номере