Главная » Стиль жизни » Кшиштоф Занусси: «Интеллигентность — это служба, а не привилегия»

Кшиштоф Занусси: «Интеллигентность — это служба, а не привилегия»

Второй Фестиваль польского кино в Новосибирске проходил в «Победе» с 28 мая по 3 июня. Фестивальная афиша порадовала широкой панорамой современного игрового, документального и анимационного кино, а также ретроспективой «Из золотой коллекции». Открыть фестиваль прибыл КШИШТОФ ЗАНУССИ, который с удовольствием общался с новосибирцами в ходе пресс-конференции, встречи со зрителями и специального мастер-класса. Отдельно господин Занусси ответил на вопросы «КС».

— Господин Занусси, спасибо, что выбрали время для поездки на фестиваль.

— Мне всегда приятно сюда возвращаться. Мой первый визит в новосибирский Академгородок состоялся еще в конце 60-х. Тогда я впервые увидел Россию, в которой не было надутых официальных лиц. Меня встретили настоящие люди, глубокие и смелые. Так что Новосибирск остается моей личной слабостью.

— Как вы охарактеризуете фестивальный отбор?

— В программе фестиваля много достойных картин. В первую очередь я обратил внимание на две картины Кшиштофа Кесьлевски, которые будут показаны 2 июня в рамках ретроспективы «Золотая коллекция польского кино». Это «Короткий фильм об убийстве» и «Короткий фильм о любви», снятые в конце 80-х. С гордостью могу сказать, что я был продюсером этих фильмов, и мы были очень близки и дружны с Кшиштофом Кесьлевски. Эти два фильма входят в состав знаменитого «Декалога», каждая часть которого посвящена одной из библейских заповедей. Это хорошее кино для взрослых зрителей, которое позволяет задуматься о жизни.

— Какие из современных фильмов вы можете рекомендовать?

— «Зал самоубийц» снят талантливо и сердечно, он пользовался огромной популярностью польских зрителей — его посмотрело более миллиона человек. Для нашей страны это внушительная цифра. Могу посоветовать фильм «Смелость», снятый Грегом Зглинским в прошлом году, который продолжает традицию польского «кино морального беспокойства». Режиссер, который прошел через эмиграцию и дебютировал в Швейцарии, снял очень мудрую ленту о жизненном выборе.

— Как себя чувствует польская киноиндустрия?

— В Польше производится до 40 полнометражных картин ежегодно, к сожалению, все их посмотреть невозможно. Конечно, есть и блокбастеры, и провалы, и хорошее авторское кино. Польша, которая в отличие от многих европейских стран счастливо избежала рецессии, поддерживает производство отечественных фильмов. Но снять фильм — это не проблема, проблема его показать.

— Какую долю в польском прокате составляет отечественное кино?

— Как и во всем мире, у нас смотрят наше кино и американское кино. По доле отечественных фильмов в прокате Польша, я думаю, уступает только Франции. Даже в Италии и Германии свое кино смотрят меньше, чем у нас. Если говорить о Европе в целом, то сегодня модно румынское кино, а болгарское, например, не модно, хотя и там снимают очень интересные фильмы. Польша сегодня тоже не в моде.

— Расскажите о вашем новом фильме «Повторный визит».

— В этом фильме, снятом к моему 70-летию, действуют герои моих старых картин «Семейная жизнь», «Защитные цвета» и «Константа». Их играют те же актеры, что и 30–40 лет назад: Майя Коморовская, Даниэль Ольбрыхский, Збигнев Запасевич. Интервью у героев по сюжету берет молодой человек, которого играет Марек Куделко, герой моего фильма «Сердце на ладони», который вы могли видеть на прошлом фестивале. Эта работа позволила мне наглядно увидеть ход времени и ответить для себя на некоторые вопросы, к тому же за 40 лет я стал многое понимать иначе.

— Что такое время, по-вашему?

— Я бывший физик, и знаю, что ученые до сих пор спорят о природе времени. Для простого человека время — это наказание. Как верующий человек я понимаю, что после смерти мы будем свободны от времени и пространства. Но, как все люди, хочу жить дольше и дольше, стараюсь успевать делать многое в кино, театре и в других сферах.

— В картине использованы фрагменты из ваших старых фильмов. Когда снимать кино было легче, сейчас или в 70-е?

— В 70-е годы сметы на производство были такими, о которых сейчас даже мечтать не приходится. Снимая в те времена, я снимал кино о бывшем хозяине фабрики, я даже не мог предположить, что когда-нибудь снова вернется частная собственность, в стране снова возникнет средний класс. И этому среднему классу снова надо всему учиться: как завязывать галстук, как пить вино, как себя вести, как быть интеллигентными. На мой взгляд, сегодня язык кино не развивается, а движется назад, и в этом большую роль сыграли телесериалы, которые отучили актеров хорошо играть и вместо эмоций дают зрителю фаст-фуд, этакий фарш. А я хочу бифштекс!

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Роза Литвиненко, кинокритик:

— Мало кто сегодня может позволить себе снять игровое художественное кино, в котором мало действия, но есть события, связанные с прошлой жизнью художника. «Повторный визит» — это кино, которое дает ответы самому автору, зрителям и тем актерам, которые принимали участие в создании фильма. С этой точки зрения это безумно сложная и интересная работа. Что касается зрительского восприятия, то под конец фильма самыми важными для меня стали вопросы, которые задавал молодой человек, желавший узнать рецепт правильной жизни. Но такого учебника нет, и каждому придется пройти своим путем.

Анна Ромоносова, менеджер по бронированию «AZIMUT Отель Сибирь»:

— Сначала я не понимала, для чего мне смотреть продолжение незнакомых фильмов: из польского кино я лучше всего, пожалуй, помню авантюрную комедию «Ва-банк». Но постепенно прониклась историей, рассказанной в «Повторном визите», и досмотрела фильм с удовольствием — спасибо Кшиштофу Занусси, который смог заинтересовать зрителя, не знакомого с культурой страны и фильмографией режиссера. Очень скоро его герои стали мне по-человечески близки, и в этом сказываются мастерство и талант режиссера. И конечно, мне понравилась операторская работа.

Владимир Миллер, заместитель министра культуры Новосибирской области:

— Как и всегда у Занусси, это кино интересное, хорошее, заставляющее думать. Я смотрел много польских фильмов, помню замечательных актеров и актрис: Барбара Брыльски, Беата Тышкевич, многие другие. В те далекие времена мы, молодежь, смотрели чешское, немецкое и польское кино, которое олицетворяло для нас Европу, и это такая ностальгия… Приятно было снова увидеть Даниэля Ольбрыхского, героя моей юности — у каждого времени свои герои.



Comments are closed.

Так же в номере