Главная » Спецвыпуск » Прямая речь

Прямая речь

Сергей Жуков, гендиректор ОАО «Кемеровский молочный комбинат» (торговая марка «Солти»):

— Главный фактор, мешающий благополучному ведению дел в агробизнесе, — вовсе не отсутствие денег. В Кузбассе, например, угольные компании вкладывают средства в производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Холдинг «Скоморошка», Анжерский молочный завод и многие другие предприятия развились благодаря инвестициям угольщиков. Проблема в сельском хозяйстве. Там почти не осталось грамотных специалистов. Причем в сфере управления, а не производства. О том, что такое менеджмент, руководители хозяйств даже не догадываются.

Место для появления новых игроков в агробизнесе Кузбасса есть. Но необходимо разделять направления. К примеру, сельское хозяйство — непаханное поле, в прямом смысле. Практически любое новое сельхозпредприятие будет востребовано рынком и обществом. А вот переработчиков сельскохозяйственной продукции сейчас столько, что, пожалуй, стоит ожидать ухода с рынка некоторых игроков, а не появления новых. Самая распространенная форма конкуренции у пищевых производителей — демпинг. А он опасен прежде всего для тех, кто демпингует. Ведь ресурсы местных компаний относительно невелики.

Все решает сбыт

Владимир Багрийчук, начальник департамента пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Кемеровской области:

— Отсутствие денег — главный фактор, мешающий развитию агробизнеса. Объемы частных инвестиций из года в год остаются практически на одном уровне. А государственная поддержка не может выражаться в массированных финансовых вливаниях. Кроме того, низкая покупательская способность населения уже несколько лет не позволяет повысить цены на многие виды продуктов. Цены на хлеб и молоко почти не менялись последние три-четыре года. На мясо цены выросли незначительно. Образуется диспаритет цен: литр молока в розницу стоит столько же, сколько литр минеральной воды, хотя себестоимость молока намного выше. К сожалению, обе эти проблемы в рамках одного сектора экономики не решить.

Для успешного ведения дел агрохолдингам необходимо всеми возможными способами увеличивать объемы реализации своей продукции. Все замыкается на конечном этапе — на сбыте. Объем сбыта определяет возможность наращивания производства, долю рынка, занятую производителем, перспективы развития. Пищевой рынок заполнен очень плотно, и борьба за реализацию становится главной задачей производителя.

Есть огромное количество сельхозпредприятий, которые просто не выживут без серьезных финансовых вливаний. Они фактически существуют, но реальными рыночными игроками их назвать нельзя. Сами по себе такие хозяйства — большая рыночная ниша, которая ждет собственников, инвесторов. Сегодня эту нишу начинают осваивать угольные компании и производители пищевых продуктов, у которых есть свободные средства.



Comments are closed.

Так же в номере