Главная » Макроэкономика » Хлеборобы уповают на государство и юго-восточных соседей

Хлеборобы уповают на государство и юго-восточных соседей

Рекордный урожай осени 2002 года в очередной раз привел к убыткам большинства сельхозпроизводителей. Переизбыток зерна, к тому же низкого качества, обусловил обвал цен на внутреннем рынке. В регионах размышляют над тем, как в текущем году избежать повторения ситуации. Аграрии надеются на ценовое регулирование со стороны государства и срочно ищут пути выхода на рынки Юго-Восточной Азии.

В 2002 году в Алтайском крае было собрано 5 млн тонн зерна, в Новосибирской и Омской областях — по 3 млн тонн, в Красноярском крае — 2 млн тонн зерна. Это более чем в полтора раза превышает объемы внутреннего потребления. Для поддержания цен государством были организованы закупочные интервенции, на которые было выделено 6 млн рублей. Рыночная цена на зерно 3-го класса до начала государственных закупочных интервенций составляла 1300 рублей за тонну, 4-го класса — 900 рублей за тонну. Максимальная цена во время интервенций составила 2300 и 1750 рублей соответственно. У сибирских производителей было куплено порядка 150 тыс. тонн зерна.

Рисунок Владимира СТЕПАНОВА

Сибирским регионам все-таки удалось реализовать весь урожай. Но в связи с тем, что его большая часть была продана по низким ценам, уровень рентабельности сельхозпредприятий снизился. Так, по данным Министерства сельского хозяйства, если в 2001 году в СФО было 47% убыточных предприятий, то по итогам 2002 года — уже 54%.

В преддверии посевной в регионах лихорадочно ищут способы, как текущем году избежать повторения этой ситуации. На госинтервенции рассчитывать не приходится: лимиты слишком ограничены, а организация торгов вызвала множество нареканий. В 2003 году для лучшего обеспечения сбыта планируется организовать биржевые торги зерном. В частности, организуется площадка по форвардной торговле зерном на Сибирской межбанковской валютной бирже (см. «КС» N 10). Также объявлено о создании зерновой биржи в Томской области; не отказывается от своих планов организовать фьючерсные торги и Сибирская фондовая биржа.

Кроме того, региональные администрации, как и в прежние годы, планируют самостоятельно поддерживать закупочные цены, в том числе в счет погашения долгов за поставки ГСМ или бюджетные ссуды. А кемеровские производители, например, вообще не участвуют в госинтервенциях, продавая излишки зерна в специальный Губернаторский фонд. Как пояснила начальник департамента сельского хозяйства и продовольствия Кузбасса Галина Пыхтина, «нам выгоднее везти в другие регионы не зерно, а мясо».

Однако для зерноизбыточных регионов — Алтайского края, Новосибирской и Омской областей — федеральных и субфедеральных интервенций явно недостаточно. На Госрезерв, который является одним из крупнейших игроков на внутреннем зерновом рынке, надежды мало (хотя зернопроизводители не устают упрекать федеральные власти в том, что возможности Госрезерва для поддержания стабильности на рынке слабо используются). Поэтому власти этих трех регионов начали активно искать выход на экспортные рынки, прежде всего — Юго-Восточной Азии.

До сих пор экспорт пшеницы осуществлялся в основном в страны СНГ и — в очень небольших объемах — в Иран, Афганистан и Монголию. Сейчас наиболее перспективным принято считать рынок стран АТР. В прошлом номере «КС» подробно писал о переговорах алтайских аграриев с вьетнамскими предпринимателями по поводу продажи излишков зерна во Вьетнам и — через Вьетнам — в другие страны АТР. Новосибирская область в 2002 году также начала делать первые шаги на юго-восточном рынке (см. статью «Рост экспорта спасет от кризиса перепроизводства»).

Параллельно аграрии ищут возможность повышения качества зерна. Зерно с высоким содержанием клейковины пользуется постоянным спросом и стоит дороже, но для того, чтобы его получать, необходимо вносить удобрения и строго соблюдать агротехнологии. Сейчас у большинства хозяйств не хватает на это оборотных средств, а производство зерна низкого класса не приносит прибыли. В федеральном бюджете на 2003 год заложено субсидирование 15% затрат сельхозпредприятий на удобрения. Однако аграрии считают, что этого недостаточно. По мнению руководителя Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края Александра Куфаева, для улучшения качества зерна необходимо дотировать приобретение удобрений не менее чем на 50%.

В Новосибирской области, по заявлению руководителя департамента агропромышленного комплекса обладминистрации Виктора Гергерта, в текущем году «будет обращено особое внимание на качество репродуктивности семян и повышение плодородия». А алтайские агрочиновники надеются, что Российская служба стандартизации пересмотрит стандарты качества. Сегодня в России качество зерна оценивается по содержанию клейковины, в то время как в европейских странах — по содержанию белка. В этом случае в разряд высококачественной перейдет пшеница 4-го класса, и ее можно будет продавать дороже.

Неоднократно на страницах «КС» региональные аграрии говорили и о пока слабо используемой возможности увеличения сбыта за счет развития животноводства и птицеводства, поскольку эти отрасли являются основными потребителями зерна.

Однако основным фактором стабилизации цен на сельхозпродукцию и представители властных структур, и сельхозпроизводители продолжают считать регулирование цен государством. Замминистра сельского хозяйства Сергей Данкверт, недавно побывавший в Новосибирске, приводит в пример страны Евросоюза, где уже в январе определяют уровень цен, по которым будет продаваться продукция сельхозпроизводителей, и цена, по которой государство гарантированно закупит продукцию. «Когда непонятно, что и сколько будет стоить, непонятно, что и в каком объеме производить», — считает замминистра.

А директор ООО «Баганская мельница» Анатолий Гвоздев наиболее оптимальной считает такую схему, когда контроль цен на зерно со стороны государства является постоянным. По его мнению, колебания цен на сельхозпродукцию в течение всего года не должны выходить за пределы 5-10%. Сергей Данкверт придерживается такого же мнения, подчеркивая, что механизм государственных интервенций при колебании цены больше, чем на 5% от установленной, должен включаться автоматически. Председатель алтайского краевого Совета Александр Назарчук подходит к этому вопросу менее категорично, считая, что достаточно жестко закрепить цены на 25-30% продукции.

Эльмира НИГОМЕДЬЯНОВА, |Елена ФАЛАМЕЕВА


Comments are closed.

Так же в номере