Главная » Стиль жизни » Лидия Крупенина: «Я благодарна этому городу»

Лидия Крупенина: «Я благодарна этому городу»

Лидия Крупенина: «Я благодарна этому городу»

«Дон Кихот» Минкуса в Новосибирском театре оперы и балета – всегда праздник. Однако представление 20 февраля стало особенным. В этот вечер занавес взвился над сценой в честь легендарной балерины, народной артистки СССР Лидии Ивановны Крупениной, которая отдала этой сцене 67 лет. После спектакля прославленная балерина принимала награды и поздравления в честь юбилея.

Моменты биографии

Лидия Крупенина приехала в Новосибирск в августе 1947 года сразу после окончания Московского хореографического училища, и быстро заняла положение солистки, а затем и ведущей балерины театра. «Представитель администрации так рассказал о новом, просторном и красивом театре в Сибири, что у меня сразу возникло желание поехать в Новосибирск», – вспоминает балерина. За многие десятилетия она не разочаровалась в своем решении и стала для Новосибирска знаковой фигурой. В репертуаре Лидии Крупениной более 70 балетных партий, из них 30 – главных. Она танцевала на ведущих сценах мира, сотрудничала с такими хореографами как П. Гусев, В. Вайнонен, В. Чабукиани, М. Сатуновский, Ю. Григорович, К. Сергеев, В. Васильев и другими. Потом началась преподавательская деятельность, требующая едва ли не больше сил и внимания, чем сценическая карьера. Лидия Крупенина и сегодня работает с ведущими солистами театра, передавая им талант и мастерство.

Особенный балет

Выбор «Дон Кихота» для юбилейного вечера был неслучайным. Когда-то партия Китри, требующая от балерины безупречной техники, высокой скорости и яркого темперамента, была едва ли не визитной карточкой Лидии Крупениной. Кстати, фрагмент балета в ее блистательном исполнении можно было увидеть сразу после спектакля в небольшом документальном ролике, посвященном артистке. Но в этот вечер на сцену вышла другая балерина, ведущая солистка НГАТОиБ Елена Лыткина – кстати, тоже ученица Лидии Крупениной. «Сегодня мы увидели показательный спектакль. В нашем театре балет «Дон Кихот» поставил в 1954 году Михаил Львович Сатуновский. Когда в 1955 году мы впервые выехали на гастроли в Москву и Сочи, мы тоже танцевали «Дон Кихот». Этот же балет мы показали публике, когда первый раз выехали на зарубежные гастроли в Китай. «Дон Кихот» остается в репертуаре на протяжении 60 лет всегда в репертуаре. Это очень техничный, интересный, актерский спектакль. Люди приходят посмотреть его, чтобы отдохнуть», — рассказала Лидия Крупенина.

Звездная россыпь поздравлений

Магия личности выдающейся балерины оказалась столь сильной, что даже поздравительные речи чиновников были далеки от дежурной казенной риторики. Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин совершил увлекательный экскурс в театроведение. «Эудженио Барба, один из современных теоретиков театра, заметил: артисты на сцене вовсе не стремятся повторить жизни точно такой, как она есть. Театр стремится сделать ее более яркой, более полной и более трудной, и как раз балет является примером стремления к особой трудности – артист встает на пальцы и принимает немыслимые положения тела, чтобы в этом неудобстве получить новую энергию. Такое существование Барба называл «балансом плюс» или «экстра обыденным существованием». Артисты так живут на сцене, но некоторые люди так живут всегда», — подвел итог Василий Кузин. По его мнению, творческая судьба Лидии Ивановны Крупениной – яркий пример жизни, поднимающейся над обыденностью.

Начальник Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Николай Черепанов сравнил творческий путь балерины с роскошной звездной россыпью, в которой каждая звезда – первой величины, и назвал балерину необыкновенно изящной, благородной, утонченной женщиной. «Вкупе с вашим педагогическим талантом вы еще очень много сделаете для развития академической хореографической школы города Новосибирска» — отметил Николай Черепанов, награждая Лидию Крупенину муниципальной грамотой. Зампредседателя городского Совета депутатов Дмитрий Асанцев и вовсе прочитал со сцены стихи, выразительно и прочувствованно. В стихах были «голубые очи небес» и «золотые лучи». Сцена скоро заполнилась подарками и букетами. В адрес юбиляра пришли поздравительные телеграммы от председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в СФО, советника по культуре Президента РФ и депутатов Госдумы.

Признание коллег

Директор Новосибирского хореографического колледжа Александр Василевский вышел на сцену с целой группой коллег-педагогов. «Вы знаменитая выпускница московской балетной школы, выдающийся представитель блистательной эпохи советского балета. С 1969 по 1980 годы вели преподавательскую работу в нашем колледже и семь лет были его художественным руководителем. Среди прочих достоинств и трудов есть одна особенность – вы изящная, небольшого роста женщина, но обладаете гигантским ростом в вашем благородстве и порядочности. Мне не приходилось видеть людей такой чести и достоинства, такого чистого благородства и нравственных качеств», — поделился своим восхищением Александр Василевский. По его мнению, Лидию Крупенину можно смело считать символом и иконой новосибирского балета.

«Не так давно наш театр был на гастролях в Шанхае, и там мы познакомились с уже немолодыми людьми, которые были переводчиками во время первых зарубежных гастролей нашего театра в 1957 году. Когда я спросил их, что они могут вспомнить, то услышал в ответ имя Лидии Крупениной. Какая удивительная связь времен, и какие удивительные впечатления подарила тогда еще молодая артистка балета зарубежным зрителям. В 1956 году Большой театр покорил Европу, а всего полгода спустя НГАТОиБ открыл Азию. И Лидия Ивановна была одной из первых актрис, осуществивших эту великую миссию», — рассказал директор НГАТОиБ Борис Мездрич. Он также поблагодарил Лидию Крупенину за продолжение активной работы, высокую культуру и искренний интерес к жизни театра.

«Я благодарна всем»

Принимая поздравления, Лидия Крупенина обратила внимание публики на своих коллег и учеников: «На сцене стоят замечательные артистки Нина Фуралева, Лариса Матюхина, Татьяна Кладничкина, и все они танцевали в «Дон Кихоте». Я благодарна всем, кто сегодня находится в зрительном зале и всем, кто пришел поздравить меня. Благодарна руководству города и области, дирекции театра за заботу о старшем поколении артистов». Букет от балетной братии преподнес Александр Балабанов (как и упомянутых выше балерин, его нет нужды представлять публике). Он обошелся без длинных речей, лишь встал перед виновницей торжества на одно колено, повторяя па из «Дон Кихота».



Comments are closed.

Так же в номере