Главная » Спецвыпуск » Налоговая недоговоренность остается

Налоговая недоговоренность остается

На территории Красноярского края представлены практически все крупнейшие российские ФПГ. Налоговые поступления от них (в первую очередь от «Норильского никеля») формируют большую часть краевого бюджета. С момента избрания губернатором края Александра Хлопонина консолидированный региональный бюджет вырос почти в два раза. Но, несмотря на этот факт, многие эксперты склонны считать, что ФПГ активно используют «непрозрачность» финансовых схем и несовершенство законодательства и платят гораздо меньше, чем могли бы. По некоторым оценкам, край в год теряет сопоставимую с размером бюджета сумму.

Доходы консолидированного бюджета Красноярского края в 2005 году составят 57 млрд рублей, расходы — 60 млрд (без учета Таймыра и Эвенкии). В 2004 году эти цифры составляют 48 млрд и 50 млрд соответственно. Доходы собственно краевого бюджета в 2005 году составят 37,1 млрд рублей, расходы — 40 млрд против 28 млрд и 30 млрд в 2004 году. С 2002 года доходы консолидированного бюджета края выросли почти в два раза. В Совете администрации края считают, что рост доходов бюджета примерно на 10 млрд в год в первую очередь был обеспечен за счет благоприятной конъюнктуры цен на рынке цветных металлов (налоговые поступления от «Норильского никеля»), а также достижения договоренностей с остальными крупными налогоплательщиками и роста подоходного налога.

Глава «Русала» Олег Дерипаска (слева) и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Фото Аркадия УВАРОВА

Начальник Главного финансового управления края Александр Новак ранее заявлял, что законодательством четко не прописана схема уплаты налогов предприятиями в том регионе, где они работают. Поэтому единственный способ — договоренности между ФПГ и Советом администрации края. Как заявил «КС» в начале декабря прошлого года губернатор Александр Хлопонин, «задача власти — предложить бизнесу адекватные условия «освоения» территории. Причем правила игры для всех ФПГ должны быть одинаковыми. Мне кажется, что нам удалось выстроить взаимовыгодные отношения со всеми крупными компаниями, работающими в нашем регионе». В подтверждение этого на состоявшемся 10 февраля брифинге губернатор привел пример подписанного им на днях соглашения с «Газпромом». «Восточная Сибирь, а точнее, Красноярский край, для них [«Газпрома»] является стратегической зоной перспективного развития. Это связано с тем, что в Западной Сибири запасы газа будут истощаться в ближайшие пять-семь лет. По своим запасам Красноярский край — это почти 3 трлн кубометров. Уже в этом году объем инвестиций в Красноярский край составит 2 млрд рублей», — сказал Хлопонин.

Оптимизм губернатора разделяют не все. Член Совета национальной стратегии (Москва) Илья Пономарев считает, что «корпорации, формально принадлежащие государству, действуют по законам большого бизнеса, но при этом, с одной стороны, освобождены от контроля акционеров, с другой — могут пользоваться государственными, нерыночными рычагами давления. Поэтому приход «Роснефти» в качестве наследника НК «ЮКОС» и перевод активов на территории края в государственный холдинг, по-нашему, только ухудшат ситуацию, потому что тогда рычаги хоть какого-то воздействия администрации края на преемника исчезнут вообще. «Роснефть» и «Газпром» замыкаются напрямую на президента, и договариваться о чем-то с ними Хлопонину будет сложно — скорее это они будут диктовать краевым властям свои условия».

Глава «Русала» Олег Дерипаска (слева) и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Фото Аркадия УВАРОВА

Критикуют и предыдущие достижения губернатора Хлопонина. Оппозиционные депутаты Законодательного собрания (ЗС) не желают забывать «олигархическое» прошлое губернатора (в 1996-2001 годах Хлопонин возглавлял РАО «Норильский никель»), полагая, что губернатор не свободен в своих решениях и просто не может «требовать от ФПГ» в полном объеме. «Бюджет можно собирать, но все зависит от налогов, от того, как их собирают. А для этого нужна прежде всего воля губернатора. Губернатору сегодня сложно найти средства, поскольку он, видимо, несамостоятельный человек. По крайне мере, я понимаю это так», — считает депутат Анатолий Быков.

«Законы у нас вообще интересные. Никто не имеет права требовать предоставить информацию о хозяйственной деятельности. Я в свое время в нашу краевую налоговую инспекцию отправлял запрос по итогам деятельности угольной компании (СУЭК). Мне сказали: «Мы не обязаны на эти вопросы отвечать». ФПГ скрывают доходы. Это общеизвестный факт. Вот вам пример: в бюджете прошлого года от угольщиков предполагалось получить 137 млн рублей. Я говорил, что получить можно гораздо больше. И когда мы их чуть поприжали и пригрозили судом, они пришли к нам на сессию, сказали: «Вы правильно подняли вопрос, мы все пересчитали», — и по итогам года обязались заплатить уже один миллиард. Тут возникает вопрос: что это за менеджеры такие, которые так считают? 137 млн и миллиард — разница большая, — считает депутат Законодательного собрания края, председатель крайсовета партии «Евразийский союз» Владимир Горлов. — Сегодня работа ФПГ никак не контролируется. Они просто договариваются, поскольку и те, и другие — бизнесмены».

В 2005 году налоговые поступления от группы «Норильского никеля» в бюджет Красноярского края могут достигнуть 22 млрд рублей. Об этом ранее «КС» заявлял начальник краевого ГФУ Александр Новак. На сам «Норникель» придется 19 млрд рублей Еще 3 млрд даст золотодобывающая компания «Полюс», которая входит в группу. Всего налоги от «Норникеля» могут составить треть доходной части бюджета края. В 2004 году компания перечислила в краевой бюджет около 18 млрд рублей, в 2003-м — 16. В 2005 году группа компаний «Русский алюминий», по прогнозам, перечислит в краевой бюджет 2,4 млрд рублей. В 2004 году эта сумма составила примерно 1,5 млрд рублей. В 2003-м — 1,2 млрд.

Сходного мнения придерживается коллега Владимира Горлова по ЗС, председатель комиссии по экономической политике и собственности Всеволод Севастьянов. «Необходимо добиться прозрачности в деятельности олигархических структур. Пока это только мечты, реальных действий в обеспечении прозрачности ФПГ у нас нет. Я бы остановился еще на одной теме. Это вопрос прозрачности консалтинговых услуг, которые позволяют делать прибыль на предприятии. Cтруктуры ЮКОСа на Ачинском НПЗ оказывают друг другу консалтинговые услуги. И структуры «Русала» оказывают друг другу консалтинговые услуги. Себестоимость тонны угля сосчитать несложно. Себестоимость выплавки тонны алюминия сосчитать несложно, но вычислить обоснованность консалтинговых услуг невозможно. К чему это приводит? По прошлому году «Норильский никель», имея 155 млрд выручки, платил 19 млрд в бюджет. Группа «Русал» на территории Красноярского края, имея примерно такие же объемы производства, платит 1,5 млрд. Проблема контроля над внутренней диверсификацией ФПГ в системе технологических связей должна быть совершенно иной, более качественной», — заявил Всеволод Севастьянов 3 февраля на заседании Антиолигархического клуба.

Депутат ЗС от фракции «Единая Россия», председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности, член постоянной комиссии по финансам и бюджетной политике Юрий Захаринский считает, что «все ФПГ сваливать в одну кучу нельзя. Есть финансово-промышленные группы, которые достаточно ответственно работают на территории края. Предположим, тот же «Норникель», который сегодня не уменьшает сумму налогов. Ну и классический пример, который приводят с учетом тех схем налогообложения, которые сегодня есть: «Русал», который платит на порядок меньше той суммы, которую мог бы платить в краевой бюджет. И потом, такой категории налогоплательщика, как ФПГ, я вообще не знаю. Есть предприятие, имеющее тот или иной размер капитала, прибыли, доходов, оборотов. И вот с этого как раз и определяется сумма налогов, которая либо платится, либо нет. И в этой части не думаю, что было бы правильно ставить вопрос о том, что с финансово-промышленными группами не прописаны отношения».

Генеральный директор Красноярского завода цветных металлов им. Гулидова, председатель политсовета КРО «Единая Россия» Игорь Тихов также полагает, что обвинять ФПГ, которые действуют на территории края, «во всех грехах» не стоит: «Я считаю, что тот, кто может договориться с ФПГ на более выгодных условиях, должен это делать. Если есть такая возможность, то пожалуйста. Именно финансово-промышленные группировки сейчас задают тон — такова реальность. И во всем мире на самом деле крупные промышленные корпорации во многом определяют политику на местах. И у нас сейчас та же самая структура капитала. Впрочем, если речь идет о каких-то дополнительных платежах при условии, что ФПГ исправно платит основные налоги, то договариваться о них должен тот, кто понимает, о чем говорит».

Максим ГРАФШИН, Красноярск


Comments are closed.

Так же в номере