Главная » Спецвыпуск » Геннадий Фадеев: "Красноярский край восхищал меня, и восхищает до сих пор"

Геннадий Фадеев: «Красноярский край восхищал меня, и восхищает до сих пор»

Красноярская железная дорога (КЖД) — главная транзитная линия, связывающая западные регионы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Этот участок «Транссиба» был введен в эксплуатацию в начале XX века (в конце декабря КЖД исполнится 106 лет). Новейшая история Красноярской железной дороги начинает свой отсчет с 1979 года. Тогда завершилось существование магистрали в качестве придатка Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). Дорога получила самостоятельность. В числе инициаторов создания регионального отделения был Геннадий Матвеевич Фадеев. Он же стал первым начальником Красноярской железной дороги после ее выхода из ВСЖД. Появление такого экономического субъекта, как Красноярская железная дорога, весьма положительно сказалось на крае. Такие административные преобразования неизбежно влекут за собой появление новых рабочих мест, бюджетные поступления. Ветераны КЖД считают, что именно под началом Фадеева Красноярская дорога «расправила плечи». Корреспондент «КС» НИНА ИВАНОВА побеседовала с президентом ОАО «Российские железные дороги», почетным жителем Красноярска ГЕННАДИЕМ ФАДЕЕВЫМ.

Президент компании ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев. Почетный гражданин г. Красноярска

В 1965 году Геннадий Фадеев назначен на должность начальника отдела движения Нижнеудинского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. С 1978-го по 1979 годы он — первый заместитель начальника ВСЖД. С 1979-го по 1984 годы Геннадий Фадеев являлся начальником Красноярской железной дороги. В 1984 году переведен руководителем на Октябрьскую железную дорогу. С 1988-го по 1991 годы Геннадий Матвеевич был первым заместителем министра, а затем и. о. министра путей сообщения СССР. С января 1992-го по август 1996 года Фадеев — министр путей сообщения РФ. В этот период он возглавлял Совет по железнодорожному транспорту государств-членов СНГ. С 1996-го по 1999 годы Геннадий Фадеев занимает пост генерального секретаря Международного координационного совета по транссибирским перевозкам. В марте 1999 года он становится начальником Московской железной дороги. В январе 2002 года Геннадий Матвеевич назначен министром путей сообщения РФ. В сентябре 2003 года освобожден от должности министра путей сообщения РФ и назначен президентом ОАО «Российские железные дороги». Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, за заслуги перед православной церковью удостоен ордена Даниила Московского II степени.

— Геннадий Матвеевич, вы начинали свою карьеру в должности дежурного по станции, прошли очень большой путь и достигли всех возможных высот. Но тогда, в самом начале пути, почему именно железная дорога вас так захватила? С чего все началось?

— У каждого человека своя судьба. Я родом из Забайкалья, из Амурской области. Так случилось, что вся моя семья работала на железной дороге. Кроме железной дороги, я ничего не видел. Закончив школу, я поначалу намеревался поступить в институт, никак не связанный с этой отраслью. Но вовремя понял, что мне нужно идти на железную дорогу. Высшее образование получил в Хабаровском институте железнодорожного транспорта. Сегодня я рад, что в то время не ошибся, благодарен судьбе за то, что выбрал именно этот путь.

— Расскажите подробнее о том периоде вашей жизни, который связан с Красноярским краем.

— Я приехал в Красноярский край 9 мая 1975 года. Меня назначили начальником Красноярского отделения ВСЖД. Потом перевели в Иркутск на повышение. Но когда меня туда направляли, и я, и все мои коллеги уже знали, что я вернусь в Красноярск. В Красноярском крае тогда не хватало главного: самостоятельной железной дороги. Край, намного превосходивший по темпам экономического роста Иркутскую область, должен был через Иркутск, где находилось управление ВСЖД, решать жизненно важные транспортные вопросы. Естественно, это мешало региону развиваться. Потому и было принято решение о создании Красноярской железной дороги. Возглавить ее попросили меня. Лучшие мои годы — годы, проведенные в Красноярье. И я благодарен судьбе, что оказался в Красноярском крае. Это была невероятно жесткая, сильная школа. Край дал мне возможность научиться справляться с большими объемами работы. А объемы тогда были действительно громадные. Регион начал подниматься с колен. Активно стала расти энергетическая отрасль. За ней потянулась промышленность. Я знал, что железная дорога в Красноярске была «узким местом». Без нее огромный край, занимающий гигантскую территорию, не мог развиваться дальше. Регион концентрировался на этих семистах километрах «Транссиба» — от Мариинска до Тайшета. Нагрузка была колоссальная. Кажется, не хватало суток, чтобы все успеть. Транспортное напряжение в крае ослабло после строительства вторых железнодорожных путей на участке Тайшет-Абакан.

Красноярский край восхищал меня, и восхищает до сих пор. Его мощь, его возможности, люди Красноярья! Красноярцев теперь вспоминаю с каким-то умилением. Это красивые люди. Они умеют работать, «горят» на работе, выкладываются полностью.

— Сибирь закалила вас, подготовив к более серьезным испытаниям?

— Ответственность росла: я работал и в Ленинграде, и в Москве на больших должностях. Но красноярская школа помогала мне преодолевать испытания. Никого не хочу обидеть, но я все-таки считаю, что наилучшая атмосфера для созидания в 70-е годы была в Красноярском крае. Объясню почему. То, что было создано в те годы, не укладывается в рамки одной человеческой жизни. Сибирь строилась, пыталась обогнать всех, стать сильной и могучей. Мы верили, что так оно и будет.

— Раньше о железной дороге говорили, что она — «государство в государстве». Сегодня это утверждение справедливо?

— Что такое железные дороги? Наша отрасль исторически формировалась как замкнутый хозяйственный организм. Была своя социальная сфера, собственная система медицинских и образовательных учреждений. Сама территория огромной страны, а именно концентрация вокруг железной дороги жизненно важных ее центров, требовала такого устройства. Ведь долгие годы жизнь страны зависела от ритма работы железных дорог. Поэтому люди, трудящиеся на железной дороге, должны были иметь все, что нужно для безостановочной деятельности. Сегодня дорога меняется. Она становится более прозрачной и открытой.

— Что бы вы пожелали красноярцам в дни празднования юбилея края?

— Жизнь меняется, меняются подходы. Думаю, Красноярский край заслуженно требует к себе большего внимания. Сибирь делает большой вклад в общую копилку государства. Я хотел бы пожелать сибирякам такого же тепла, которое я сам ощущал там. Я с благодарностью вспоминаю людей, которые воспитали меня, помогли стать настоящим железнодорожником. Хочу поблагодарить за школу, которую я прошел. Низко кланяюсь всем красноярцам. Желаю им удачи в преодолении любых трудностей. Как я уже сказал, край справедливо претендует на лучшую жизнь. Я хочу, чтобы этот край процветал, чтобы созидание продолжалось!

Нина ИВАНОВА


Comments are closed.

Так же в номере