Главная » Спецвыпуск » Енисейское пароходство: стабильный курс

Енисейское пароходство: стабильный курс

Порядка 2 млрд рублей за счет собственных средств планирует вложить в модернизацию и пополнение флота до 2015 года Енисейское речное пароходство (ЕРП). На фоне других сибирских «речников» ЕРП является лидером по объемам перевозок и финансовым показателям. Об итогах навигации-2004, концепции развития компании, перспективах пассажирских перевозок и тарифной политике корреспондент «КС» АНЖЕЛИКА ЮГРИНА беседует с ФЕЛИКСОМ МИХАЙЛОВСКИМ, который, имея опыт работы в Мурманском морском пароходстве и Министерстве транспорта, весной текущего года возглавил одну из крупнейших транспортных компаний Сибири — ОАО «ЕРП».

Енисейское речное пароходство было создано в 1931 году, акционировано в 1994 году. Компания включает в себя четыре базы отстоя флота: в Красноярске, Ермолаево, Павловщине и Подтесово. Три из них осуществляют не только отстой, но и ремонт судов. В Красноярске ремонт передан дочерним предприятиям пароходства — ОАО «Красноярский судоремонтный завод» и ОАО «Красноярская судостроительная верфь». Имеются три районных управления: в Абакане, Стрелке и Дудинке — основных узлах транспортной инфраструктуры региона. Отдельными филиалами пароходства являются Красноярское пассажирское агентство и Игарский речной порт. «Дочками» пароходства — ОАО «Красноярский речной порт» и ОАО «Лесосибирский порт» — осуществляются погрузочно-разгрузочные работы и накопление грузов, транспортируемых Енисейским пароходством. В группе компаний работает более 5,5 тыс. человек — это одно из самых крупных предприятий в Красноярском крае.

— Феликс Вячеславович, компания уже подвела итоги навигации-2004. Расскажите о самых главных из них.

— В 2004 году наша компания полностью выполнила все планы и задачи по объемам перевозки грузов, которые перед собой ставила. Таким образом, пароходство достигло по сравнению с 2003 годом 12-процентного роста основного показателя работы. В эту навигацию судами компании перевезено 3383 тыс. тонн груза, в том числе 319 тыс. тонн нефтеналивных грузов, 814 тыс. тонн леса в плотах и 2250 тыс. тонн сухогрузов. В основном рост объема перевозок связан с некоторым увеличением заказа группы компаний «Норильский никель». Кроме того, был увеличен объем буксировки плотов по реке Ангаре, а также доставки угля с Кокуйского месторождения. Были также привлечены новые грузопотоки: завезли небольшое количество грузов по реке Большая Хета для Ванкорского месторождения, осваиваемого компанией «Роснефть», и для компании «Эколог», работающей на строительстве дороги Алыкель-Дудинка.

Также в текущем году компания выступила не только перевозчиком, но и поставщиком каменного угля по Красноярскому краю: в Енисейский, Туруханский, Мотыгинский районы и город Игарку доставлено 133 тыс. тонн каменного угля. Конкурс службы госзаказа Красноярского края на поставку жидкого топлива выиграло ОАО «Красноярскнефтепродукт», для которого Енисейское пароходство перевезло 32 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. Кроме того, социальные грузы были доставлены в Эвенкийский и Таймырский автономные округа. Программа по Северному завозу в этом году была выполнена в полном объеме и прошла без сбоев. Хотелось бы отметить, что объем Северного завоза несколько снизился. По нашему мнению, это произошло потому, что администрации северных территорий научились экономить и оптимизировать процессы, связанные с поставкой необходимых им грузов. На следующий год мы прогнозируем объем Северного завоза в прежних размерах.

Что касается основных потребителей услуг ЕРП, то традиционно наиболее крупным из них был и остается «Норильский никель», и сейчас доля этой компании в общем объеме составляет 57%, предприятий лесопромышленного комплекса — 32%, административных районов Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов — 7%, прочей клиентуры — юридических и физических лиц — 4%.

Пассажирооборот Енисейского пароходства в целом довольно стабильный. В этом году прогнозируется его повышение на 9%. По предварительным данным, в 2004 году скоростной и водоизмещающий флот пароходства перевез 140 тыс. человек, но хочу отметить, что для нас это убыточный бизнес. Убытки от эксплуатации пассажирских судов составили около 24 млн рублей.

— Как выглядят финансовые показатели за текущий год?

— Трудно сказать по итогам года, так как девять месяцев не являются показательными для предприятия с ярко выраженным сезонным характером работы. Ожидаемые результаты по итогам года выглядят следующим образом: оборот составит 1 млрд 700 рублей — это те объемы, на которые мы вышли за последние годы, прогнозируемая прибыль — 23 млн рублей.

— В пароходстве принята концепция развития компании до 2015 года. Что она в себя включает?

— Ее основная цель — определить пути развития компании в среднесрочной перспективе. Максимальное падение объемов перевозок мы уже пережили, и все тенденции в экономике говорят, что идет постепенный рост практически во всех отраслях.

Основные направления развития грузовой базы следующие: планируется, что объем перевозки грузов группы компаний «Норникель» будет стабильным и сохранится на том уровне, который был достигнут за прошедшие несколько лет. Кроме того, достаточно активно будет развиваться лесопромышленный комплекс, свидетельство тому — активность инвесторов в этом секторе экономики. Именно поэтому мы строим новый флот и модернизируем те буксиры, которые работают на Ангаре. Ведь Ангара — это основная артерия, по которой происходят лесоперевозки. В Красноярском крае разрабатываются довольно интересные проекты добычи нефти. Так, группа компаний предполагает работать на Ванкорском месторождении, куда наш флот будет завозить нужное оборудование для разведки и добычи. Есть также перспективы увеличения объемов перевозок, связанные с достройкой Богучанской ГЭС. Это основные грузопотоки, которые должны возникнуть в самое ближайшее время.

— Увеличение грузопотоков потребует от компании и увеличения флота?

— Правильнее сказать, не увеличения, а обновления. Мы и так имеем около 900 судов, однако эти суда «почтенного» возраста, а нам необходим флот современный, мало изношенный. Имея в виду направления развития грузопотока, аналитики нашей компании построили график строительства новых судов и модернизации существующих. До 2015 года планируется построить 67 судов, модернизировать 57, произвести капитальный ремонт 78 судов. Основные работы по модернизации и обновлению флота будут произведены с 2005 по 2008 год. Затем акцент сместится к строительству новых судов. А параллельно с этими работами мы будем активно осуществлять капитальный ремонт имеющегося флота. Проводя все эти меры, мы закладываем основу работы на ближайшие 50 лет. Модернизированный и построенный флот позволит перевозить грузы по всем возникающим направлениям.

Таким образом, пароходство по-прежнему будет сохранять стабильное положение на рынке транспортных услуг в качестве основного перевозчика речным транспортом. Объем перевозимых грузов увеличится до 5 млн 670 тыс. тонн — это приблизительно 170% к тем объемам, которые имеются в этом году. Кроме того, реализованные меры позволят сохранить объем перевозок, связанный с сырьевым комплексом и обеспечением жизнедеятельности северных территорий края, а также создадут условия прибыльной финансово-хозяйственной деятельности с учетом формирования возвратного характера инвестиций. Мы не планируем привлекать инвестиции для осуществления наших программ на стороне — это, кстати, основополагающая черта, характеризующая нашу концепцию. В Красноярском крае есть группа предприятий, которая способна осуществить все мероприятия по строительству и модернизации флота, — это Красноярская судоверфь, Красноярский судоремонтный завод и те мощности, которые у нас есть.

— Каких вложений потребует принятая концепция?

— Ежегодно, в зависимости от показателей деятельности пароходства, от 170 млн рублей до 315 млн рублей будет вкладываться в модернизацию и пополнение флота, а всего до 2015 года планируется вложить порядка 2 млрд рублей — и все за счет собственных средств. Точнее, не предполагается привлечение долгосрочных кредитов. Так как наше предприятие сезонное, оно каждый год кредитуется на большие суммы, то есть в начале года деньги занимаются, а в третьем квартале возвращаются. Такие краткосрочные займы на шесть-восемь месяцев будут использоваться. Кстати, мы прорабатываем вопрос с лизингом. Если эта схема будет экономически эффективна, будем ее использовать.

— Что произойдет в следующем году с тарифами? Планируется ли их изменение?

— В пароходстве принята концепция тарифной политики на ближайшие несколько лет. Наша компания не является сторонницей ежегодного увеличения тарифов, но в 2004 году произошло увеличение стоимости нефтепродуктов до 30%, а в общей статье затрат пароходства нефтепродукты сегодня занимают около 40%, поэтому мы вынуждены корректировать нашу тарифную политику. Есть у нас партнеры, особенно по лесному комплексу, Северному завозу, в социальной сфере, в отношении которых будет вестись политика сдерживания тарифов. В целом на следующий год мы предполагаем повышение тарифов приблизительно на 13%, в том числе и для группы компаний «Норильский никель».

— Феликс Вячеславович, как выглядят сегодня пассажирские перевозки на Енисее и каковы их дальнейшие перспективы?

— В навигации-2004 на линии Красноярск-Дудинка работали семь судов, в том числе четыре дизель-электрохода и три теплохода. Исходя из технического состояния на будущий год прекращается использование на этой линии всех дизель-электроходов. Таким образом, в 2005 году будут задействованы всего три теплохода: «Валерий Чкалов», «Александр Матросов» и «Профессор Близняк». Но для того чтобы продолжать эксплуатацию вышеназванных судов, в следующем году необходимо будет провести их ремонт. К сожалению, собственных средств у ЕРП на осуществление этого ремонта недостаточно.

В целом пассажирские перевозки сегодня для нас, как я уже отметил, убыточны. Если дотировать пассажирские перевозки за счет грузового флота, то это приведет к увеличению тарифа на грузоперевозки в регионе. А эти виды услуг необходимо разделять. Без субсидий эти социальные проекты неосуществимы. Частично они субсидируются за счет краевого бюджета, но этих средств недостаточно для покрытия наших убытков и осуществления ремонта, гарантирующего безопасное для пассажиров плавание. Наша компания — коммерческая организация, она не может позволить себе убыточные виды деятельности. Сейчас мы ведем переговоры с краевыми властями с целью получения льготы на налог на имущество. Это позволит пароходству сохранить пассажирские перевозки и направить высвобожденные оборотные средства на ремонт и модернизацию пассажирского флота.

— Планируется ли постройка таких современных судов, как «Таймыр» и «Таймыр-2»?

— Эти суда были специально построены для Таймырского округа нашим дочерним предприятием — Красноярской судоверфью. Для тех объемов, которые имеются в округе на сегодняшний день, количества судов данного типа достаточно. Предполагается заказ от Таймырского округа на рефрижераторные суда, но пока бюджет округа не принят, точно прогнозировать нельзя.

— Как вы оцениваете перспективы туристического бизнеса на Енисее?

— В настоящее время невозможно предоставлять качественные туристические услуги на судах Енисейского пароходства исходя из их технического состояния. Практически всем теплоходам исполнилось по 50 лет. Условия проживания туристов на этих судах не соответствуют стандартам речного туристического бизнеса. Поэтому сейчас мы ведем переговоры с серьезными компаниями, которые занимаются туристическими рейсами в районы Крайнего Севера, на Северный полюс. Вместе с ними мы проектируем модернизацию одного пассажирского судна — теплохода «Ипполитов-Иванов». Сегодня его пассажировместимость — 167 человек. Мы планируем снизить количество пассажиров до 60-70 и разместить на судне небольшое количество комфортабельных современных кают, которые будут оснащены всеми необходимыми предметами — телевидением, Интернетом, средствами связи и так далее. Будет создана предпосылка для того, чтобы привлечь реальные туристические потоки на Енисей. Проект переоборудования теплохода «Ипполитов-Иванов» под туристическое судно мы получим в марте, а в 2006 году судно уже отправится в свой первый рейс. Так что с туристического рынка мы уходить не собираемся. Но самая большая проблема состоит в том, что пока мы не видим желания туристических компаний Красноярского края инвестировать переоборудование судов ЕРП для использования в своем бизнесе. В силу сезонности и короткого периода навигации подход туркомпаний следующий: использовать то, что имеется. И долгосрочных проектов и предложений пока нет. Надеемся, что ситуация изменится.

— Феликс Вячеславович, компанию вы возглавляете с весны этого года. В каких организациях и на каких должностях вы работали прежде?

— Когда предыдущий генеральный директор ушел из компании, в течение нескольких месяцев акционеры пароходства, государство и ОАО «Норильский никель» подыскивали претендента на место руководителя. В результате остановились на моей кандидатуре. Раньше я работал в Мурманском морском пароходстве, в Министерстве транспорта и в крупных страховых компаниях в Москве.

— Какие у вас впечатления о тех игроках рынка перевозок, с которыми вам приходится общаться?

— На самом деле по всей стране ситуация похожа, разница только в том, что у нас замкнутый регион, мы действуем в рамках Енисейского бассейна. В начале 90-х годов после приватизации образовались крупные компании на базе государственных предприятий, занимавшихся судоходным бизнесом, происходило дробление и отчуждение имущества, создавались маленькие фирмы. В процессе роста компании расставались со своими топ-менеджерами, а те в свою очередь пытались развить самостоятельный бизнес. И надо отметить, у многих это получилось. Говорить, что наши конкуренты некомпетентны, неправильно, потому что они — бывшие работники пароходства, которые имеют достаточный опыт, и на каких-то направлениях они конкурируют с Енисейским пароходством. Но у наших конкурентов нет возможности осуществлять качественный ремонт, вкладывать большое количество средств в модернизацию, строительство нового флота. Мы планируем наши отношения с рынком на долгосрочной основе, просчитывая перспективу, и под это строим флот.

Управление ОАО «Енисейское
речное пароходство»
Красноярск, ул. Бограда, 15,
тел. (3912) 59-19-26

На правах рекламы

Анжелика ЮГРИНА


Comments are closed.

Так же в номере