Главная » Спецвыпуск » Объединение - процесс добровольный

Объединение — процесс добровольный

Юбилей Красноярского края (70 лет с момента образования) совпал со значительными политическими и экономическими изменениями. С 1 января 2005 года меняются межбюджетные отношения между Красноярским краем, Таймырским и Эвенкийским автономными округами — краю делегируются полномочия обоих АО. А с 1 января 2007 года автономные округа входят в состав Красноярского края. О перспективах социально-экономического развития нового субъекта РФ корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ БОНДАРЕВУ рассказал губернатор Красноярского края АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Александр Геннадьевич, процесс объединения края с автономными округами практически все оценивают как позитивный. Однако существует мнение, что логической точкой стало бы присоединение Хакасии. Возможен ли такой вариант?

— Мы не против восстановления Красноярского края в его прежних границах. С точки зрения экономики региона это оправданно. Вместе мы смогли бы работать более эффективно и реализовать еще ряд крупных инвестиционных проектов. Однако объединение — процесс сугубо добровольный. Пока ни жители Республики Хакасии, ни представители власти этого региона к нам с предложением создать единый субъект Федерации не обращались. Люди должны сами принять это решение. И еще одно немаловажное обстоятельство. Хакасия — это национальная республика. Процесс объединения в данном случае сложнее хотя бы потому, что сейчас трудно прогнозировать социальные и политические последствия такого шага: как отнесутся к этому другие национальные республики — Татарстан, Башкортостан, Калмыкия. Нам бы не хотелось спровоцировать конфликт на национальной почве.

— Краевой бюджет 2005 года получил характеристику «социального», однако это можно было услышать практически про любой бюджет на протяжении последних четырех лет. В чем заключается «социальность» будущего года?

— С 1 января 2005 года мы повышаем зарплату всем работникам бюджетной сферы на 20%. Если экономическое положение края не изменится, то в течение года будет еще одно повышение зарплаты — на 10%. Мы существенно увеличиваем объем финансирования практически всех краевых социальных программ и начинаем реализовывать новые. В частности, больше будут строить квартир для людей, проживающих в ветхих домах, больше северян перевезем в более благоприятные для жизни районы, сохраним в полном объеме все компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги, часть жителей края будут полностью освобождены от квартплаты — это ветераны Великой Отечественной войны, а также семьи погибших при исполнении своего служебного долга сотрудников МВД.

— Может ли процесс продажи основных активов ЮКОСа неблагоприятно сказаться на ситуации с обеспечением Красноярского края горюче-смазочными материалами (ГСМ)? Рассматривала ли администрация схемы сотрудничества с другими поставщиками?

— Продажа основных активов ЮКОСа вряд ли повлияет на процесс обеспечения края ГСМ. Ачинский нефтеперерабатывающий завод как стоял на нашей территории, так и будет там стоять. Если на это предприятие придет новый собственник, я думаю, мы сможем и с ним выстроить добрые отношения.

— Каковы перспективы сотрудничества Красноярского края с Китаем? Что, помимо лесных ресурсов и мест на рынках, мы можем предложить?

— Мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству в самых разных областях. Заинтересованы в том, чтобы на нашей территории работали добросовестные инвесторы, и, по большому счету, нам все равно, из какой они страны. Но воровать у нас лес мы больше не позволим — ни своим жуликам, ни китайским.

— Как строятся отношения с крупными финансово-промышленными группировками (ФПГ), действующими на территории края?

— Задача власти — предложить бизнесу адекватные условия для освоения территории. Причем правила игры для всех ФПГ должны быть одинаковыми. Мне кажется, что нам удалось выстроить взаимовыгодные отношения со всеми крупными компаниями, работающими в регионе. Сейчас интерес к Красноярскому краю растет — объединение наших ресурсов с возможностями Таймыра и Эвенкии открывает перед большим бизнесом новые возможности.

— Как ведется работа по ослаблению зависимости бюджета края от компании «Норильский никель»? Есть ли у администрации «резервный вариант» на случай обвала цен на мировом рынке цветных металлов?

— Начало промышленной эксплуатации Ванкорского нефтяного месторождения позволит нам получить дополнительные доходы, сопоставимые с налоговыми поступлениями от «Норникеля». Завершение строительства Богучанской ГЭС — это начало масштабного освоения природных ресурсов Нижнего Приангарья. И таких проектов у нас немало. Один только пример. Краевой бюджет 2004 года — это 38 млрд рублей. В 2005 году в бюджете будет 60 млрд рублей — почти в два раза больше, и не только за счет «Норильского никеля».

— На Инвестиционном форуме регионального развития в апреле этого года вами была озвучена идея края как «локомотива российской экономики». В чем будут заключаться функции «локомотива»?

— Экономическое развитие такого огромного региона, как Красноярский край, автоматически приведет к росту деловой активности в соседних территориях. Нам нужно больше оборудования, техники, технологий. Импульсы деловой активности всегда распространяются на большое пространство.

— Периодически вы озвучиваете идею переноса административного центра СФО в Красноярск. Новосибирцы к этой идее относятся ревниво, поскольку делают ставку на имидж города, так как это привлекает инвесторов. Что делает администрация края для того, чтобы создать позитивный имидж Красноярска?

— Мы подготовили и уже частично приняли более 30 законов, направленных на создание комфортного инвестиционного климата в Красноярском крае. Активно развиваем инфраструктуру, которая дает бизнесу возможность «пробить» новые проекты. К примеру, недавно мы построили в одном из наших южных районов мост через реку Кизир. Благодаря этому компания «ЕвразХолдинг» приступает к освоению целой группы месторождений железной руды. В перспективе Курагинский район, который сейчас получает серьезные дотации из краевого бюджета, станет донором.

— В крае очень остро стоит проблема жилья, и цены продолжают расти. Как продвигается дело с обещанием краевой администрации «подрезать жирок» у строителей?

— Имеющихся у нас сейчас рычагов влияния достаточно для того, чтобы держать ситуацию в строительном комплексе края под контролем. Мы сможем справиться со спекулятивным ростом цен на жилье. Однако надо помнить, что накладные расходы строительных компаний все-таки выросли — им надо платить людям зарплату, внедрять новые технологии, покупать современную технику и материалы. Впоследствии это позволит снизить себестоимость строительства.

— В чем, по вашему мнению, заключаются конкретные цели и задачи губернатора? Какое определение характеризует его лучше, чем слова «чиновник» или «политик»?

— Главное качество любого управленца — ответственность перед людьми за свои решения. Не быть политиком на этой должности нельзя. Однако, с моей точки зрения, губернатор все-таки больше должен заниматься управлением. В России немало глав регионов — политических тяжеловесов, но на территории у них порядка нет. Управлять Красноярским краем не сложнее, чем любым другим регионом. Однако у нас интереснее, ведь по разнообразию своих потенциальных возможностей Красноярский край уникален.

Алексей БОНДАРЕВ


Comments are closed.

Так же в номере