Главная » Спецвыпуск » Труба на Восток пока что только на словах

Труба на Восток пока что только на словах

Даже высокие цены на бензин внутри России не могут заставить нефтяные компании отказаться с надеждой смотреть на Восток. Бурно развивающаяся экономика стран Юго-Восточной Азии открывает широкие экспортные перспективы для российской нефтегазовой отрасли. ОАО «АК «Транснефть» планирует осуществить строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, однако отсутствие политического решения о строительстве затягивает экспансию на Восток и на руку странам-конкурентам. Также зксперты полагают, что выгоду от проекта получат не те регионы, по территории которых будет проходить труба, а регионы и компании, ее загружающие.

Китай имеет виды на сибирскую нефть. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Потребление нефти в Юго-Восточной Азии стремительно растет. По прогнозам экспертов, его рост в Китае в 2004 году составит 10,7% (ежесуточное потребление составляет 6,2 млн баррелей), в то время как общемировой рост составит лишь 2%. В будущем году ежесуточное потребление нефти в Китае возрастет до 6,8 млн баррелей, и эта положительная динамика сохранится как минимум в течение ближайших десяти лет.

Китай, Корея, Япония — лакомые рыночные куски для стран-экспортеров нефти. Свои решительные намерения завоевать на них устойчивые позиции уже продемонстрировали Иран, Ирак, США и Казахстан. Россия также включилась в борьбу за эти рынки сбыта, однако отсутствие дешевого транспортного канала ослабляет ее позиции.

Система нефтепроводов на востоке России заканчивается в Ангарске. Проект «Транснефти» по прокладке магистрального нефтепровода из Тайшета до бухты Перевозной должен быть реализован в рамках выполнения Энергетической стратегии России в соответствии с поручением президента Владимира Путина.

Впрочем, проект «Транснефти» — не единственный. Несколько лет назад ЮКОС намеревался провести нефтепровод из Ачинска в направлении китайского города Дацин. Однако проект ЮКОСа так и не получил развития. В 2003 году Минприроды РФ закрыло его «по экологическим соображениям» — часть маршрута пролегала в непосредственной близости от Байкала. Сейчас к этой идее уже не возвращаются.

Старший научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса Института геологии нефти и газа СО РАН, кандидат экономических наук Андрей Коржубаев считает, что сопоставление конкретных маршрутов указывает на то, что «при их обосновании в определенной мере преобладают ведомственные, местные либо корпоративные интересы. Например, стремление получить средства из государственного бюджета. Проекты предусматривают, что часть трасс будет проходить по водосборной территории озера Байкал, однако «экологический» фактор при выборе проектов используется как элемент в конкурентной борьбе».

С восточными перспективами у ЮКОСа не заладилось еще до налоговых претензий. По мнению аналитиков, существенную выгоду от нефтепровода на Восток получат не те регионы, по чьей территории пройдет труба, а те регионы и НК, которые будут эту трубу заполнять. Основные месторождения, которые будут ориентированы на восточный экспорт, — Ванкорское («Роснефть») и Талаканское («Сургутнефтегаз»). Именно за них ЮКОС воевал с их нынешними владельцами, однако был вынужден отступить. Сооружение нефтепровода (самого дорогого элемента инфраструктуры месторождений) приведет к их стремительному развитию и привлечению значительных западных инвестиций.

Добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может увеличиться к 2020 г. до 55-60 млн тонн. Если геологоразведочные работы и инвестиции в них в ближайшие 20 лет составят не менее $14,5 млрд, добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена до 100-110 млн тонн нефти в год. Добыча газа в этом же регионе (при наличии спроса) может быть доведена к 2010 г. до 25-30 млрд кубометров, к 2020 г. — до 110-120 млрд кубометров.

В марте 2004 года АК «Транснефть» презентовала свой окончательный проект. Его протяженность составит 4100 км, мощность — 80 млн тонн нефти в год, оценочная стоимость — $14-16 млрд. Начало строительства намечено на 2005 год. Первые поставки нефти в Китай планируются уже с 2006 года, в то же время на берегу Японского моря в бухте Перевозной будет сооружаться крупный терминал для приема танкеров и железнодорожных составов.

Однако, по мнению аналитиков, еще на стадии своей подготовки проект уже сталкивается с серьезными проблемами. Отсутствие политического решения называет главной из них аналитик ИГ «Атон» Дмитрий Лукашев: «Нет конкретного решения правительства о сроках и маршруте нефтепровода». Действительно, как заявил на прошлой неделе в Пекине глава Минпромэнерго Виктор Христенко, «возможность актуализировать вопрос о нефтепроводе Россия-Китай появится после начала рассмотрения этого вопроса правительством, но лишь после экологической и технической экспертиз». По мнению экспертов, это означает задержку рассмотрения как минимум на полгода.

Существуют и другие проблемы. Начальник аналитического отдела компании «БКС» Максим Шеин отмечает, что без четких договоренностей с заказчиками по объемам поставок и ценам начинать сооружение трубопровода рискованно. А Андрей Коржубаев убежден, что при обосновании переговорной позиции между Россией и ее азиатскими партнерами следует учитывать особенности азиатского менталитета, в том числе при ведении бизнеса: «Любая уступка рассматривается в Азии не как движение в направлении решения вопроса, а как плацдарм для требования следующей уступки. Поэтому необходимо однозначно заявить, что при формировании трасс трубопроводов приоритет будет отдан именно российским экономическим и геополитическим интересам. В дальнейшем по мере трансформации позиций восточно-азиатских стран (прежде всего Китая и Кореи) в направлении обеспечения гарантированных закупок нефти и газа по обоснованно высоким ценам (в диапазоне между ценой европейского рынка сетевого газа и ценой СПГ в АТР) возможно строительство трубопроводов в эти страны».

Пока же единственной альтернативой строительству нефтепровода остается поставка нефти на восток по Транссибу. Именно так в настоящее время Китай получает нефть из России. По статистике РАО «РЖД», в 2004 году поставки ЮКОСа в Китай запланированы в объеме 6,4 млн тонн, в 2005-м — 8,5 млн, в 2006 году — 15 млн тонн. Как говорится в пресс-релизе Минпромэнерго РФ, в ходе переговоров Виктора Христенко в Китае было выработано единое мнение о необходимости увеличения объемов поставок нефти по железной дороге.

Тимур ДУГАРЖАПОВ, Иркутск| |Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере