Главная » Спецвыпуск » Диспаритет цен на ГСМ на внутреннем и внешнем рынках губителен

Диспаритет цен на ГСМ на внутреннем и внешнем рынках губителен

О причинах роста цен на нефтепродукты и возможности государства как-то повлиять на сложившуюся ситуацию корреспондент «КС» СЕРГЕЙ РУДНЕВ беседовал с генеральным директором ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» АЛЕКСАНДРОМ ПОКОЕВЫМ.

— Александр Пантелеевич, какие факторы влияют на ценообразование на рынке ГСМ в Сибири? Есть ли возможность у нефтяных компаний и государства сдерживать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке?

— В последнее время я часто выслушиваю нарекания и даже прямые упреки в связи с повышением цен на нашу продукцию. Но этот рост обусловлен прежде всего скачком цен на нефть на мировым рынке. Ни у российских нефтяных компаний, ни у государства сейчас нет серьезных возможностей повлиять на этот процесс. Административное сдерживание приведет к существенному диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, желанию нефтяников значительно увеличить экспорт. Как следствие нас ждет возникновение дефицита нефтепродуктов, что в свою очередь опять же приведет к их удорожанию. Одним из рычагов сдерживания резких ценовых скачков могло бы стать регулирование таможенных пошлин, но в последнее время они только растут, что отнюдь не способствует удешевлению нефтепродуктов. Кроме того, цены на ГСМ зависят от транспортной составляющей и расходов на потребление электроэнергии. И здесь тарифы в последнее время значительно выросли.

— Большая часть российской нефти добывается в Сибири. Следовательно, для сибирских потребителей транспортная составляющая цен на ГСМ не должна быть значительной. Однако цены во всех российских регионах практически одинаковы

— Дело в том, что нефтяные компании считают консолидированный бюджет. За счет некоторого выигрыша при продажах нефтепродуктов в Сибири они компенсируют потери по доставке ГСМ, допустим, на Дальний Восток. Считаю, что в целом это правильная политика. Кстати, сейчас Федеральная антимонопольная служба критикует «Сибнефть» за завышение оптовых цен на нефтепродукты в Омской области и якобы имеющие в связи с этим место финансовые потери омичей. Считаю этот упрек совершенно несправедливым. Для потребителей куда важнее не оптовая цена, по которой мы — структурное подразделение компании — покупаем нефтепродукты у «Сибнефти», а конечная розничная. Могу ответственно заявить, что цена литра бензина на наших омских АЗС в среднем на 30 копеек ниже, чем в соседних регионах. И это объективно, поскольку здесь ниже та же транспортная составляющая.

— Какой стратегии придерживается «Сибнефть» на сибирском рынке?

— Стратегия может быть одна — занятие лидирующих позиций. Чем можно завоевать рынок? Прежде всего качественной переработкой той нефти, которая сейчас обезличена, — ведь все компании закачивают ее в общую трубу. Однако заводы могут перерабатывать ее в продукт совершенно различного качества. Наш Омский нефтезавод — это высокотехнологичное предприятие, которое работает по самым высоким мировым стандартам. Его продукцию мы активно продвигаем и пропагандируем. Чтобы она дошла до потребителя без потери качества, мы строим фирменные АЗС, которые отвечают современным технологическим, экологическим и противопожарным требованиям.

Со сторонними операторами, получающими продукцию «Сибнефти», также договариваемся о сохранении ее высокого качества. Иногда разговор приходится вести жесткий, поскольку еще известны факты, когда наши нефтепродукты на чужих АЗС разбавляют непонятно чем. Об этом мы сразу докладываем в контролирующие службы, поскольку считаем, что реализация низкокачественных нефтепродуктов под прикрытием наших сертификатов является как минимум недобросовестной конкуренцией.

— «Омскнефтепродукт» в январе отметит 70-летний юбилей. С какими результатами предприятие подходит к этой дате?

— Сейчас в Омской области у нас 104 собственных автозаправочных станции. Это примерно половина всех АЗС, действующих в регионе. Однако по объемам продаж мы значительно опережаем конкурентов. По нашим расчетам, доля, которую сейчас занимает на местном рынке «Сибнефть-Омскнефтепродукт», составляет порядка 80%. Это говорит о доверии к нам клиентов. У нас действительно более технологически совершенные АЗС. На них установлено высокопроизводительное оборудование, и мощности станций без расширения их сети хватит даже при удвоении имеющегося в Омской области количества автомобилей.

— Расскажите о маркетинговой политике «Сибнефти». Какие новинки вы можете предложить потребителям?

— Второй год мы занимаемся продвижением новой для российского рынка марки бензина АИ-98. Это высокооктановое топливо соответствует мировым стандартам и как нельзя лучше подходит для форсированных двигателей импортных автомобилей. Литр АИ-98 стоит примерно на 2 руб. больше литра бензина традиционной марки АИ-92. Однако эта разница окупается за счет снижения расхода топлива. А прибавьте к этому более устойчивую работу двигателя и увеличение его ресурса — и получите прямую выгоду. Те, кто попробовал перейти на АИ-98, в этом убедились, и только в прошлом году объем продажи бензина этой марки увеличился вдвое. Из других новинок «Сибнефти» могу назвать автотракторные и компрессорные масла, которые вскоре начнет выпускать Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ). И еще о маслах. Мы приступили к монтажу на ОНПЗ линии полуавтоматического налива масел в 200-литровые бочки. Это прежде всего должно заинтересовать наших мелкооптовых покупателей. Кстати, «Сибнефть» строит в Омске завод по производству самих бочек. Раньше мы завозили тару с Урала, но скоро она будет обходиться нам дешевле, что, естественно, скажется и на конечной цене ГСМ.

Сергей РУДНЕВ


Comments are closed.

Так же в номере