Главная » Спецвыпуск » Корпорации начинают и выигрывают

Корпорации начинают и выигрывают

Бензиновый рынок лихорадит. В середине августа розничные цены в Сибири преодолели психологический рубеж — 14 рублей за литр АИ-92, со дня на день ожидается очередное повышение — на 50 коп. С 1 сентября отпускная цена АИ-92 на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) составила 15 тыс. рублей за тонну. Несмотря на шквальную критику со стороны региональных властей и независимых розничных операторов, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) фактически навязывают свои правила игры.

Генеральный директор ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» Александр Покоев убежден, что одним из рычагов сдерживания резких ценовых скачков могло бы стать регулирование таможенных пошлин

Эксперты, аналитики и участники рынка единодушно увязывают уровень внутренних цен на нефтепродукты с мировыми ценами на нефть. «Сегодня в результате увеличения мировых цен повышается коммерческая эффективность экспорта нефти по сравнению с поставками на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), — считает старший научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса Института геологии нефти и газа СО РАН, кандидат экономических наук Андрей Коржубаев. — Это стимулирует наращивание экспорта сырья и снижение объема переработки. Соответственно, объем выпуска нефтепродуктов сокращается, а их стоимость растет. С другой стороны, поскольку цены на нефтепродукты на мировом рынке зависят от цен на сырье, то при росте цен на нефть растут международные цены на нефтепродукты. А это приводит к росту экспорта нефтепродуктов из России, уменьшению их предложения на внутреннем рынке и росту цен». По данным Росстата, объемы нефтепереработки в РФ с 16 по 22 августа снизились на 4,5% относительно предыдущих недель и составили 3748 млн тонн.

По мнению экспертов, мировая цена на нефть в 2004-2005 гг. будет находиться в диапазоне $32-37 за баррель, в 2006-2010 гг. — в пределах $33-38 за баррель, в период 2011-2030 гг. — $35-41 за баррель. Краткосрочные всплески и падения цен возможны, но общая тенденция будет относительно устойчивой.

В 2003 г. объем добычи нефти в России составил 421 млн т, переработка — 190 млн т, экспорт сырья — 221 млн т, экспорт нефтепродуктов — 77 млн т, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок — 113 млн т. Ожидается, что в 2004 г. добыча составит 455 млн т, переработка — 193 млн т, экспорт сырья — 262 млн т, экспорт нефтепродуктов — 80 млн т, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок — 113 млн т.

Механизм ценообразования на топливном рынке СФО отражает структуру всей российской нефтяной промышленности. НПЗ входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, контролирующих поставки сырья и нефтепродуктов. Они и определяют уровень оптовых цен, являющийся базовым для розничных продаж. На оптовом рынке в каждом из регионов доминируют одна или несколько ВИНК, в Сибири это, как правило, ЮКОС и «Сибнефть».

Подобная ситуация сложилась из-за географического расположения нефтезаводов, строившихся во времена плановой экономики. Каждый из них должен был обеспечивать нефтепродуктами определенный регион. В итоге на территории Сибири работают лишь три крупных завода: Омский НПЗ (принадлежащий «Сибнефти»), Ачинский НПЗ и Ангарский НХК (оба — собственность ЮКОСа). Операторы розничного рынка утверждают, что все реже закупают нефтепродукты с более удаленных заводов Уфы, Перми и Сургута. «Даже если их отпускная цена ниже, чем у ЮКОСа и «Сибнефти», дорожные издержки делают их неконкурентоспособными в Сибири», — говорит владелец новосибирской сети АЗС «Трансервис» Александр Бойко.

По данным администрации Алтайского края, в общем объеме поставок в регион лидирующее положение занимают «Сибнефть» (39% от общего объема поставок ГСМ в край), ЮКОС (около 30%), а также группа уфимских НПЗ (12%).

«Цены на АЗС на 100% зависят от отпускных цен на заводе, — утверждает управляющий директор ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» Андрей Шимкив. — Уже давно прошли те времена, когда рентабельность владельцев АЗС составляла 50%, сегодня это в лучшем случае 15-16%, и розничные операторы не могут долгое время удерживать цену за счет своих ресурсов».

Опросив новосибирских владельцев АЗС, редакция «КС» выяснила примерные поэтапные составляющие цены АИ-92 при поставках с Омского НПЗ: отпускная цена с завода за тонну ГСМ — 15 тыс. руб., ж/д тариф за тонну — 480 руб., подача/уборка ж/д цистерн за тонну — 70 руб., хранение тонны ГСМ на нефтебазе — от 225 до 300 руб., перевозка с нефтебазы до АЗС — от 10 до 20 коп. за литр, затратная часть на АЗС — до 70 коп. за литр. Таким образом, маржа заправщиков составляет около 1,2 руб., что не превышает 10% рентабельности.

Разницу цен на АЗС, расположенных близко друг к другу по разные стороны границ областей, заправщики объясняют совокупностью многих факторов: разницей единовременных сборов (от 3 до 8 млн руб.), качеством бензина и др.

По мнению независимых заправщиков, ситуацию могли бы изменить малые нефтяные компании, не входящие в ВИНК. «Они могли бы выставлять значительно меньшую оптовую цену, если бы имели доступ на нефтезаводы на «давальческих» условиях. Однако те схемы, когда на НПЗ поставляется нефть, а забирается нефтепродукт, для малых НК закрыты, — говорит генеральный директор ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций «Ассонефть» Елена Корзун. — Таким образом ВИНК полностью контролируют оптовый рынок нефтепродуктов, не пуская на него малые НК, и у независимых АЗС нет альтернативы, у кого покупать ГСМ. Если у государства есть своя нефтедобывающая компания [«Роснефть»], должны быть и свои нефтеперерабатывающие заводы».

Пока же независимым заправщикам приходится идти на поводу у ВИНК и лавировать между ростом отпускных цен на НПЗ, потребительскими возможностями своих клиентов и стремлением региональной власти остановить непопулярный рост цен. «Во время последних повышений отпускных цен заправщикам для обеспечения нормальной рентабельности нужно было поднимать свои цены на 8%, — считает владелец новосибирской сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук. — Однако мы поднимали ее лишь на 3,7%, не желая доводить до психологического барьера (14 рублей за литр АИ-92). Наши надежды на то, что заводские цены «замрут» на достигнутом уровне, до сих пор не оправдываются, и можно ожидать, что повышение цен на заправках в конце августа было не последним в этом году».

С 1 сентября НПЗ вновь повысили отпускные цены. Тонна АИ-92 теперь стоит уже 15 тыс. рублей, в то время как еще в июне цена была 10,90 тыс. рублей. «Ценовое повышение начинается с заводов на западе России, после того как возникает очередной повышенный экспортный спрос. А дальше происходит цепная реакция, — говорит Александр Бойко. — Предположить нынешние цены еще полгода назад мы [независимые заправщики] никак не могли».

По мнению генерального директора ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» Сергея Завьялова, рост цен на нефтепродукты, скорее всего, прекратится осенью и вновь возобновится к весенним сельхозработам: «Сезонность потребления нефтепродуктов во многом определяет колебание цен на них, но на далекую перспективу делать прогнозы довольно сложно — несмотря на то что экономика страны находится в состоянии относительной стабильности, факторы микросреды нефтяной отрасли могут кардинально изменить ценовой расклад. К примеру, разрешение конфликта вокруг Ирака может привести к удешевлению нефти на мировом рынке, что повлечет за собой снижение стоимости нефтепродуктов и на внутрироссийском рынке. Оказывает влияние и человеческий фактор. Несмотря на то что доходы населения растут, тратить люди склонны столько же, сколько и прежде».

По общему мнению розничных операторов, несмотря на падение мировых цен на нефть, рост цен ГСМ на внутреннем рынке не остановится. Правда, от точных прогнозов они суеверно отказываются. «Нефтяные компании уже выставляют новые пробные цены, — сообщил участник рынка, пожелавший остаться неназванным. — Отдельным операторам предлагают приобрести дизельное топливо на 400 рублей дороже только что установленных новых цен (11 тыс. руб. за тонну. — «КС»). А это верный признак того, что скоро цена вновь рванет вверх»

Павел Гончаров, владелец АЗС (ЧП «Гончаров», г. Иркутск):

— ЮКОС занимает монопольное положение на рынке нефтепродуктов в нашем регионе. Компания диктует цену, и все частники ориентируются на нее. Разумеется, если оптовая цена повышается, мы повышаем свою цену на АЗС. И живем мы за счет интервала между оптовыми и розничными продажами.

Для нас существует четкий ориентир — оптовая цена производителя нефтепродуктов. На нее мы добавляем 2 рубля, и так получается розничная цена. Повышается цена на бензин, который пользуется большей популярностью, который больше востребован у покупателей. Это АИ-92 и АИ-80 — топливо для автомашин среднего класса. Рост оптовых цен традиционно происходит летом, когда на рынке ГСМ стремительно увеличиваются продажи. Можно допустить, что за счет роста спроса нефтяные компании стремятся извлечь максимальную выгоду.

Вячеслав САЛАНИН, |Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул| |Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере