Главная » Бизнес » Нефтетрейдеры против ВИНК

Нефтетрейдеры против ВИНК

На днях ФАС РФ на своем сайте опубликовала план защиты «независимых мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов» от «противоправных действий вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)», которые «согласованно» «завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС и «дискриминируют» таким образом последних. Антимонопольщики предлагают проведение внеплановых проверок ВИНК, товарно-сырьевых бирж и формирование цен на них, установление контроля за топливным рынком со стороны исполнительных региональных властей и даже полпредов президента РФ. Эти и другие инициативы стали результатом совещания, которое провел глава ведомства Игорь Артемьев с независимыми нефтетрейдерами 19 августа. СФО на нем представлял глава Алтайского топливного союза (в союз входит несколько независимых сетей АЗС Алтая), председатель совета директоров сети АЗС «Октан» ЮРИЙ МАТВЕЙКО, который в эксклюзивном интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ раскрыл подробности состоявшегося диалога.

— Юрий Витальевич, кто был инициатором совещания, какие цели преследовала эта встреча?

— Инициатором была ФАС РФ. Совместно с Российским топливным союзом было принято решение о проведении этой встречи. Региональные отделения РТС направили своих представителей для участия в совещании, всего в Москву приехали представители из семи российских регионов. Моей задачей было донести до ФАС РФ совместную позицию о положении независимых сетей Алтайского края и Новосибирской области, чтобы в ведомстве из первых уст узнали, изменилась ли ситуация на топливном рынке в регионах по сравнению с той, с которой мы столкнулись в апреле и которую иначе как топливным коллапсом назвать было нельзя.

— И насколько ситуация изменилась?

— Политика ВИНК с весны текущего года, когда на Алтае и в других регионах страны наблюдался жесткий дефицит топлива и множество АЗС вообще не работали, практически осталась прежней. После того как ситуация стала публично скандальной и в дело вмешалось правительство страны, наступило лишь некоторое облегчение, но главная проблема так и не решена. ВИНК по-прежнему все, что добывают, стараются вывезти за рубеж, поскольку мировые цены и колебания курса рубля делают экспорт сверхвыгодным. А российский топливный баланс в это время остается дефицитным. При этом действия «Роснефти» не оставляют шанса выжить независимым АЗС. Например, они реализуют нам бензин «народной» марки — АИ-92 — по цене, всего на 60 копеек ниже той, что у них в рознице. В результате, закупая топливо по такой стоимости и неся производственные издержки, мы остаемся в убытках в размере два рубля на литр. А продавать ГСМ в розницу по ценам выше, чем у ВИНК, мы тоже не можем: к нам просто никто не пойдет. Если ситуация не изменится, к концу года нефтетрейдеры начнут массово попадать под процедуру банкротства. А на практике это означает, что целые районы края (в трети районов Алтая нет АЗС ВИНК) рискуют оказаться в сложной ситуации. Уже сегодня из-за того, что в некоторых районах закрылись заправки, бюджетники (пожарные, детские автобусы) тратят значительную часть топлива (а значит и бюджетных денег) на то, чтобы добраться до ближайшей АЗС, отмахав в один конец 70 км. При этом ожидать, что на места разорившихся небольших АЗС, которые заливают в день не более 2 тысяч литров бензина, придут АЗС ВИНК, не стоит. «Роснефть» и «Газпром нефть» строят заправки только в расчете на ежедневный объем реализованного бензина от 10 тысяч литров. Так что в конечном итоге пострадают не только нефтетрейдеры, но и население и бюджеты. Кстати о бюджетах. Буквально на днях Татьяна Афанасьева, заместитель директора по экономике и финансам компании ОАО «НК «Роснефть» — «Алтайнефтепродукт» заявила в прессе, что они не повышают цену на бензин на своих АЗС, изыскивая внутренние ресурсы компании. Такая политика принесла «Алтайнефтепродукту» 200 млн рублей убытков за первое полугодие текущего года. А это значит, что бюджет не получит налог на прибыль. К тому же ВИНК рассчитывают на компенсацию своих убытков со стороны государства. При этом они долгое время уверяли правительство в том, что переход на новые техрегламенты, которые по мере вступления в силу должны будут исключить из оборота топливо стандарта Евро 2 и 3, требует значительных инвестиций в модернизацию. Но по факту вместо модернизации мощностей приобретались зарубежные активы, далекие от «нефтянки», а также самолеты и прочее непрофильное имущество. А к новому техрегламенту они так и не подготовились. И теперь сроки его введения неизбежно придется переносить, иначе весь топливный рынок в сентябре окажется вне закона. Я уверен, что если бы ВИНК тратили деньги по-другому, у них были бы средства и на модернизацию, и для покрытия убытков.

— Какое мнение у вас сложилось по итогам совещания? В каких округах ситуация лучше, в каких хуже?

— Как ни странно, но именно Сибирь удерживает самые низкие розничные цены на бензин в стране. Объясняется этот феномен, судя по словам моих коллег, тем, что в пик топливного кризиса губернатор Кемеровской области Аман Тулеев направил письма в ВИНК (все говорят о них, но никто их не видел), где указал, что перебои с топливом и слишком высокая цена на бензин могут обернуться социальным взрывом, и шахтеры выйдут на акции протеста. ВИНК якобы отреагировали и держат в области цены ниже, чем даже в Сибири, примерно на 1,5 рубля. А вслед за Кузбассом и другие регионы СФО установили цены ниже, чем в других округах. В Москве АИ-92 стоит 27 руб., а в Барнауле — 23-23,30 руб. Хуже всего на Камчатке, Сахалине, потому что туда опт привозит только «Роснефть». В Сибири, пожалуй, проще всего в Новосибирской области. Там на 95% по опту вотчина «Газпром нефти», которая и обладает развитой сетью АЗС, и в целом лояльнее, чем «Роснефть», в отношениях с независимыми АЗС. На Алтае ситуация осложнена тем, что из 530 АЗС не более 20 принадлежат ОАО «Газпромнефть-Алтай» и около 90 — ОАО «НК «Роснефть» — «Алтайнефтепродукт». Остальные — независимые, у которых топлива сегодня на 1-2 дня. Таким образом, доля АЗС, принадлежащих ВИНК, в общем числе составляет около 20%, и целиком подменить собой сеть независимых АЗС они не могут.

— Как вы оцениваете то, что «дочке» «Газпром нефти» — ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» — ФАС РФ одобрила на днях сделку по приобретению контрольных пакетов компаний, которые практически считались последним оплотом независимых нефтетрейдеров в области?

— В случае с Новосибирской областью думаю, что это уже ничего не меняет. С точки зрения любой независимой сети, находящейся в сегодняшней ситуации, продажа АЗС — это наиболее предпочтительный вариант, поскольку угроза банкротства и разорения бизнеса становится сегодняшней реальностью. Выбирая из двух зол, многие независимые участники рынка уже с весны разместили на своих АЗС объявления о продаже станций.

— Что вы предложили ФАС и в чем она вас поддержала?

— Предложений было несколько. Во-первых, необходимо немедленно насытить внутренний рынок топливом. Сделать это может только государство. Пока же мы видим обратное. По моим данным, на сентябрь запланировано 15%-ное снижение поставок топлива «Газпром нефтью» в Сибирь.

Во-вторых, государство должно установить правила маржинальности оптового бизнеса. Пока де-факто регулируется только розничный сектор за счет установления цены на АЗС ВИНК, которые автоматически становятся ориентиром для независимых операторов. Отсутствие контроля за оптом позволяет ВИНК подтягивать оптовые цены к розничным и выдавливать нас с рынка. Очень важно установить определенные правила работы товарно-сырьевой биржи, чтобы независимые АЗС могли приобретать топливо и при этом конкурировать с ВИНК. До настоящего времени львиная доля сделок на биржах были притворными, топливо перекупалось несколько раз для подъема цены, что в интересах ВИНК.

В дальнейшем, и ФАС нас в этом поддерживает, мы считаем необходимым выделение в отдельный бизнес розницы ВИНК.

Необходимо срочно урегулировать вопрос о техрегламенте, иначе уже с сентября торговать АИ-80 и АИ-92 будет противозаконно.

На некоторых территориях топливный баланс региона находится на постоянном контроле у исполнительной власти, но ведется мониторинг, к сожалению, не везде. Мы считаем, что было бы правильно усилить контроль за ним и подключить к этому полпредов президента. В этом ФАС также нас поддержала.

Конечно, хочется надеяться, что ФАС выполнит все заявленные планы, но мы помним, что нефтяное лобби очень сильно, и, к сожалению, опасаемся, что усилия ФАС будут им активно гаситься.



Comments are closed.

Так же в номере