Главная » Стиль жизни » Дни израильской культуры: жизнь прекрасна

Дни израильской культуры: жизнь прекрасна

Дни израильской культуры: жизнь прекрасна

Фестивали израильского кино проходят в Новосибирске регулярно — поклонники кинематографа встречают его уже в девятый раз. В этом году мероприятие проводится в рамках «Недели Израиля в Новосибирске» с 19 по 25 мая. Расширенная программа, в которую, кроме кино, входят интересные выставки и другие мероприятия, приурочена к празднованию 20-летия Израильского культурного центра в Новосибирске и 66-летию Государства Израиль.

Шалом, Новосибирск!

Как и любой кинофестиваль в «Победе», праздник израильского кино начался с приветственных речей и торжественного хлопка фестивальной режиссерской хлопушки. Предваряя открытие, атташе по культуре Посольства Государства Израиль в РФ Яффа Оливицки рассказала, что отбор фильмов для фестивалей израильского кино в Москве и Новосибирске — очень важная и сложная работа, при этом программа никогда не дублируется полностью, а составляется с учетом особенностей аудитории.

«Наш постоянный партнер — кинотеатр «Победа» собирает такую публику, которая готова к новым впечатлениям и уважительному обсуждению увиденного. Каждый наш приезд в Новосибирск гарантирует хорошее настроение, каждая встреча с открытыми, восприимчивыми ко всему новому местными зрителями — особая радость», — уверена госпожа Оливицки. На этот раз открытость и восприимчивость действительно пригодились зрителям — фильм «Большие злые волки» Аарона Кешалеса и Навота Папушадо, открывающий фестиваль, потребовал известной зрительской смелости, а также отменного чувства юмора и хорошего знания истории кино.

В стиле хоррор

Достаточно сказать, что эта картина, снятая популярным в Израиле режиссерским дуэтом, после показа на кинофестивале в Пусане была отмечена лично Квентином Тарантино как лучший фильм 2013 года. Это всего один из немногих фильмов в истории израильского кино, снятых в жанре хоррор, и он убедительно доказывает, что израильтяне взялись за тему с режиссерским мастерством, пониманием канонов жанра и характерным юмором. Чего стоят хотя бы бесконечные телефонные звонки и бульон в кастрюльке от заботливой мамы главного героя, которые заставляют смущенно умолкнуть и полицейских, и маньяков, и разъяренных мстителей. Итак, маленькие девочки пропадают, интрига закручена, саспенс нагнетается с каждым кадром, финал заставляет задуматься… «С точки зрения жанра фильм снят просто прекрасно», — подтверждает кинокритик Роза Литвиненко.

Однако это кино не было бы израильским, да и просто хорошим, если бы ограничилось лишь отработкой жанровых шаблонов. «Это фильм ужасов, поэтому в нем есть смесь жестокости, цинизма, самоиронии и черного юмора. Но это кино не о жестокости, и ржавая пила в нем — лишь признак жанра. В картине говорится о таких актуальных проблемах, как взаимоотношения в семье, человеческие ценности, доверие и недоверчивость, границы служебного и личного долга», — поясняет директор Израильского культурного центра, первый секретарь посольства Государства Израиль Ирис Цвайг. В фестивальной программе заявлен еще один фильм Аарона Кешалеса и Навота Папушадо под названием «Бешенство». «Мы хотели сделать мрачную сатиру в стиле «Забавных игр» Михаэля Ханеке и «Королевской битвы» Киндзи Фукасу», — говорят режиссеры. В итоге получился сатирический фильм ужасов о тяготах напряженной и суровой жизни в современном Израиле.

Фестивальная афиша

По мнению исполнительного директора кинотеатра «Победа» Олега Тофанюка, фестивали израильского кино всегда отличаются интересным подбором фильмов. «Несмотря на то что кинематограф для Израиля довольно молодой вид искусства, израильское кино сегодня на подъеме. Появление в программе новых жанров свидетельствует о зрелости и состоятельности национальной киноиндустрии», — убежден Олег Тофанюк. В фестивальной программе представлен весь спектр израильского кинематографа. Это и драма режиссера Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту» о жизни ортодоксальной хасидской семьи из Тель-Авива, получившая в прошлом году приз Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль. И анимационно-игровой фильм «Конгресс» по мотивам романа Станислава Лема «Футурологический конгресс» от оскаровского номинанта Ари Фольмана.

Кроме того, в афише фестиваля есть детективная история «Чудеса» о художнике-граффитисте, ставшем свидетелем таинственного похищения. В этом фильме режиссера Ави Нешера, основанном на реальных событиях, ловко переплетены элементы мистики, комедии, психологического триллера и политической истории. Фестиваль завершится семейной приключенческой картиной «Путешествие Игоря и журавлей» режиссера Евгения Румана, в которой одиннадцатилетний мальчик из России сталкивается с проблемами эмиграции, необходимостью свыкнуться с новым окружением и языком.

Кино на подъеме

На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, речь зашла и о развитии кинематографа Израиля в целом. Госпожа Яффа Оливицки презентовала книгу Марата Пархомовского «Израильская киноиндустрия. Системы и особенности» и рассказала об основных тенденциях развития кино в Израиле. По ее словам, одним из основных направлений сегодня является рост совместной продукции с другими странами. Благодаря тому что израильский кинематограф в последние годы хорошо зарекомендовал себя на международных фестивалях, совместные проекты являются востребованными. Они интересны с художественной точки зрения и успешно справляются с задачей восполнения дефицита средств на производство картин. Среди основных партнеров по кинопроизводству — Голландия и Япония. Безусловно, в производстве израильских фильмов участвует государство и частные спонсоры.

С 2001 года вопросы поддержки кино регулируются «Законом о кино», применение которого дает возможность стабильного развития и долгосрочного планирования кинопроизводства. «Мы совсем не ощущаем голливудской экспансии в израильском кино, хотя, конечно, не можем совершенно не испытывать его влияния. Израильский кинематограф сосредоточен на решении очень горячих, важных для страны проблем. К тому же надо помнить, что мы живем в небольшом государстве, и для наших фильмов 150 тысяч зрителей уже успех, а 250 тысяч — очень большой успех», — уточнила Яффа Оливицки.

Жизнь прекрасна!

Под таким девизом прошло еще одно мероприятие «Недели Израиля в Новосибирске». Выставка детского рисунка, в которой приняли участие российские и израильские дети в возрасте от 5 до 16 лет, готовилась несколько месяцев и открылась 20 мая. «Перед нами стояла непростая задача — отобрать лучшие из 1200 рисунков, присланных на конкурс. В результате на выставке в Новосибирском художественном музее представлены 94 наиболее интересные работы юных художников», — рассказал председатель жюри и автор концепции выставки «Жизнь прекрасна», член Союза художников России Александр Шуриц. В состав жюри также вошли известные новосибирские художники Сергей Мосиенко и Сергей Гребенников.

Взрослые посетители выставки открывали для себя разноцветный мир детского рисунка, а юные победители гордо выходили на сцену за призами и грамотами. «Дети со всех концов планеты видят мир прекрасным и часто рисуют похожие сюжеты: добрые, яркие и красочные. Это может быть город или деревня, школьная жизнь или каникулы, автопортреты, лица друзей, улицы, дома, животные, мир реальный, мир придуманный… Мы надеемся, что наш конкурс показывает мир немного более похожим на детские рисунки: более интересным, ярким, отзывчивым и прекрасным», — уверена Ирис Цвайг. Гран-при конкурса достался 12-летней Диане Ким из Маслянино, награды также были вручены за три первых места в каждой из трех возрастных категорий и авторам работ, отдельно отмеченных жюри.
Взгляд из Сибири

Еще одна интересная экспозиция открылась 22 мая на площадке Сибирского центра современного искусства. Фотовыставка «Израиль глазами новосибирцев» представляет работы, вошедшие в шорт-лист одноименного фотоконкурса. Его основными организаторами выступили Израильский культурный центр, Новосибирский государственный краеведческий музей, Сибирский центр современного искусства. В состав выставки вошли более 80 из 800 фотографий, авторами которых стали профессиональные фотографы и любители из Новосибирска.

Выбор лучших работ доверили профессиональному жюри, в состав которого вошли член Союза журналистов России и член Союза фотохудожников России Владимир Дубровский, член Союза фотохудожников России Антон Уницын и член Союза художников России Александр Шуриц. Фотоконкурс проводился в четырех номинациях: «Портрет», «Ландшафт», «Городской пейзаж», «Среда обитания» и «Мобильная фотография», а дополнительная номинация «Анималистика» была включена в конкурс в связи с большим количеством работ с изображениями животных. Как оказалось, взрослые не меньше детей любят антилоп, собак и крокодилов. Гран-при по совокупности двух работ достался Татьяне Гуревич — одна из ее работ носит жизнеутверждающее название «Don’tworry, be Jewish».



Comments are closed.

Так же в номере