Главная » ИТ » Кадровая ИТ-эволюция

Кадровая ИТ-эволюция

Если еще 10–15 лет назад среди существующих на рынке компаний можно было выделить ИТ-зависимые и ИТ-независимые, то сейчас сложно найти компанию, для которой информационные технологии не оказывали бы существенное влияние на бизнес. Ведь если и существуют независимые от ИТ компании, то они, вероятнее всего, либо слишком малы и не видят необходимости в таких решениях, либо занимаются чем-то далеким от бизнеса в привычном понимании. Вызовет ли стремительное развитие самих информационных технологий такое же изменение роли руководителя службы ИТ? Как должна проходить трансформация его функций и в чем она будет состоять, чтобы максимально полно использовать прогресс информационных технологий?

Результаты предпринимательской деятельности сегодня могут в большей или меньшей степени зависеть от используемых для их достижения информационных технологий, однако отказаться полностью от ИТ уже не представляется возможным.

Безусловно, степень зависимости бизнеса от информационных технологий определяет роль и значение в компании главного ИТ-специалиста, но первое изменение уже налицо — без него не обойдется ни одна современная компания. Правда, не всегда функциям и обязанностям конкретного «старшего по ИТ» в организации соответствует высокое наименование «ИТ-директор», нередко его деятельность связана в основном с системным администрированием, не говоря уже о том, что могут использоваться услуги специалистов на аутсорсинге.

От системного администратора до CIO

Нередко руководители современных компаний рассматривают ИТ-отдел только как обслуживающую бизнес-структуру. И в этом смысле, по словам участников рынка, качество работы ИТ-подразделения может довольно точно определяться фразой: «Чем меньше о нем вспоминают, тем лучше он работает».

Безусловно, информационные технологии — это инструмент, который должен работать исправно. Поэтому о технической стороне вопроса иногда действительно можно забыть, если все работает без сбоев. Однако чем большее значение в работе компании приобретают информационные технологии, тем важнее становится другая функция ИТ-отдела, которая направлена не на поддержку деятельности бизнеса, а на его развитие. И в этом смысле становится очень важной роль ИТ-директора как носителя уникальных знаний, ведь именно он, курируя автоматизацию всех подразделений компании, наилучшим образом представляет особенности всех бизнес-процессов предприятия. И здесь его вряд ли заменит кто-либо из руководителей других организационных структур, которые, как правило, хорошо представляют только вверенный им в подчинение участок работы. Именно ИТ-директор, обладая необходимыми знаниями о бизнесе компании, может не только организовать устойчивую работу информационно-технического комплекса, но и с помощью информационной системы наладить функционирование бизнеса самым оптимальным образом. В идеале, по мнению участников рынка, именно ИТ-директор должен принимать решения о том, что и когда закупать, у каких поставщиков, какие инструменты и методы применить для того, чтобы наилучшим образом использовать информационные технологии для повышения конкурентоспособности бизнеса и его успешного развития.

В этом контексте стоит обратиться к опыту самих компаний. Так, крупнейший российский телекоммуникационный оператор — компания «МегаФон» — недавно осуществила масштабный проект по переводу всех компьютеров в главном офисе и восьми филиалах, а также в ОАО «МегаФон Ритейл» на операционную систему Windows 7 Корпоративная и браузер Internet Explorer. В компании отмечают, что активно развиваются, увеличивается количество сотрудников, а парк персональных компьютеров растет. В качестве корпоративного стандарта для работы компьютеров в компании до недавних пор использовали операционную систему Microsoft Windows XP с пакетом обновлений SP3.

После выхода на рынок новой операционной системы Windows 7 в компании внимательно изучили ее возможности в плане увеличения скорости работы пользователей, предоставления им более удобных инструментов для качественного выполнения должностных обязанностей. «Наши тесты показали, что Windows 7 предоставляет хорошие возможности с точки зрения доступа к информации, удобства работы пользователей и администраторов, повышения надежности и безопасности работы с компьютером, а также общего снижения расходов на функционирование и администрирование компьютерного парка», — отмечает ИТ-директор компании «МегаФон» Константин Юнов.

Впрочем, не все ИТ-директора считают целесообразными переход на новые операционные системы. «Большинство компьютеров в нашей компании оснащено операционной системой Windows XP. Мы вполне довольны ее функционалом и возможностями, все необходимые функции присутствуют, и нас все устраивает. При этом я не вижу необходимости в том, чтобы менять операционные системы в ближайшем будущем и покупать новые лицензии. На мой взгляд, это экономически нецелесообразно», — уверен руководитель ИТ-службы «Сибирской Хлебной Корпорации» Игорь Черепанов.

От экономии за счет сокращения ИТ до развития ИТ, ведущего к экономии

Стремление использовать сиюминутную выгоду, отсутствие перспективных стратегических планов в некоторых современных компаниях часто становится основанием для принятия решений о строгой экономии расходов на ИТ. Зачастую это происходит потому, что руководители таких компаний хотя и понимают, что без информационных технологий они не обойдутся, но они стремятся прежде всего получить максимально возможные прибыли сегодня, а не вкладывать их в развитие ИТ-инфраструктуры. Однако такой недальновидный подход к своим информационно-техническим ресурсам может провести в конечном итоге не к экономии, а к росту издержек. Довольно легко это обнаружить при анализе операционной деятельности предприятия. Кажущаяся экономия и непродуманность организации информационного комплекса ведут к раздутому штату сотрудников, занятых учетом, к задержкам при получении необходимых данных, к невозможности своевременного принятия правильных управленческих решений. В таком случае без эффективных ИТ-инструментов руководство компании может не понимать ситуацию по продажам и неудачно прогнозировать денежные потоки, а необходимая для принятия решений информация нередко поступает слишком поздно.

Примечательно, но при наличии продуманной стратегии само развитие ИТ-структуры предприятия становится средством для экономии. Сколько получит компания, в которой полгода сотруднику не заменяют сломанную клавиатуру, для отдела продаж покупают самый дешевый принтер, а на компьютеры с ключевой бизнес-информацией устанавливают «пиратские» программы? И насколько «затратной» окажется переход на новую операционную систему, которая на порядок быстрее загружается, имеет большую отказоустойчивость и повышенный уровень безопасности? Оценить потери и выгоды, взвесить все «за» и «против», чтобы принять единственно верное решение для бизнеса, в данном случае должен именно ИТ-директор. Для некоторых современных руководителей это означает необходимость принципиальной трансформации стратегического подхода к развитию ИТ-инфраструктуры от жесткой экономии к современным тенденциям развития. И здесь необходимо учитывать то, что уровень автоматизации, используемый в большинстве компаний, очень сильно определяется общим уровнем развития ИТ. То, что доступно рынку, доступно конкурентам, поэтому сэкономить и дать лишний козырь конкуренту или рискнуть и вложиться в технологию, должен решать ИТ-стратег.

«Мы стремимся сокращать расходы, но не ценой будущих преимуществ. Обновление операционной системы — это стратегический шаг к построению надежного базиса для внедрения новых приложений, реализации новых проектов и бизнес-процессов в компании. Это качественный скачок в организации работы всех ИТ-пользователей, сотрудников компании, и в нем мы сделали ставку на Windows 7 с позиций оптимальности платформы», — отмечает Константин Юнов. По его словам, миграция на Windows 7 позволит добиться улучшения удобства работы пользователей, а также экономии средств на функционирование и администрирование рабочих станций.

Такую позицию поддерживают и в «Обуви России». «Наша компания пользуется операционной системой Windows 7. Текущая операционная система нас полностью устраивает. Дело в том, что Windows — «операционка», которая наиболее распространена и известна большинству сотрудников, следовательно, им не требуется специальной подготовки. При установке другой операционной системы понадобятся дополнительные вложения в обучение сотрудников магазинов, внедрение системы и т. п. Поэтому менять операционные системы в ближайшем будущем мы не планируем», — отмечает руководитель группы технической поддержки компании «Обувь России» Петр Залогин.

От спонтанного закрывания дыр до стратегического планирования

В компаниях, не придающих значения формированию ИТ–стратегии, обычным является подход, когда руководитель ИТ–службы не принимает участия в обсуждении стратегических вопросов, а вызывается только для консультации при решении конкретной технической проблемы. В этом случае, по словам участников рынка, ИТ-специалисты, как правило, работают как «затычка в бочке», а автоматизация в компании осуществляется по лоскутному принципу. При таком подходе очень трудно использовать ИТ-технологии в полной мере для принципиального улучшения деятельности компании. Если на первом месте стоит только обеспечение новыми технологиями, а не принципиально иная организация работ, то мы приходим к «автоматизации хаоса». И в этом смысле очень важна эволюция функций ИТ-директора от решения инцидентов до выявления и ликвидации источника проблем. Такие преобразования непременно приведут руководителя ИТ-подразделения к необходимости в полной мере погрузиться в бизнес компании, в организацию и оптимизацию всех его процессов.

При грамотном и целенаправленном переходе от следствия к причинам количество спонтанно возникающих проблем постоянно и существенно сокращается, оставляя руководителям все больше времени на стратегическое планирование, а не на «закрывание дыр».

Константин Юнов отмечает, что используемая до проекта операционная система Windows XP уже не отвечала потребностям бизнеса в скорости выполнения текущих задач. Внедрение Windows 7 сделало более эффективной и удобной работу как пользователей, так и ИТ-специалистов. «Благодаря переходу на новую платформу мы существенно снизили затраты на функционирование и администрирование рабочих станций», — поясняет Константин Юнов. Согласно расчетам программы, разработанной исследовательской корпорацией Alinean для расчета эффективности внедрения Windows, в течение ближайших трех лет после перехода компании «МегаФон» на новую операционную систему ожидается экономия за счет сокращения совокупной стоимости владения в размере 68 млн рублей.

От настройки компьютеров до просветительской работы внутри компании

В заключение стоит вернуться к вопросу, что же делать главному ИТ-специалисту, который хочет изменить свой статус и влиять на ситуацию в компании, участвуя в формировании и реализации ИТ-стратегии? Прежде всего следует понять, насколько он сам готов к таким изменениям. Хватит ли желания, сил, времени и даже смелости на то, чтобы перейти с относительно спокойной работы технического специалиста на очень ответственную и полную рисков деятельность ИТ-директора?

Прогрессивные ИТ-директора не останавливаются на решении запланированных технических вопросов, на внедрении выбранного продукта. Ведь они представляют высокие технологии в отдельно взятой компании, которые должны непрерывно развиваться. Поэтому специалисту необходимо постоянно учиться, узнавать новое, находить нужные и полезные решения для бизнеса. Такой ИТ-директор не ограничится собственным развитием, он будет вести просветительскую работу внутри компании для того, чтобы помочь руководству максимально эффективно для бизнеса использовать достижения информационных технологий.

В «МегаФоне» отмечают, что руководство их ИТ-департамента постоянно следит за инновационными технологиями и ищет способы усовершенствования бизнес-процессов, повышения продуктивности работы пользователей, облегчения администрирования и снижения расходов на ИТ-инфраструктуру и ее управление. Миграция на новую платформу по словам представителей компании обеспечила повышение продуктивности работы сотрудников и сокращение затрат за счет удобства новых инструментов, увеличения скорости их работы, усовершенствования средств администрирования, повышения отказоустойчивости и безопасности системы в целом. По предварительным расчетам, срок окупаемости инвестиций в проект в случае «МегаФона» составит не более четырех месяцев.

Динамика развития ИТ в мире и в России свидетельствует о том, что без стратегического подхода к использованию информационных технологий современным компаниям очень сложно удержаться на рынке. Поэтому его участники отмечают, что степень ИТ-зависимости компаний будет постоянно повышаться, а глубина автоматизации бизнеса увеличиваться. Значит, ИТ-директор в современном мире не может обойтись без эволюции.



Comments are closed.

Так же в номере