Главная » Финансы » «Чтобы получить кредит, нам было необходимо продемонстрировать перспективы развития»

«Чтобы получить кредит, нам было необходимо продемонстрировать перспективы развития»

Финансовый директор компании «ДубльГИС» Денис Лукьянов за плечами имеет девятилетний банковский опыт и говорит, что это помогает ему в сегодняшней работе — к примеру, взять кредит для компании легче. Как ему удается соотносить ожидания собственников со строгими рамками финансового планирования и зачем «ДубльГИС» собирается выходить на рынки капитала, господин ЛУКЬЯНОВ рассказал корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ.

Читайте также другие материалы рубрики «Управление финансами компании»

Кредиты и аудит

— Расскажите, каковы компетенции финансового директора в вашей компании?

— Моей ключевой задачей является максимизация прибыли и стоимости компании. Для этого используются традиционные инструменты — финансовое планирование и бюджетирование, оптимизация расходов и повышение эффективности затрат, а также привлечение кредитных ресурсов. Кроме того, наш департамент отвечает за формирование финансовой и управленческой отчетности, за обеспечение исполнения налоговых обязательств. «2ГИС» является крупным налогоплательщиком и аккуратно платит налоги — это наш принцип. Также в ведении финансового департамента находится экономическая безопасность компании — мы занимаемся идентификацией и оценкой рисков, мониторингом законодательства, обеспечением соответствия деятельности компании его требованиям.

— Как давно вы работаете на этой позиции?

— В компании «ДубльГИС» финансовым директором я работаю год. За спиной — девятилетний опыт работы в банковской сфере. Когда я пришел в компанию, одной из актуальных на тот момент задач было привлечение кредитных ресурсов на развитие (в частности, нам нужно было открывать филиалы в Москве и Санкт-Петербурге). С этим мы успешно справились — конечно, мой банковский опыт здесь очень пригодился.

— Легко ли такой компании, как ваша, получить кредит? В чем особенности привлечения кредитных средств?

— Мы работаем в IT-сфере, привлечение кредитов здесь имеет свои особенности. IT-рынок быстро растет и меняется. Проекты, которые были успешны вчера, сегодня могут быть не актуальны. Следовательно, чтобы получить кредит, нам было необходимо продемонстрировать перспективность развития наших продуктов, высокие темпы роста компании, способность быть маркетмейкером. При этом в IT-сфере, как правило, главной ценностью и активом является интеллектуальная собственность, которую не каждый банк готов оценивать в качестве залога. А так как в нашем случае потребность в кредитных ресурсах значительно превышала наши возможности по обеспечению кредита твердым залогом, ключевым в принятии положительного решения по кредитованию нашей организации стало наличие значительного потенциала развития и роста компании.

— Есть ли еще планы по привлечению кредитных ресурсов?

— Сейчас мы более глобально подходим к этому вопросу. Чтобы компании осуществить качественный рывок вперед, нужны значительные дополнительные средства, которые можно привлечь на рынке капитала. Мы не исключаем такой возможности, но решение об этом будут принимать собственники.

— И как будет проходить подготовка к выходу на рынки капитала?

— Она будет, только если собственники примут такое решение. Механизм стандартный: любой компании, которая решила выйти на рынок капитала необходимо начать формирование отчетности по МСФО и пройти аудит в соответствии с этими стандартами. При этом для того, чтобы привлечь ресурсы, аудит по МСФО необходим как минимум за последние три года.

— Аудитора, который сделает для вас отчетность по международным стандартам, вы уже выбрали?

— Сейчас мы в процессе выбора партнера. Летом мы будем проводить тендер, и уже по его итогам станет известно, с кем мы будем работать.

— Таким образом, этим летом вы будете выбирать среди трех игроков из «большой четверки», чьи представительства есть у нас в городе?

— Конечно, удобнее, когда партнер географически ближе к нашему головному офису, но это не главное.

В настоящее время мы работаем с аудиторской фирмой не из «большой четверки», и качество их услуг нас удовлетворяет. При этом, возможно, в перспективе мы будем работать с двумя аудиторами — с одним по РСБУ, с другим по МСФО. Это распространенная практика.

— Можно ли говорить в общем, каким компаниям необходим внешний аудит, а каким внутренний? Адекватна ли стоимость этих услуг результатам?

— Поскольку данные бухгалтерской отчетности используются для принятия решений разными категориями пользователей (учредители и партнеры, инвесторы, кредиторы, государственные органы и коммерческие структуры и т. д.), то во многих случаях эти данные требуют специального подтверждения их достоверности — аудиторского заключения.

Кроме того, руководитель любого предприятия несет ответственность как перед своими учредителями, так и перед государством за ряд аспектов своей деятельности, в том числе за организацию бухгалтерского учета и исполнение предприятием налоговых обязательств.

Результаты такой деятельности во многом зависят от уровня контроля за деятельностью соответствующих служб предприятия. Аудит — это один из инструментов такого контроля.

Этот контроль может осуществляться собственными силами предприятия (так называемый «внутренний аудит», когда в структуру предприятия входит специалист или подразделение, функцией которых является контроль за деятельностью финансовых служб) либо с привлечением специалистов аудиторской фирмы (так называемый «внешний аудит»). Внутренний аудит незаменим для осуществления оперативного контроля, тогда как внешний аудит — для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Зачастую те ошибки, которые допускает предприятие в учете своей деятельности и которые выявляются в ходе аудиторской проверки, могут стоить предприятию в десятки, а то и в сотни раз дороже, чем стоимость аудиторских услуг. Поэтому я считаю, что стоимость этих услуг адекватна результатам.

— Стоит ли платить деньги аудиторам с именем?

— Все зависит от целей организации. Если вы хотите привлечь инвесторов на рынке капитала — вы просто обязаны пройти аудит у аудиторских компаний, входящих в «большую четверку».

Если такой цели нет, то вполне можно воспользоваться услугами менее известных компаний.

С учетом того, что бренд «2ГИС» постепенно становится международным, мы уже сегодня сотрудничаем с известными аудиторскими компаниями, считаем, что так мы будем понятнее и ближе для наших клиентов и партнеров.

Образование: базовое и дополнительное

— Денис Викторович, как практикующий специалист что вы можете сказать о качестве финансового образования в Новосибирске?

— В нашем городе есть ряд вузов, качество образования в которых, на мой взгляд, позволяет выпускнику быстро адаптироваться на новом или первом месте работы. Это, безусловно, НГУ, который дает системность мышления, НГУЭиУ, подготавливающий экономистов-практиков, НГТУ, выпускающий отличных экономистов, обладающих знаниями в области информационных систем, и ряд других вузов.

Что касается системы обучения/повышения квалификации, то здесь мы в основном пользуемся услугами специализированных компаний, которые организуют и проводят семинары, курсы, бизнес-классы в области БУ, налогообложения и финансов (например, Институт развития современных образовательных технологий).

Кроме того, мы пользуемся семинарами компании КПМГ, которые она периодически устраивает.

— Как часто финансовым директорам нужно проходить повышение квалификации?

— Делать это нужно постоянно и регулярно, хотя многое зависит от конкретной компании и человека. Безусловно, важно быть на «передовой». Источники могут быть разными. Например, тематическая периодическая литература: журналы, газеты либо различного рода семинары или курсы. Я считаю, что в настоящее время есть достаточно возможностей, для того чтобы повысить свой уровень знаний.

— Как вы считаете, хорошо ли сегодня проработана система мотивации для финансового персонала?

— Конечно, всегда есть к чему стремиться. В нашей компании среди мотивирующих факторов для сотрудников — не только уровень зарплаты, но и особая атмосфера, красивый, почти домашний офис. Тут приятно находиться и работать. Кроме того, сейчас мы разрабатываем отдельную систему мотивации для финансового персонала. Она появится в конце года, и тогда я смогу рассказать подробности. Сейчас могу сказать, что она будет опираться на качество финансового учета и управления.

Консультанты и консалтинг

— Насколько на рынке востребован финансовый консалтинг? Нужен ли он?

— На мой взгляд, финансовый консалтинг необходим, потому что, так или иначе, в процессе каждодневной работы твой взгляд на определенные вещи может «замылиться». А финансовый консультант может более объективно оценить ситуацию со стороны и дать определенные рекомендации. По сути, консультант — это врач-диагност по скрытым заболеваниям.

Кроме того, у финансового консультанта есть возможность, скажем так, собирать разный опыт и делиться им со своими клиентами.

Главными целями финансового консалтинга должны быть выявление недостатков в финансовой деятельности компании, поиск резервов улучшения финансового состояния компании, подготовка и обоснование управленческих решений. Консультант должен быть высокопрофессиональным специалистом с большим опытом жизни и деятельности.

— Вы пользуетесь такими услугами?

— Да, мы пользуемся услугой финансового консалтинга. Это позволило нам, например, получить полезную информацию о выходе на рынки капитала, начать сотрудничество с рядом новых партнеров.

— Сегодняшние ИТ-решения для финансистов вас удовлетворяют?

— Существует достаточно много ИТ-решений для обеспечения работы финансовой службы. Наиболее распространено, на мой взгляд, решение на базе «1С». Если говорить о глобальных ИТ-решениях, то здесь уместно сказать о ERP-системах, поставляемых такими организациями, как SAP (по данным различных исследований, доля этого продукта на российском рынке составляет более 50%), «1С» (26%), Oracle (8%), Microsoft (7%) (в процентах указывается доля рынка в РФ у продукта каждой из компаний, по данным исследований рынка. — «КС»).

На сегодняшний день мы остановили свой выбор на «1С: Предприятии 8.0». Кроме того, мы дополнительно приобрели блок «Планирование и бюджетирование».

— Есть такое мнение среди финансистов, что финансовый директор должен уравновешивать руководителя компании. Вы с этим согласны?

— В общем смысле — да. Но на практике это зависит от особенностей руководителя компании, от того, как в целом в компании происходит планирование.

— Какими качествами должен обладать финансовый директор?

— Ответственность, честность, лидерство, коммуникабельность и нацеленность на результат.

— Когда перед вами ставятся такие цели руководством, часто ли вы их корректируете, показывая цифры, финансовые данные, прогнозы и т. п.?

— Изначально целеполаганием занимаются акционеры компании. Наша задача — выстроить финансовую деятельность так, чтобы компания могла достичь поставленных целей. Безусловно, необходим баланс между желаемым и возможным, но мы стараемся находить его без ущерба для стратегических планов компании, которые у «2ГИС» всегда амбициозные.

— Когда вашей компании нужно разместить свободные средства в том или ином банке, чем вы руководствуетесь?

— Надежностью, качеством сервиса и процентной ставкой. Мы размещаем деньги в нескольких финансовых учреждениях. Где-то выгодно разместить депозит на короткий срок, где-то на более длинный. У каждого банка — свои преимущества.

— Важно ли вам, чтобы банк был универсальным и там вы могли бы получать весь спектр финансовых услуг, или это утопия?

— Хорошо, когда банк предоставляет весь спектр финансовых услуг. Но это не значит, что предприятие должно работать только с одним банком. Мы, например, сейчас сотрудничаем с тремя финансовыми учреждениями, такой вариант нам представляется оптимальным. У каждого банка свои особенности: где-то вам покажется интересной одна услуга, где-то — другая. Полезно, когда есть возможность выбрать наиболее подходящее предложение.



Comments are closed.

Так же в номере