Главная » Спецвыпуск » Новые подходы

Новые подходы

Перманентные убытки предприятий сельского хозяйства заставляют власти регионов искать различные пути решения этой проблемы. Не сокращая суммы бюджетной поддержки АПК, власти тем не менее стараются перенести «точку опоры» на кредиты или возвратные ссуды. Наиболее активно переводит работу хозяйств на рыночную основу Новосибирская область. Власти Кемеровской области и Красноярского края также сокращают безвозмездное дотирование сельхозпредприятий, но полностью отказываться от него пока не собираются.

Опыт Новосибирска

Более 70% хозяйств области закончили 2003 год с положительной рентабельностью, чему в немалой степени способствовали высокие цены на зерно. Такие финансовые результаты позволят многим сельхозпроизводителям в текущем году перейти к самофинансированию посевных кампаний. «В этом году мы собираемся взять на условиях товарного кредита от Новосибирской продкорпорации лишь малую часть необходимого нам для проведения полевых работ горючего. Остальное купим на свои средства», — заявил «КС» директор колхоза им. XX съезда КПСС Анатолий Анютин.

Тем не менее долги хозяйств перед ГУП «Новосибирская продкорпорация» (НПК) превысили 800 млн руб., а по расчетам с «Росагролизингом» и другими лизингодателями — почти 150 млн. Поэтому новосибирские власти решили изменить порядок выделения бюджетных средств (около 1,5 млрд руб. в 2004 году).

Так, средства на лизинг сельхозтехники будут выдаваться в виде кредитов. 50 тыс. тонн топлива будет предлагаться за наличный расчет по 8400 руб. за тонну (при рыночной его цене сегодня более 9000 руб.), а на условиях товарного кредита — по цене 8800 руб. под 7% годовых с условием расчета осенью деньгами или продукцией, которая будет принята от хозяйств по рыночной стоимости. Но получить кредит смогут только те хозяйства, которые предоставят поручительство третьего лица (банка или предприятия-переработчика). В противном случае кредит будет предоставлен под залог самого хозяйства, и в случае невозврата обладминистрация станет его собственником.

Новый подход обладминистрации приветствуют частные инвесторы. «В регионе есть силы и деньги, готовые цивилизованно хозяйствовать в селе, — заявил «КС» председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков. — Наш холдинг уже в начале нынешнего года вложил в кредитование сельских хозяйств порядка 250 млн руб. Финансирование сезонных сельхозработ со стороны региональных администраций — огромная и, с точки зрения федерального законодательства, «ненормативная» нагрузка на бюджет, а самое главное, большие бюджетные риски. Снизить их можно лишь одним способом — привлекая капиталы интегрированных с сельским хозяйством структур. И главная задача власти — принятие внятных и долгосрочных правил игры. В этом смысле новые решения администрации Новосибирской области по финансированию аграрных структур являются знаковыми, но не полными. В нормальной практике обязательства по кредитованию, в нашем случае — зернового производства, могут взять на себя крупные сельхозпотребители и переработчики. Но для этого необходимо предоставление той же региональной властью определенных гарантий, преференций и здорового протекционизма, позволяющего компенсировать риски неурожая или невозврата авансированных средств».

В 2003 году из бюджета Красноярского края было выделено 870 млн руб., из них 343 млн руб. — на безвозмездной основе, 527 млн руб. — на возвратной. Прибыль сельхозобъединений за 2003 год составила 431 млн руб. Выделенные бюджетные средства позволили успешно провести полевые работы, что положительно сказалось на урожайности. В 2004 году краевые власти планируют выделить на нужды АПК 1,3 млрд руб. Кроме того, чиновники разделили все сельские хозяйства на несколько групп: финансово-стабильные — 107, финансово-неустойчивые — 178, несостоятельные — 63, кризисные — 91.

Опыт Кемерова

В 2003 году в АПК Кемеровской области было вложено в общей сложности 1,7 млрд руб. Бюджетные средства в этой сумме составили 548,8 млн руб. В текущем году бюджетная поддержка резко сокращается — до 135 млн руб. Основными ее видами выступают бюджетные ссуды и прямая безвозвратная помощь.

«Бюджетная поддержка сельхозпроизводителей в Кузбассе налажена неплохо. Особенно это ощущается в помощи в приобретении техники. Например, для тех хозяйств, которые берутся за освоение бросовых земель, из области выделяют технику на выгодных лизинговых условиях или дают ее вообще бесплатно», — говорит директор Кемеровского НИИ сельского хозяйства Николай Лапшинов.

Бюджетные ссуды выделяются на приобретение хозяйствами ГСМ, запасных частей и гербицидов, а также на создание семенного фонда (на 1 тонну зерновых культур хозяйства получают 750 руб.) и производство молока. Рассчитываться селяне могут деньгами или продукцией. На безвозмездной основе кузбасские сельхозпредприятия в прошлом году получили ГСМ на 32,5 млн руб. (в этом году — на сумму 37 млн). Но основная часть бюджетных средств направляется на техперевооружение хозяйств: по схеме лизинга в прошлом году было закуплено 55 комбайнов «Дон-1500» (бюджет оплачивал первоначальный взнос в размере 10% и компенсировал проценты). Кроме этого, в региональной программе поддержки и развития АПК предусматривается выделение субсидий на производство животноводческой продукции (например, хозяйства, производящие более 2200 литров молока, получают от 25 до 50 коп. на литр произведенного молока) и на закупку комбикормов. «В нормальном государстве всегда сельское хозяйство дотируется. Мы в год получаем бюджетной поддержки на сумму около 25 млн руб., — говорит глава администрации Чебулинского района Петр Пасов. — В итоге мы смогли увеличить производительность в шесть раз и наращиваем объемы производства зерна».

Отдельное направление — поддержка личных подсобных хозяйств. С 1998 года в области работает целевая программа «Сельский дом», в рамках которой выделяются льготные кредиты на строительство жилья на селе и развитие личных подсобных хозяйств. В 2003 году по этой программе получили займы 800 селян. «Заем позволяет крестьянам увеличить свой доход в два-три раза, — утверждают специалисты областной администрации. — С прошлого года порядок возврата займа упрощен. Средства областного бюджета на развитие личного подсобного хозяйства выдаются на срок до 18 месяцев под 3-5% годовых; учитывается сезонный характер сельхозпроизводства, поэтому предусмотрено не ежемесячное, а ежеквартальное погашение задолженности».

Областные власти затрудняются назвать суммы долга сельхозпредприятий перед бюджетом. «В рамках программы финансового оздоровления хозяйств сегодня многие стали активно рассчитываться, — говорит вице-губернатор по АПК Владимир Мангазеев. — Кроме того, при долге сельских хозяйств в бюджет около 30 млн руб. область должна за сельхозпродукцию 52 млн руб. Так что это еще вопрос, кто кому должен».

Сельское хозяйство в России пока не может выживать без бюджетной поддержки. Однако необходимость изменить механизмы такой поддержки, переводя их на рыночные рельсы, осознают все отраслевые игроки. «Многие хозяйства привыкли, что им снова дадут отсрочку, что-то спишут. Но пора понять, что нужно самим эффективно работать», — считает гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области Виктор Майбах.

Лариса БЕРЕСНЕВА, Кемерово| |Александр ПОПОВ, |Анатолий ГРИГОРОВИЧ


Comments are closed.

Так же в номере