Главная » Макроэкономика » Авиабилеты подешевеют

Авиабилеты подешевеют

Политика сокращения количества квотируемых внутрироссийских воздушных линий, объявленная Государственной службой гражданской авиации (ГСГА) Минтранса РФ, вызвала неоднозначную реакцию авиаперевозчиков. По их мнению, отмена квот (ограничений по количеству авиакомпаний и объемам перевозок) в крупных городах приведет к усилению конкуренции на прибыльных направлениях. Кроме того, как считают авиаторы, усилится положение авиапредприятий, имеющих в своей структуре и перевозчика, и аэропорт.

Как рассказал «КС» начальник отдела лицензирования и регулирования перевозок Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Александр Жуков, решением лицензионной комиссии ГСГА количество ограничений на полеты на внутрироссийских воздушных линиях будет сокращено с 26 до 15. Уже сегодня сняты ограничения на полеты из Москвы в такие города, как Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Омск, Сургут, Чита и Тюмень. Крупные российские города (Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск) пока останутся «квотируемыми», однако в перспективе ГСГА планирует полностью отказаться от системы квот. По словам Александра Жукова, отмена ограничений на внутренних авиалиниях — «естественный процесс, вызванный потребностями рынка, как со стороны потребителей, так и со стороны авиаторов».

Количество полетов и слоты будут по-прежнему регулироваться с помощью расписания, утверждаемого авиавластями, но теперь любая авиакомпания сможет увеличить сферу своей деятельности, подав заявку на любой интересующий ее маршрут.

Впрочем, по мнению специалистов, в борьбу за пассажира на новых направлениях включатся только ведущие перевозчики. Аналитик инвестиционной компании «Проспект» (Москва) Алексей Зайцев считает, что процесс отмены квот на внутренних линиях в итоге приведет к сокращению количества мелких авиакомпаний. «Небольшие региональные компании, которые не могут предложить качественный сервис и безопасность на борту, будут вынуждены уйти с рынка, если на их маршрутах появится крупный перевозчик», — говорит Зайцев. Это подтверждают и специалисты ГСГА. По словам Александра Жукова, «процесс отмены ограничений будет способствовать сокращению количества перевозчиков. В перспективе в отрасли произойдет консолидация, сильнейшие поглотят мелких».

В то же время, по мнению авиаторов, несмотря на отмену квот, не следует ожидать резкого передела рынка периферийных городов, например, на направлениях Омск-Москва, Томск-Москва и т. п. Это связано как с небольшой емкостью пассажиропотока на данных направлениях, так и с возможностями аэропортов и самих авиакомпаний. По словам пресс-секретаря компании «Омскавиа» Евгения Белкина, рынок уже поделен (например, на направлении Омск-Москва работают такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «Сибирь», «Омскавиа»), поэтому новому игроку прийти сюда будет крайне сложно.

Зато острая конкурентная борьба со стороны ведущих российских перевозчиков ожидается на «прибыльных» маршрутах между крупными и «богатыми» городами. Это, например, такие направления, как Москва-Новосибирск, Москва-Екатеринбург или Москва-Норильск.

Как считает заместитель гендиректора по связям с общественностью авиакомпании «Домодедовские авиалинии» Петр Ходолей, «здоровая конкуренция между авиакомпаниями — дополнительный стимул для улучшения сервиса. Мы сможем без лишних проблем выходить на те направления, где сейчас монополия». По словам пресс-секретаря авиакомпании «Сибирь» Евгения Филянина, «не исключено, что отмена квот на этих направлениях привлечет новых игроков. В результате борьба за пассажира обернется ценовыми войнами, и перевозчики будут работать себе в убыток». Между тем на таких направлениях, как Москва-Красноярск или Новосибирск-Владивосток, монопольное положение местных авиакомпаний не изменится. Поскольку авиакомпании «КрасЭйр» и «ВладивостокАвиа» составляют со своими базовыми аэропортами единое авиапредприятие, аэропорты имеют возможность ограничивать посадки самолетов компаний-конкурентов. С такой ситуацией в ноябре 2002 года столкнулись «Домодедовские авиалинии», когда попыталась выйти на красноярский авиарынок. Как считает пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал, отмена квот на внутренние маршруты только усилит монополию подобных «объединенных» авиапредприятий. «В таких условиях сложно говорить о честной конкуренции со стороны некоторых авиапредприятий», — сказал он.

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере