Главная » Спецвыпуск » Друг без друга не обойтись

Друг без друга не обойтись

Для эффективной и прибыльной работы железнодорожного транспорта большое значение имеет его совместная деятельность с российскими регионами. Как показала поездка председателя Совета Федерации Сергея Миронова и министра путей сообщения РФ Геннадия Фадеева в Кемеровскую и Томскую области накануне Дня железнодорожника, отношения железной дороги с регионами строятся сразу по нескольким направлениям и касаются большинства аспектов работы магистрали.

Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) по объему выполняемой работы — одна из ведущих в России. На ее долю приходится 19,9% погрузки. Основной груз — уголь, который обеспечивает около 70% объема погрузки. За 6 месяцев текущего года общая погрузка на ЗСЖД составила 111 942 тыс. тонн (на 10,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года), в том числе погрузка угля — 78 млн тонн (на 13,2% больше, чем за первое полугодие 2002 года).

Благополучие железной дороги и регионов зависит от совместной работы. Слева направо: начальник ЗСЖД Александр Целько,
полпред президента в СФО Леонид Драчевский, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Успехи сибиряков впечатляют — такую оценку работе ЗСЖД и ее партнеров дали председатель Совета Федерации Сергей Миронов и министр путей сообщения Геннадий Фадеев в Кемерове. За первое полугодие 2003 года кузбасские железнодорожники погрузили угля на 9 млн тонн (на 13%) больше прошлогоднего.

В Кемеровской области министр путей сообщения открыл углесборочную станцию и электрифицированный путь Красулино — Ускатская. Основными инвесторами стали холдинговая компания «Кузбассразрезуголь» и ЗСЖД.

«КС» уже рассказывал, что к 2005 году угольные предприятия на Соколовско-Ерунаковском месторождении планируют увеличить объем добычи топлива до 40-42 млн тонн. Это предусмотрено «Программой развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 годы», которая была подписана Аманом Тулеевым и Александром Целько в октябре прошлого года. В интервью «КС» в феврале 2003 года кемеровский губернатор отмечал: «В целом принятые меры будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Программой предусмотрено инвестировать в развитие внешнего и внутреннего железнодорожного транспорта 5,2 млрд рублей: 4 млрд вложит МПС, 1,2 млрд — угольные предприятия региона. Реализация программы позволит увеличить пропускную способность транспорта, бесперебойно вывозить в 2005 году 150 млн тонн угля».

Преобразования на участке Красулино — Ускатская позволят значительно повысить его пропускную способность, в частности, увеличить объемы погрузки с 650 до 1200 вагонов в сутки. А после завершения строительства вторых путей на перегонах Терентьевская — Красулино и Красулино — Ерунаково можно будет довести этот показатель до 1500 вагонов ежесуточно, что обеспечит вывоз топлива вплоть до 2010 года.

«В Ускатской сделано огромное дело, соединение в данном проекте усилий и финансов железнодорожников, угольщиков и региона. Особую актуальность это событие приобретает в период реформирования железнодорожного транспорта — ключевой и в большинстве случаев единственной транспортной артерии страны», — отметил Аман Тулеев.

«Еще от руководителей отрасли советских времен мы слышали, что Ерунаково — будущее Кузбасса, — сказал Геннадий Фадеев. — Но только сегодня, когда во главе дороги встали молодые, энергичные люди, талантливые инженеры, такие как Александр Целько, начальники отделений дороги, выведшие свои подразделения в число победителей, дело сдвинулось с мертвой точки. Понадобился дар Амана Тулеева объединять разные силы, в данном случае — частный интерес, на решение больших государственных задач».

И в Кемерове, и в Томске министр путей сообщения, руководители ЗСЖД и представители региональных властей обсуждали не только проблемы и организацию грузовых перевозок, которые приносят основной доход железной дороге, но и новые подходы в организации пассажирских перевозок. В последнее время в регионе господствует тенденция оттока пассажиров межобластного сообщения с железнодорожного транспорта на автомобильный.

В 2002 году отправлено 35 млн человек, в первом полугодии 2003-го — 15,8 млн. Для привлечения пассажиров на железную дорогу принято принципиальное решение об организации движения ускоренных поездов повышенной комфортности между областными центрами. В рамках реализации этого решения уже проведено разделение пассажирского комплекса по видам сообщений и выделение пригородных перевозок на обособленный баланс. Функции заказчика переданы пригородной компании, железная дорога оставила за собой функции исполнителя перевозок. На паритетных началах с местными администрациями созданы акционерные общества, такие как новосибирский «Экспресс-пригород», «Алтай-пригород», акционерные общества в Омске и Кемерове. Введение в эксплуатацию поездов повышенной комфортности: Новосибирск-Кемерово, Новосибирск-Омск, Новосибирск-Томск, Новосибирск-Новокузнецк — позволяет сделать межобластные перевозки железнодорожным транспортом более привлекательными по сравнению с автомобильным. На этой неделе первый подобный поезд запущен и в Красноярском крае по маршруту Красноярск-Абакан. В настоящее время эти ускоренные межобластные поезда являются рентабельными, что имеет особое значение в свете реформирования МПС.

В Томске Геннадий Фадеев, Александр Целько, губернатор Томской области Виктор Кресс и мэр города Александр Макаров приняли участие в торжествах по случаю открытия для обслуживания пассажиров первой очереди вокзала Томск-1. Реконструкция финансируется МПС и администрацией области в счет погашения убытков от пассажирских перевозок. Сметная стоимость реконструкции составляет 128 млн рублей. Первая очередь обошлась в 105 млн. Проект предусматривает разделение пассажиропотоков дальнего и пригородного сообщения, организацию быстрого и качественного обслуживания пассажиров, высокий уровень сервисных услуг. В здании вокзала расположен сервис-центр, кассовый зал размещен со стороны привокзальной площади, обеспечено его удобное сообщение с залом ожидания.

Благодаря заключаемым с областными администрациями соглашениям о взаимодействии с регионами на Западно-Сибирской железной дороге наметилась положительная динамика компенсации убытков от пригородных перевозок. Если в 1997 году уровень компенсации (без учета расходов на перевозку железнодорожников) составлял 73%, то в 2002-м он возрос до 83%. По итогам 2003 года ожидается стопроцентная компенсация убытков.

В ходе реализации программы структурной реформы МПС, утвержденной правительством РФ, предусмотрен переход железнодорожного транспорта к свободному ценообразованию в конкурентных секторах рынка транспортных услуг. Это заставляет железнодорожников разрабатывать новые системные подходы в развитии отрасли.

Евгений ВЫСКОВСКИХ


Comments are closed.

Так же в номере