Главная » Спецвыпуск » Малая энергетика

Малая энергетика

Реформы в России, начиная с новаций Петра Первого, оплачивались, увы, дорогой ценой. И утверждения РАО «ЕЭС России» о том, что реформирование ТЭК пройдет без серьезных потрясений и конфликтов, совсем не соответствуют действительности.

Все реформы хороши — выбирай на вкус?

Специалисты в один голос заявляют о том, что реструктуризация энергосистемы будет проходить долго и болезненно — после разделения функций между участниками процесса нас ждет резкий рост тарифов, разгар конкурентных действий на энергорынке неизбежно обернется конфронтацией и «выяснением отношений». Кроме того, на этом фоне неизбежно усиление экспансии РАО «ЕЭС России» на энергетический рынок региона, попытки ослабить влияние региональных и муниципальных властей на процессы энергоснабжения населения и бюджетных организаций, как это произошло в Казахстане.

Подобное развитие событий, чреватое негативными последствиями и социальными потрясениями, разумеется, не могло устраивать руководство Омска и Омской области. Благодаря своей прозорливости и смелости они раньше других территорий России сделали определенные шаги по структурной перестройке энергохозяйства региона, поставив во главу угла не заботу о бизнесе и сверхприбылях, а энергетическую безопасность региона, стабильность в обществе, жизнеобеспечение тысяч семей. С этой целью было принято решение о создании открытых акционерных обществ — Омской региональной энергетической компании (ОРЭК) и Омской энергетической сбытовой компании (ОмЭСКо), а вместе с ними появились все необходимые условия для реализации основных принципов реформирования отрасли: развитие конкуренции в сфере сбыта и оказания услуг, обеспечение бесперебойного энергоснабжения населения, разработка четкого механизма формирования и регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, эффективное использование бюджетных средств, защита прав потребителей. За год существования этим компаниям удалось создать новую модель управления муниципальным энергетическим комплексом, провести его структурную перестройку, причем достаточно спокойно и стабильно, без сбоев и аварий на сетях и теплоисточниках.

Чудес не бывает, есть только работа

Евгений Реддих: «Развитие энергоснабжения региона невозможно осуществлять в отрыве от решения социальных задач. Это прежде всего социальная программа, а уже затем бизнес»

Итак, энергетическое поле в Омской области сегодня можно разделить на две составляющие: энергокомплексы АК «Омскэнерго» и энергохозяйство, находящееся в ведении региональной и муниципальной властей. Но в то время, когда большая энергетика в лице РАО «ЕЭС России» еще только приступает к новациям и реструктуризации, в малой, коммунальной энергетике под патронажем областной и городской исполнительной власти, управляющей компании ОРЭК уже отрабатываются пилотные проекты по повышению надежности работы котельных, тепловых пунктов, станций и тепломагистралей, внедрению новых технологий и оборудования.

Надо отдать должное профессиональной команде топ-менеджеров АО «ОРЭК», возглавляемой председателем правления, генеральным директором Евгением Реддихом, которая достаточно оперативно смогла выстроить работу компаний холдинга в соответствии с передовыми методиками бизнес-планирования и бюджетирования. Умелое распределение финансовых средств и материальных ресурсов, грамотные управленческие решения, комплексный подход к проблемам, накопившимся за постперестроечный период в муниципальном энергетическом комплексе, позволили очень быстро переломить ситуацию и вывести МУП «Теплокоммунэнерго» и МУПЭП «Омскэлектро», сбытовые функции которых были переданы АО «ОмЭСКо», из «проблемных» в стабильно развивающиеся предприятия, способные успешно решать самые сложные производственно-технические задачи. Впервые в минувшем году в ходе подготовки к отопительному сезону коллектив «Теплокоммунэнерго» выполнил запланированный объем работ по капитальному и текущему ремонту на теплоисточниках и трубопроводах, установив новое оборудование, насосные агрегаты и запорную арматуру на подстанциях. Многое было сделано по газификации муниципальных котельных: запущена в эксплуатацию новая модульная котельная на газе в поселке Загородный, переведены на это топливо теплоисточники в пос. Большие поля, Светлый, Крутая горка, котельная на ул. Герцена. В настоящее время бригады «Теплокоммунэнерго» с хорошим темпом и в соответствии с графиком ведут ремонт сетей и подготовку теплового хозяйства к предстоящей зиме.

Успешно справляется с текущими и плановыми работами муниципальное предприятие «Омскэлектро», являющееся важнейшим звеном в инженерной инфраструктуре областного центра. Несмотря на реорганизацию структурных подразделений, коллектив справился с намеченным объемом капитального ремонта электрических сетей котельных, оборудования и линий передач. Было приведено в надлежащее состояние почти 50 км сетей наружного освещения, подготовлено резервное питание в поселке Загородном, к теплоисточникам по улицам Перова, Мельничной и другим, восстановлено освещение подходов ко всем школам, детским садам, поликлиникам, музеям. Хороший настрой и режим работы чувствуется в коллективе и теперь, когда полным ходом идет подготовка к отопительному сезону 2003-2004 годов. Жители многих микрорайонов города уже в ближайшее время смогут заметить улучшение электроснабжения. Старый Кировск, Московка, Амурский поселок, Нефтяники, улицы Кирова, Красных зорь, Рабочие стали площадками, где сегодня восстанавливаются разграбленные линии наружного освещения, ремонтируются кабельные линии. При этом используются новые технологии (самонесущий изолированный провод, вакуумные выключатели и т.д.), позволяющие увеличить срок эксплуатации линий и оборудования, снизить вероятность аварийных отключений, повысить оперативность управления режимами работы сети. К тому же предприятие продолжает принимать на свой баланс брошенные бесхозные электрические сети, вкладывать в их ремонт и восстановление собственные средства, понимая, что цена вопроса — это свет и тепло в домах омичей.

Рынок сбыта — не поле битвы

Возможность работать с большей отдачей, сосредотачивая силы и резервы непосредственно на производственно-эксплуатационной деятельности, у муниципальных предприятий появилась лишь после того, как всю сбытовую работу, вопросы расчетов с потребителями, обслуживания абонентов были переданы в ведение единой энергосбытовой службы — АО «ОмЭСКо». Конечно, минувший осенне-зимний период, когда приходилось утверждаться на энергетическом рынке, зарабатывать авторитет у партнеров, решать спорные вопросы с конкурентами, для компании был довольно сложным. И все же, несмотря на объективные трудности, в активе компании немало существенных «плюсов»: она открыла в трех округах города приемные пункты по работе с населением (для удобства омичей до конца года появится еще несколько таких пунктов), разработала программное обеспечение по автоматизации начислений, приему и обработке коммунальных платежей, обеспечив их централизацию и ужесточив меры по снижению безучетного потребления тепло- и электроэнергии. Проведена большая работа по подготовке исковых заявлений с последующей передачей их в суды для возмещения долгов за использованную энергию. В составе служб АО «ОмЭСКо» сформирована общественная приемная, помогающая адресно работать с различными категориями граждан, в том числе со льготниками. На нескольких городских площадках внедряется программа оснащения жилья приборами учета, отрабатывается эксперимент по созданию агентской сети, обеспечивающей сбор платежей с населения.

Однако дальнейшему развитию этой деятельности упорно мешают монополисты. Неадекватная реакция компании «Омскэнерго» на появление конкурента вполне объяснима: хотя сбытовая работа сложна и хлопотна, но все же окупаема. Долгое время в этой сфере ничего не менялось: заключались договоры с предприятиями по поставке и транспортировке электроэнергии с выделением сбытовой надбавки, горожане плохо ли, хорошо ли платили по квитанциям, сетуя, правда, при этом на несовершенство системы оплаты И вот, когда стало ясно, что сбытовую работу можно вести на качественно новом уровне, Энергосбыт АК «Омскэнерго», который никогда не занимался расчетами с населением, вдруг начал создавать собственную абонентскую службу, явно провоцируя компании холдинга ОРЭК на конфронтацию и судебные тяжбы, забыв о том, что заложниками «трений» в отношениях большой и малой энергетики в итоге станут ничего не подозревающие рядовые потребители.

После ссоры нужно помириться

Конечно, никто не ждал, что реформирование муниципальной энергетики и создание единого муниципального холдинга в АК «Омскэнерго» встретят радостными аплодисментами, но и нельзя было предположить, что компания-монополист встанет в жесткую оппозицию, и все попытки местных властей минимизировать социальные последствия реформирования энергетического комплекса натолкнутся на полное непонимание и неприятие со стороны АК «Омскэнерго». «Обиженное» руководство компании, мягко говоря, повело себя в этой ситуации не совсем корректно. Последний тому пример — появление расчетной квитанции с литерой «Омскэнерго» по оплате за электроэнергию, отопление и горячую воду. Мало того, что таким «почином» население города было введено в заблуждение, так компания в одностороннем порядке нарушила действующие трехсторонние договоры, договор о разделении платежей населения через Омский почтамт, не согласовала свои действия с партнерами по бизнесу — МУП «Омскэлектро» и АО «ОмЭСКо». В частности, муниципальное предприятие «Омскэлектро» в соответствии с заключенными договорами оказывало и оказывает услуги абонентам по передаче электрической энергии по сетям, которыми оно владеет, но оно никогда не выполняло роль посредника во взаимоотношениях между АК «Омскэнерго» и потребителями, а потому вправе рассчитывать на оплату услуг по транспортировке энергии, установленной РЭК Омской области. Однако АК «Омскэнерго» упорно стремится потеснить «Омскэлектро», исключив предприятие из отношений с абонентами, а это — более 5000 договоров! Налицо элементарное присвоение финансовых потоков, использование чужих денежных средств, причем в нарушение федерального закона «Об электроэнергии» (ч. 4, ст. 39), где ясно сказано, что «при выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной энергии, стоимость услуг по передаче и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям».

Таким образом, единая в рамках существующего правового поля сбытовая политика на территории города оказалась под угрозой срыва Конечно, по большому счету, рядовым потребителям абсолютно все равно, кому платить за оказанные услуги, для них главное, чтобы они предоставлялись бесперебойно и качественно. Но проблема в том, что посягательства монополистов на этом не заканчиваются: специалисты Энергосбыта АК «Омскэнерго» пошли дальше и начали безакцептно списывать долги за использованную энергию без ведома абонентов, еще более накалив и без того сложную обстановку Забирая все деньги себе и не расплачиваясь с «Омскэлектро» и ОмЭСКо, компания «Омскэнерго», нарушая нормы антимонопольного законодательства, фактически дестабилизирует деятельность муниципальных предприятий, пытаясь «выбить» конкурентов с рынка. И еще о деньгах. Широко рекламируя списки должников, АК «Омскэнерго» сознательно умалчивает о своих долгах перед этими предприятиями, хотя сумма эта немаленькая. К примеру, МУП «Теплокоммунэнерго» монополисты задолжали по расчетам за транзит тепловой энергии 125,6 млн рублей. Если учесть, что программа ремонта теплосетей оценивается в 124 миллиона, то становится ясно: нежелание компании признать эти долги (хотя имеется решение Арбитражного суда Омской области в пользу «Теплокоммунэнерго») ставит под угрозу срыва ход ремонтных работ и мероприятий по подготовке трасс к зиме.

Конечно, муниципальные энергетики, несмотря ни на что, не снижают темпы работ, осознавая всю степень ответственности перед омичами, понимая, что интересы бизнеса не могут превалировать над интересами потребителей, жителей города. Жаль, что этого понимания нет у тех, кто привык чувствовать себя на энергетическом рынке полновластным хозяином и распорядителем Конкуренция в рыночной экономике — это не «битва титанов», это прежде всего умение работать на партнерских началах, искать компромиссы для взаимной пользы Предприятия холдинга ОРЭК готовы к сотрудничеству, слово — за АК «Омскэнерго».

Опыт омичей понравился соседям

Социальная направленность энергоснабжающего холдинга ОРЭК очевидна. Мэр Омска Евгений Белов считает деятельность компании важной и значимой, поскольку вся деятельность предприятий, объединенных в холдинг, ведет к организации более эффективной работы системы жизнеобеспечения города в целом. Это — инструмент городских властей по защите интересов рядовых потребителей бюджетов от аппетитов монополиста, от безудержного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. Неслучайно омский опыт по реформированию малой энергетики, созданию альтернативных структур на энергетическом рынке привлек внимание глав некоторых муниципальных образований, которые обсуждали недавно на заседании совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов последствия реформ, проводимых РАО «ЕЭС России», а также предложения, исходящие от руководства недавно созданной компании «Российские коммунальные системы». Мэры ряда городов, приехавшие на встречу, всерьез заинтересовались деятельностью АО «ОРЭК», готового самостоятельно работать на Федеральном оптовом рынке энергии и мощностей (ФОРЭМ), укреплением единой сбытовой службы под эгидой АО «ОмЭСКо», инвестиционными проектами по строительству малогабаритных газовых котельных, реализация которых позволит удешевить стоимость теплоснабжения для потребителей, и другими положительными наработками, озвученными в докладе Евгения Белова.

Встреча под флагом АСДГ еще раз подтвердила, что омский регион сумел выйти в лидеры в создании новой модели управления муниципальным энергетическим комплексом. И обнародованные недавно планы РАО «ЕЭС России» и других крупных финансовых структур прийти на рынок омской энергетики со своими новациями оказались запоздалыми. Менеджмент холдинга ОРЭК готов уже сегодня, не дожидаясь старта реформ в 2005 году, принять все электрические сети среднего и низкого напряжения, а также тепловые сети АК «Омскэнерго» на свои «плечи». Для этого в городе есть материальная база, отработаны схемы финансовых потоков, подобрана команда грамотных и энергичных специалистов, есть поддержка региональной и муниципальной власти.

Заботиться о деле и о людях

И все же рассказ о холдинге ОРЭК будет неполным, если всю работу его предприятий свести только к производственной деятельности. Не зря же говорят: не хлебом единым Понятие «социально ответственный бизнес» для муниципальных энергетиков — это не только свет и тепло в каждом омском доме, это еще и помощь тем, кто нуждается в поддержке. У предприятий холдинга есть друзья, подшефные и подопечные детские сады, школы, сиротские приюты. Кстати, первым шагом холдинга ОРЭК на поприще благотворительности и меценатства стало участие в телевизионном марафоне, посвященном Дню защиты детей, когда коллектив оказал помощь областному социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних. Благодаря финансовой поддержке ОРЭК ребятишки, лишенные родительской заботы и ласки, смогли побывать в цирке, получили в подарок канцелярские наборы. Знакомство сотрудников компании с ребятами переросло в дружбу, а толчком к этому стало решение генерального директора Евгения Реддиха взять шефство над этим социальным учреждением. Десять учреждений социальной сферы Советского округа, в том числе два детских дома и шесть школ, оказались под опекой коллектива АО «ОмЭСКо»

А еще каждое предприятие холдинга имеет свою корпоративную систему социальной защиты сотрудников, направленную на создание благоприятного климата, хорошего настроя в коллективе, что, конечно же, положительно сказывается на результатах работы. Энергетики холдинга ОРЭК — активные участники городских и областных спортивных состязаний, и это тоже сплачивает коллективы, для которых год работы в условиях реформирования муниципальной энергетики стал серьезным экзаменом на прочность. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что они этот экзамен выдержали.



Comments are closed.

Так же в номере