Главная » Спецвыпуск » Регионы предлагают альтернативы

Регионы предлагают альтернативы

Меры по реформированию российского жилищно-коммунального хозяйства с начала 90-х годов предпринимались неоднократно, но ощутимого эффекта не возымели. Не особенно рассчитывая на решение коммунальных проблем на федеральном уровне, местные власти ищут собственные варианты вывода ЖКХ из кризиса. В последнее время эти попытки все чаще выражаются в привлечении в коммунальную сферу частного бизнеса и одновременном стремлении сохранить контроль как над финансовыми потоками в отрасли, так и над политическими рычагами, которые на региональном уровне традиционно связаны с коммунальными проблемами.

Первая попытка реформирования ЖКХ на федеральном уровне была предпринята в 1992 году, когда вышел закон «Об основах федеральной жилищной политики». Ставка в нем сделана на резкий рост тарифов, и к 1996 году доля оплаты населением услуг ЖКХ возросла до 45-60% (с 2% в 1992-м). Однако вместо перехода жилкомхоза на полную окупаемость реализация реформы привела лишь к социальной напряженности: рост доходов населения отставал от роста коммунальных платежей. Новая программа реформирования, принятая в 1997 году, в целом не отличалась от прежней. Основная роль также отводилась росту тарифов до уровня реальной стоимости услуг. Но, как и в первом случае, четких механизмов повышения эффективности отрасли предложено не было. Следствием стал «приморский кризис». Программа 2001 года отличалась от предыдущих введением адресных субсидий малоимущим, что должно было свести к минимуму госдотации коммунальному сектору. Рост цен предполагалось предотвратить формированием конкурентного рынка услуг ЖКХ, где основную роль должны были сыграть кондоминиумы или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Но это явление так и не стало массовым. Доля оплаты населением коммунальных услуг приблизилась в среднем к 70%.

Леонид Полежаев (слева) согласен с правилами игры РКС. Аман Тулеев будет реформировать ЖКХ по-своему

Наиболее радикальным среди тех, что реализуются сейчас в сибирских регионах, выглядит проект реформирования ЖКХ в Омской области (подробнее о нем — в статье «Малая энергетика»). В какой-то мере он даже претендует на конкуренцию с проектом РКС, поскольку его обсуждение в свое время также дошло до федерального уровня (это, впрочем, не помешало Омской области стать одной из «пилотных территорий» для эксперимента РКС). Поэтому областные власти довольно ревностно относятся к своим «авторским правам». Так, заместитель омского губернатора Виктор Шрейдер в интервью «КС» заявил: «В нашей области работа по преобразованию отраслей жизнеобеспечения началась намного раньше, чем на эту сферу обратил внимание господин Чубайс, и уже есть ощутимые результаты. В 2001 году омский губернатор Леонид Полежаев возглавил рабочую группу Госсовета по разработке концепции реформы ЖКХ страны, но тогда правительство не приняло наш вариант, хотя время доказало, что он намного реалистичнее того, который был вынесен на обсуждение прежним председателем Госстроя РФ Анваром Шамузафаровым». По словам Шрейдера, в период минувшего отопительного сезона за счет модернизации ЖКХ и внедрения энергосберегающих технологий в Омской области только на топливе было сэкономлено более 250 млн руб. В итоге с начала нового отопительного сезона стало возможным снижение на 10% тарифов на тепло и горячее водоснабжение. «Поэтому понятно, — продолжает Шрейдер, — почему Омскую область признали «пилотной территорией» по проведению реформы ЖКХ. Чубайс, как известно, очень хорошо умеет чувствовать коммерческие выгоды любых серьезных начинаний».

Мероприятия по оздоровлению жилищно-коммунальной сферы в соседних регионах обычно носят менее реформаторский характер, но отличаются от традиционных в последние годы программ модернизации ЖКХ явным стремлением властей переложить хотя бы часть проблем коммунального комплекса на частный бизнес. Разумеется, от проекта РКС такая форма сотрудничества отличается только тем, что бизнес — местный.

Так, администрация Красноярска объявила конкурс на право обслуживания муниципального жилфонда среди юрлиц и частных предпринимателей. На конкурс выставили 146 домов во всех районах города. В течение месяца в конкурсную комиссию обратилось более 20 предприятий разных форм собственности, но официальные заявки на участие в конкурсе подали лишь пять из них. В результате к конкурсу были допущены два участника, один из которых — ООО «Ваш выбор — Люкс» — стал победителем. Менее успешной оказалась попытка красноярских властей организовать конкурс на право заключения «договора семейного подряда» на обслуживание муниципального жилфонда. Одним из основных критериев отбора являлось «наличие в составе семьи лиц, способных выполнять весь перечень работ по обслуживанию жилищного фонда». Ни одна семья так и не взяла на себя ответственность за обслуживание жилого дома, хотя подобный опыт в некоторых ТСЖ города все же существует.

Живой интерес чиновников к сотрудничеству с частным бизнесом вполне оправдан. Это подтверждает, в частности, опыт Кузбасса, где в частной собственности находятся не менее 20% из 347 существующих предприятий ЖКХ (так, в Киселевске частные предприятия обслуживают 63% территории, в Полысаево — 40%, в Новокузнецке — 24%, в Кемерове — 23%). Каждый работник частного предприятия обслуживает в среднем в полтора-два раза больше фондов, чем муниципальный «коммунальщик». По итогам прошлого года в городе Березовском, например, частное ООО «РЭО» получило около 150 тыс. руб. прибыли, а муниципальное предприятие ЖКХ — более 2 млн руб. убытков. В Новокузнецке по итогам года все три существующих там частных предприятия получили прибыль.

Однако, несмотря на известную степень энтузиазма региональных властей, сомнения в перспективах мелкого бизнеса в ЖКХ все же велики. С подобной проблемой, в частности, столкнулся несколько лет назад мэр Новосибирска Виктор Толоконский (ныне — губернатор Новосибирской области). По его словам, деятельность частных коммунальных предприятий была успешной до тех пор, пока они не сталкивались с крупными проблемами вроде капитального ремонта кровель, перекрытий или систем отопления. «Выяснялось, что система не отработана, — говорит Толоконский, — и весь положительный эффект их работы сразу сходил на нет». Тем не менее сейчас глава Новосибирской области готов поддерживать присутствие частного бизнеса в ЖКХ региона: «У нас райцентр Чулым, например, разделен на две части: большую эксплуатирует государство, меньшую — частный сектор, и издержки у частной компании в несколько раз ниже».

Нынешнее руководство областного центра по этой же причине занимает осторожную позицию в вопросах привлечения в коммунальную сферу частных предприятий. Сегодня они обслуживают незначительную часть новосибирского жилкомхоза, в основном занимаясь содержанием в порядке определенных участков жилфонда. «Во всем, что касается наиболее серьезной части ЖКХ — теплоэнергетики, у нас есть постоянный генеральный партнер — МУП «Электросети», — говорит вице-мэр Владимир Анисимов. Тем не менее на днях городское руководство приняло решение о привлечении частных инвесторов и в эту сферу. По данным пресс-центра мэрии Новосибирска, предполагается использовать в реконструкции городских ЦТП средства коммерческих фирм в объеме около 12 млн руб. Чтобы заинтересовать инвесторов, мэрия готова сдавать в долгосрочную аренду здания ЦТП, которые инвестор может даже надстроить и использовать площади в своих целях.

Многие эксперты полагают, что к приходу в ЖКХ частных инвесторов абсолютное большинство регионов пока не готово. Директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» (Москва) Сергей Сиваев уверен, что предпосылками для этого должны быть ликвидация долгов и создание четких, одинаковых для всех (независимо от формы собственности) «правил игры». Сейчас же, по мнению Сиваева, «даже если каким-то немыслимым образом вернуть ЖКХ разом все долги и заменить всю изношенную инфраструктуру на новую, эффекта не будет: при нынешней системе экономических отношений новые трубы быстро придут в то же плачевное состояние».

Специалисты считают, что в любом случае муниципалитеты постараются сохранить свои права в этой отрасли. Поэтому, по крайней мере в ближайшем будущем, наиболее эффективной для регионов будет схема частичного присутствия коммерческих структур в обеспечении деятельности ЖКХ. Возрастет ли доля этого присутствия за счет увеличения числа конкурентов на рынке или за счет расширения сферы влияния одного из них, остается пока на уровне прогнозов.

Дина ВОРОБЬЕВА, Красноярск| |Владимир БУРЯК, Омск| |Ольга ГУЛИК, Кемерово| |Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА


Comments are closed.

Так же в номере