Главная » Спецвыпуск » Технологии XXI века на службе стальных магистралей

Технологии XXI века на службе стальных магистралей

Современная железная дорога — это не только подвижной состав и проложенные тысячи километров путей. Эффективное управление ресурсами такой обширной отрасли, как железнодорожный транспорт, невозможно без использования современных средств связи. В конечном счете они позволяют сделать услуги железнодорожников более безопасными, понятными, удобными и доступными для конечного пользователя. О функционировании самой современной магистральной сети связи, построенной для нужд железной дороги, корреспонденту «КС» ЕГОРУ ИЗМАЙЛОВУ рассказал генеральный директор ЗАО «Зап-СибТранстелеком» ВИКТОР ЛЯСМАН.

ЗАО «Зап-СибТранстелеком» (ЗСТТК) — региональный представитель российского оператора магистральной сети связи ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК). ТТК был образован Министерством путей сообщения в 1997 году для строительства и эксплуатации на базе инфраструктуры российских железных дорог магистральной цифровой сети связи. Совместно с железнодорожниками ТТК создал единственную в России полностью оптоволоконную сеть связи общей протяженностью более 45 тыс. км. Сеть соединяет 71 из 89 регионов России. В зону ответственности ЗАО «Зап-СибТранстелеком» входят Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край. Общая длина оптоволоконной сети в этих регионах — свыше 4 тыс. км. Клиентами и партнерами компании являются крупные операторы связи: «Магистраль Телеком», «ТелеРосс-Новосибирск», «Эквант», «Инфосвязь», «Крафтсвязь», а также крупнейшие компании Сибири — «Кузбассэнергосвязь», «Сибнефть», «ЕвразХолдинг», Сбербанк РФ, «Востокгазпром», банк УРАЛСИБ, Сибакадембанк, Омскпромстройбанк и др.

От имени коллектива «Зап-СибТранстелекома» хочу поздравить всех железнодорожников с профессиональным праздником.
Желаю всем профессиональных успехов, новых свершений, оптимизма и благополучия!
Виктор Лясман,
вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом»,
генеральный директор ЗАО «Зап-СибТранстелеком»

— Чем было обусловлено создание компании «Зап-СибТранстелеком»?

— В 1997 году в Министерстве путей сообщения встал вопрос о модернизации систем связи. На тот момент существовало более 90 тысяч километров медных, воздушных и прочих линий связи, которые были неспособны удовлетворить все возрастающие потребности министерства. МПС «затормозилось» в развитии: ему были необходимы перспективные современные технические системы безопасности, продажи билетов и диспетчерские службы, но не хватало технических средств для реализации этого потенциала. В результате была поставлена задача — построить новую волоконно-оптическую систему связи, которая позволила бы покрыть потребности МПС на ближайшие десятилетия. Для решения этой задачи было учреждено ЗАО «Компания ТрансТелеКом», а в рамках Западно-Сибирской железной дороги — ЗАО «Зап-СибТранстелеком». Практически за два года нами проложено более 3,5 тыс. километров оптоволоконного кабеля вдоль основных железнодорожных магистралей. Безусловно, строительство велось при непосредственном участии руководителей и специалистов железной дороги. На сегодня основная часть сети уже готова к работе, и мы плавно и безболезненно переходим от этапа строительства к этапу обслуживания и предоставления услуг связи.

— Какие наиболее интересные и полезные проекты были реализованы в последнее время при участии «Зап-СибТранстелекома»?

— Прежде всего, наличие современной магистральной сети позволило железной дороге шагнуть на новый этап развития. Например, ушло в прошлое правило, по которому купить билет на проходящий поезд можно было только за два часа до отправления. Сейчас система позволяет отслеживать реализацию в режиме реального времени. Это и централизация диспетчерской службы, в результате которой дежурный в Центре управления перевозками может управлять светофорами, стрелками, поездами за сотни километров друг от друга.

Недавно Министерством путей сообщения была внедрена информационно-вычислительная система ДИСПАРК. Она позволяет оптимизировать управление грузопотоками за счет контроля дислокации вагонного парка в реальном масштабе времени на полигонах железных дорог России, СНГ и стран Балтии. Дело в том, что зарубежные страховые компании при отправке контейнера хотят знать о пути следования груза с максимальной дискретностью. До недавнего времени это было невозможно: по телефону до каждой станции не дозвонишься — прошел там поезд или нет.

Кроме того, МПС приступило к созданию информационных систем, взаимодействующих с системами других видов транспорта. Внедряются системы взаимодействия припортовых станций и портов, например, станции Находка-Восточная и порта Восточный, станции и порта Новороссийск. Среди перспектив дальнейшего развития информационных технологий в транспортной логистике — создание глобальной трансъевразийской системы мониторинга грузов, решение проблем простоя транспорта на границах путем внедрения технологии Green Custom, основанной на электронном документообороте.

Все эти технологии позволяют Западно-Сибирской железной дороге снижать себестоимость и повышать свою конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта. Уверен, что нынешнее технологическое развитие ЗСЖД обусловлено в том числе и взаимовыгодным сотрудничеством с «Зап-СибТранстелекомом».

— Сейчас все большая доля в выручке ЗСТТК — средства от коммерческой деятельности компании. В связи с чем возникла необходимость оказывать коммерческие услуги?

— При строительстве оптоволоконной сети изначально ставилась задача, что этот дорогостоящий проект должен себя окупить. Конечно, МПС вкладывало деньги в развитие технологий, но было доказано, что услугами сети будут пользоваться и другие потребители. Сразу предполагалось, что сеть ТТК будет востребована не только как технологическая, но и как коммерческая.

Если в первые годы нашей работы основную часть оборота занимало строительство, то в 2002 году около 40% нашего валового оборота — это доходы от услуг связи, примерно по 30% — строительство и обслуживание сети. Наши акционеры продолжают ставить задачи по увеличению выручки от операторского бизнеса.

Сейчас, на первом этапе развития, нашими партнерами являются практически все операторы связи. Уже это дает нам определенную рентабельность и маржинальную прибыль. Однако в будущем мы видим основными клиентами крупных корпоративных заказчиков

— Каковы перспективы развития компании?

— У нас много проектов, в первую очередь связанных с транспортным сектором. В планах — объединение всех терминалов: транспортных, складских, таможенных — в единую коммуникативную сеть. Уже сейчас в Новосибирске создан единый диспетчерский центр управления, который позволяет диспетчерам координировать движение поездов в Западно-Сибирском регионе.

Действительность показывает, что большие возможности нашей сети уже оценило государство как опосредованный собственник «Компании ТрансТелеКом». Наша сеть востребована структурами Сибирского федерального округа, большинством силовых ведомств. Из примеров сотрудничества — недавняя видеопресс-конференция Леонида Вадимовича Драчевского, полномочного представителя президента в СФО. В ней приняли участие журналисты из Новосибирска, Кемерова, Омска, Барнаула, Читы, Красноярска, Иркутска, причем они могли не только задать свои вопросы полпреду, но увидеть на них ответы. Техническую и организационную поддержку пресс-конференции оказывали «Зап-СибТранстелеком» и четыре территориальные железные дороги: Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и Забайкальская.

Лиц. N 16055

На правах рекламы

Егор ИЗМАЙЛОВ


Comments are closed.

Так же в номере