Главная » Спецвыпуск » "Наша работа зависит от Омского НПЗ"

«Наша работа зависит от Омского НПЗ»

Крупнейшая в Омске железнодорожная погрузочная станция Комбинатская демонстрирует интеграцию двух крупнейших в регионе компаний — НК «Сибнефть» и Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД). О проблемах, возникающих на стыке нефтяного и транспортного бизнеса, корреспонденту «КС» ВЛАДИМИРУ КОМАРОВУ рассказал начальник станции ЕВГЕНИЙ ДОЛЖЕНКО.

80% всего объема отгрузок Омского отделения ЗСЖД приходится на продукцию «Сибнефти». Ежедневно Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) отправляет по железной дороге свыше 30 тыс. тонн ГСМ. Общий объем погрузки отделения — 650-680 вагонов в сутки.

На станции Комбинатская суточная погрузка составляет 570 вагонов. Станция отгружает все виды топлива. Здесь работают 220 человек. 8 маневровых локомотивов принадлежит МПС, три находятся в собственности «Сибнефти». В 1951 году, по распоряжению генерального секретаря ВКП(б) Иосифа Сталина, в Омске, на том месте, где сейчас расположен ОНПЗ, было решено построить крупнейший в СССР комбинат по производству этилового спирта. Строительство начали со станции, названной «Комбинатская». Вскоре на месте планируемого комбината возник нефтезавод.

— Евгений Геннадьевич, как планируется совместная деятельность ЗСЖД и ОНПЗ?

— Можно сказать, что работа Комбинатской почти полностью зависит от работы ОНПЗ. Ежемесячно с завода подается заявка на объемы отгрузок, в которой тщательно расписаны все виды продуктов и их количество, которое мы должны отгрузить. У «Сибнефти» сегодня порядка 6000 собственных или взятых в аренду вагонов. Если в 2000 году перевозка продукции собственными вагонами компании составляла около 12% от общего объема перевозок, то сегодня — уже почти 50%.

— С чем связано увеличение собственного парка?

— У МПС не хватает вагонов. Однако есть и другой аспект нашей работы. Порой приходится принимать быстрые решения по переформированию составов. Это происходит, как правило, по двум причинам. Первая — если завод забраковал свой продукт и не поставил его на станцию. Вторая — когда маршрут составляется таким образом, что эффективнее даже ненадолго задержать отправление одного нефтепродукта, но выиграть в целом, быстро отправив несколько составов с другим.

— От чего это зависит?

— От различных технологических нюансов. Например, цистерны, в которых перевозится дизельное топливо, не годятся для транспортировки бензина. Вагоны прибывают на станцию в парк приема, затем подаются на промывочно-пропарочную станцию (ППС), где происходит обработка цистерн и их проверка на коммерческую пригодность. Тщательно проверяются все клапаны и внутренняя поверхность на предмет остатка продукта. Особые сложности возникают с самолетным топливом (ТС), прямогонным бензином «Нафта» и газовым бензином, которые идут на экспорт. Мы готовим цистерны для этих видов топлива с особой тщательностью. Вагоны полтора часа стоят под паром, а затем внутрь них спускаются промывальщики и вручную очищают стенки цистерны.

— Многие заправщики обвиняют железную дорогу в том, что при загрузке и транспортировке смешиваются остатки предыдущего продукта с новыми партиями

Работа станции Комбинатская почти полностью зависит от работы Омского нефтеперерабатывающего завода

— Реальных причин быть недовольным качеством наших услуг я не вижу. Конкретные рабочие отвечают за конкретные цистерны, и вся информация хранится в нашей базе данных. В случае нашей ошибки мы обнаружим виновных очень быстро. К тому же ситуация на рынке труда диктует определенные условия, и халтурщики у нас уже давно не работают.

Если говорить про Новосибирск, то смешение бензина могло быть в прошлом, когда нефтебаза «Красный Яр» получала все виды дизельного топлива, а так же 80-й и 92-й бензин по одной трубе. Теперь же в Новосибирск 92-й, 96-й и 98-й бензин, зимнее дизельное топливо, масла, мазут и ТС идут только по железной дороге в отдельных емкостях.

— В какие еще регионы, кроме Новосибирска, вы производите отгрузку?

— «Сибнефть» полностью обеспечивает горюче-смазочными материалами Алтайский край. Большие объемы направляются в Красноярск. Очень много отгрузок идет в Прибалтику и Калининград. Отправляем нефть на экспорт в Германию, Францию. Вообще, в нашей работе больше прослеживается западное направление, туда уходит примерно 70% всех объемов. Таможенное декларирование, оформление маршрута и всех перевозочных документов происходит здесь.

— Как «Сибнефть» оплачивает ваши услуги?

— 100% «живыми» деньгами. Последние два года задержек оплаты не было. Вообще, грамотный менеджмент наших компаний привел к тому, что все вопросы на месте решают специалисты на уровне диспетчера. При этой системе нет необходимости посылать запросы в Москву по каждому поводу. Это как раз тот случай, когда две компании, подконтрольные разным министерствам, разных форм собственности, имеют одну цель.

— А с другими НК работаете?

— Теоретически мы можем работать с любыми нефтяными компаниями, однако это маловероятно, так как Комбинатская — тупиковая станция: сюда поступают только вагоны, которые везут топливо с ОНПЗ, а значит, от «Сибнефти».

Александр Бондарь, начальник службы погрузки нефтепродуктов НК «Сибнефть» в Омской области:

— Омский НПЗ ежесуточно производит определенный объем нефтепродуктов, и железная дорога должна предоставлять нам необходимое количество транспорта, чтобы эту продукцию отгрузить. В этом и заключается наибольшая сложность нашей работы, поскольку подвижного состава никогда не бывает в необходимом количестве. Поэтому нам часто приходится корректировать планы отгрузки продуктов с завода, не нарушая при этом общий график поставок. Эти проблемы решаем, как правило, на местном уровне, но иногда обращаемся в Управление ЗСЖД в Новосибирске с просьбой помочь Омскому отделению с подвижным составом. Сейчас работаем в основном с частными транспортными компаниями, арендуем у них подвижной состав, поскольку иметь собственный парк очень дорого. Так работают многие российские компании. Все идет к тому, что с каждым годом парк арендованных вагонов будет увеличиваться, а парк вагонов МПС — сокращаться. Думаю, после того как закончится реорганизация МПС, каждая крупная компания будет либо иметь свой парк, либо арендовать вагоны у транспортных фирм. А у МПС останется функция перевозчика.

Владимир КОМАРОВ


Comments are closed.

Так же в номере