Главная » ИТ » Борьба за доли процента

Борьба за доли процента

Борьба за доли процента

По итогам 2013 года на сибирском рынке сотовой связи удалось вырваться вперед компаниям МТС и «МегаФон». Оба оператора за второе полугодие укрепили свои позиции в регионе. Кроме того, начало 2014 года ознаменовалось появлением нового крупного федерального оператора на базе мобильных активов Tele2 и «Ростелекома». Готовы ли участники рынка к «переделу границ», как будут распределяться их «силы» в дальнейшем, если борьба идет уже за доли процента, — в материале «КС».

В распоряжение «КС» попали данные аналитического агентства J’Son & Partners Consulting по долям рынка операторов сотовой связи в СФО и непосредственно в Новосибирской области по показателю абонентской базы в сегменте В2С.

Согласно этим данным, проникновение сотовой связи в Сибирском регионе показало прирост в 1 п. п. по сравнению с первым полугодием 2013 года и составило 159%. Непосредственно в Новосибирской области этот показатель достиг отметки в 179%. Тем самым местный рынок голосовой связи уже второе полугодие подряд демонстрирует стагнацию, а доли операторов практически стоят на месте. По мнению аналитиков, в таких условиях дальнейший рост позиций игроков возможен только через продажи пакетов услуг. «Голосовая связь уже не растет, поэтому основной уклон делается в сторону мобильного широкополосного доступа в Интернет (ШПД), контента, ТВ-услуг. Также часть абонентов будет подключаться к сетям четвертого поколения, как только в продаже будет достаточно устройств», — комментирует ситуацию генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Передел границ

Первое место и в целом по СФО, и по Новосибирской области традиционно удержала компания МТС. В конце 2013 года доля оператора в СФО составила 29%, что на 1 п. п. больше показателя первого полугодия. Если же сравнивать ситуацию с аналогичным периодом 2012 года, то доля «красно-белых» в СФО выросла сразу на 3 п. п. В Новосибирской области абонентская база оператора осталась на уровне показателей начала 2013 года и составила 38%. В самой же компании отмечают, что занимают 1-е место и в сегменте мобильной передачи данных — как по доходам от использования мобильного Интернета, так и по количеству пользователей услуги. «Интернет-трафик сети МТС в Сибири за год вырос в 1,7 раза, в Новосибирской области — в 2 раза», — комментирует позиции компании директор филиала «МТС Сибирь» Александр Соловенчук.

Абонентская база оператора в Сибири неплохо растет и за счет своих 4G LTE сетей. Как отмечают в самой компании, ежемесячный прирост трафика в сетях 4G составляет 40%. Сети четвертого поколения МТС уже работают в городах Красноярского края и Новосибирской области, а во втором полугодии 2013 года оператору удалось подключить к LTE и «столицы» двух крупнейших регионов в СФО — Красноярск и Новосибирск.

В 2014 году «МТС» планирует и дальше развивать высокоскоростные сети в регионах Сибири, в том числе благодаря возможностям интеграции инфраструктуры с сетями 3G.

Тем временем на второй строке рейтинга сотовых операторов в СФО произошли показательные перестановки. По итогам 2013 года вторую строчку рейтинга с показателем доли по абонентской базе в 21% заняла компания «МегаФон», сместив ближайшего конкурента «Вымпелком» на третье место. Стоит отметить, что утерянные позиции «черно-желтый» оператор уверенно удерживал в течение нескольких лет. «Зеленый» же оператор по сравнению с первым полугодием 2013 года увеличил свою долю по показателю абонентской базы на целых 3 п. п., что превышает показатель 2012 года. В областном рейтинге «МегаФон» три полугодия подряд занимает третье место с показателем 17%, что на 1 п. п. превышает результат начала 2013 года.

Свой существенный прирост на рынке Сибири и усиление позиций в Новосибирске «МегаФон» объясняет несколькими факторами. «Во-первых, важную роль сыграла наша ставка на сегмент мобильного Интернета. С 2009 года, когда другие операторы заморозили инвестиции, мы, наоборот, сделали существенные инвестиции в инфраструктуру и сеть, что позволило нам предлагать наиболее быстрые и качественные услуги 3G- и 4G-Интернета», — комментирует директор по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Денис Маликов. По внутренним данным компании, выручка Сибирского филиала «МегаФон» от услуги мобильного Интернета по сравнению с 2013 годом выросла в два раза и составила 100%.

Таким образом, при почти не развивающемся рынке голосовой связи оператор активно растет за счет рынка передачи данных, увеличивая выручку и долю проданных SIM-карт. «Абонент может пользоваться голосовой связью своего привычного оператора, но при этом иметь SIM-карту «МегаФона» в модеме или планшете», — поясняют свою тактику в компании.

В начале 2013 года «Мегафон» подключил к LTE-сетям Омск и Горно-Алтайск, и уже во втором полугодии в Омске зарегистрировались первые 5000 абонентов. Примечательно, что достигнуть этих показателей в Омске удалось в 3–4 раза быстрее, чем в 2012 году в Новосибирске. По мнению оператора, подобный рост 4G спровоцировал приспособившийся к нуждам потребителя ассортимент оборудования в компании.

«Если в 2012 году в Новосибирске мы выходили на рынок, по сути, всего с одним USB-модемом, то при запуске в Омске абонентам было доступно уже около 30 устройств 4G. Ведь, как нам известно, при сопоставимой стоимости 3G- и 4G-трафика на популярность продукта влияет такой важный фактор, как ассортимент оборудования», — комментирует Денис Маликов. По его мнению, не последнюю роль в достигнутых показателях сыграл и рост количества пользовательских устройств с поддержкой 4G — смартфонов и планшетов.

Однако, как считает оператор, развитию сетей 4G препятствует высокая цена пользовательских устройств, поддерживающих стандарт LTE. На сегодняшний день минимальная стоимость вендорских 4G-смартфонов (Nokia, LG, Samsung) в рознице не опускается ниже 10 000 рублей. Чтобы повлиять на ситуацию, оператор намерен запустить в 2014 году линию доступных гаджетов с поддержкой LTE — как смартфонов, так и планшетов. «Мы планируем воздействовать на стоимость 4G-смартфонов так же, как повлияли на рынок смартфонов 3G год назад. Сейчас мы ведем переговоры с производителями», — отмечает Денис Маликов.

В свою очередь компания «Вымпелком», несколько лет занимавшая вторую строчку регионального рейтинга, по итогам 2013 года переместилась на третью позицию. За второе полугодие доля оператора по абонентской базе в СФО сократилась на 1 п. п. и составила 20%, уступив второе место компании «МегаФон». По Новосибирской области доля «черно-желтого» оператора второй год подряд остается неизменной и составляет 15%, что соответствует четвертой позиции в рейтинге. В самой компании с такими оценками не согласны. «Касаясь приведенных цифр аналитического агентства, скажу, что эти данные не совпадают с нашими оценками: в Сибирском регионе мы занимаем вторую позицию по доле абонентской базы», — комментирует региональный директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» Сергей Козерод. По его словам, 2013 год прошел для компании в положительном ключе — по итогам IV квартала 2013 года доля оператора выросла еще на 1% и составила 56,5 млн клиентов в России. Комментируя свои показатели в СФО, в компании отмечают рост пакетных предложений: «Важным для нас достижением является рост проникновения пакетных предложений среди абонентов «Билайн» Сибири: за год этот показатель увеличился практически в 1,5 раза. Это означает, что в нашей базе появляется все больше абонентов с более долгим «сроком жизни».

Немаловажным фактором роста для оператора выступают и технологии LTE. К февралю 2014 года в Сибири оператор смог увеличить ежемесячный объем трафика передачи данных всех сетей в 2,2 раза больше своего прошлогоднего показателя. Стоит отметить, что Республика Алтай стала первым регионом в Сибири, где в октябре 2013 года «ВымпелКом» запустил сеть четвертого поколения. И теперь оператор наблюдает троекратный рост интернет-трафика, ежемесячно потребляемого своими абонентами в Республике Алтай (при сравнении показателей февраля 2013-го и 2014 гг.).

В 2014 году «Вымпелком» планирует запускать технологию 4G и в других крупнейших городах Сибири. При этом много времени и сил оператор планирует уделять дальнейшему совершенствованию сетей 3G. Уже 98% базовых станций третьего поколения компании переведены на расширенный функционал HSPA+, который обеспечивает скорость передачи данных до 21,6 Мбит/сек, повышает пропускную способность сетей, а также улучшает качество голосового сигнала.

Замыкают региональный рейтинг сотовых операторов «обрусевший» Tele2 и «Ростелеком». У обеих компаний показатели оказались не столь радужными. Так, доля первого по показателю абонентской базы по итогам 2013 года составила 16%, что на 1 п. п. меньше результата первого полугодия. В свою очередь «Ростелеком» упал на 1 п. п. с 15% до 14%. В Новосибирской области Tele2 по-прежнему занимает второе место с показателем 30%, хотя и здесь доля компании сократилась на 1 п. п. В самой компании комментировать свои результаты на местном сотовом рынке отказались, отметив лишь, что особое внимание оператор в последнее время уделял росту экономических показателей, а не величине абонентской базы. Отказались комментировать свои позиции и в сибирском подразделении «Ростелекома».

Четвертая сила

Важнейшим, но более чем ожидаемым событием на рынке стала интеграция мобильных активов «Ростелекома» и Tele2. 28 марта текущего года было официально подтверждено, что самый крупный российский телекоммуникационный оператор передал свои мобильные активы под операционный и финансовый контроль «Tele2 Россия» (ksonline.ru/news/-/id/16058). Семь дочерних сотовых компаний «Ростелекома», из которых две — «Байкалвестком», «Енисейтелеком» — предоставляют услуги в СФО, фактически уже перешли в распоряжение «Tele2 Россия». Также известно, что прежние и новоприбывшие активы компании продолжат работу под брендом «Tele2». Однако ребрендинг уже не за горами. По договору, заключенному между головной компанией Tele2 и Банком ВТБ как покупателем российской «дочки» Tele2, компания может использовать свой бренд не более 10 лет с момента сделки (ksonline.ru/news/-/id/12741/). Что, впрочем, тоже понятно и логично, поскольку с прошлого года «Tele2 Россия» является совершенно независимой от шведов компанией, и ее политику определяют нынешние акционеры — глава Банка России Юрий Ковальчук, глава «Северстали» Алексей Мордашов и Банк ВТБ.

В самом операторе позитивно оценивают свои перспективы на рынке. «Появление нового федерального оператора мобильной связи открывает перед абонентами широкие возможности, — комментирует ситуацию генеральный директор макрорегиона Сибирь компании «Tele2 Россия» Алексей Ноздрин. — Объединение лицензионных, технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов и возможностей двух компаний позволит в короткие сроки развернуть на всей территории России и в том числе в Москве современные и мощные сети мобильной связи, объединяющие распространенные стандарты 2G (GSM), 3G (UMTS/HSPA) и 4G (LTE)». И действительно, как только Tele2 стала российской компанией, перед ней открылись долгожданные двери в столицу.

Как уверяют в компании, по мере консолидации активов в Tele2 возможны дальнейшие кадровые изменения. На должность генерального директора «Tele2 Россия» уже назначили бывшего заместителя гендиректора «Северстали» по финансам и экономике Михаила Носкова. Ранее занимавший эту должность Александр Провоторов (до этого возглавлявший «Ростелеком») теперь назначен первым заместителем гендиректора «Tele2 Россия». Сибирское подразделение оператора по-прежнему возглавляет Алексей Ноздрин, который ранее также имел опыт работы в структурах «Ростелекома» (ранее — «Сибирьтелекома»).

Тем временем крупные локальные игроки обсуждают возможные последствия появления на региональном рынке четвертой силы. Большинство операторов с уверенностью смотрят на грядущий «передел границ». «В ряде регионов Сибири «Мегафон» уже давно конкурирует на рынке мобильной связи с Tele2 и мобильными активами «Ростелекома» (например, ЕТК в Красноярске). Поэтому в нашей работе изменений не планируется», — комментирует Денис Маликов.

Подобной позиции придерживаются и в компании «Вымпелком». По словам Сергея Козерода, в стратегии развития «черно-желтого» оператора уже давно учтена возможность появления четвертого игрока.

Некоторые операторы даже прогнозируют неудачу нового альянса на голосовом рынке. «Объединение активов компаний может привести только к снижению конкуренции. Кроме того, в регионах «Tele2» и «Ростелекому» будет необходимо объединить сети, а это долгий и сложный процесс. Мы не ожидаем существенного демпинга: СП не может долго работать в убыток для акционеров и демонстрировать отрицательную операционную прибыль из-за того, что выручка не будет покрывать расходов на интерконнект», — комментирует ситуацию один из участников рынка на условиях анонимности.

Однако уверенность операторов «большой тройки» разделяют далеко не все. По мнению аналитиков, при активной работе новый игрок сможет составить достаточно сильную конкуренцию участникам рынка. «Я думаю, что оператору вполне реально занять долю в 17–20% на рынке СФО, — считает генеральный директор аналитического агентства «Телеком дейли» Денис Кусков. — Если раньше Tele2 соперничала с «большой тройкой» только по «голосу», то теперь сможет противостоять по всем технологиям, включая и более низкие цены при как минимум не худшем, а иногда и лучшем качестве связи.

Позицию аналитиков разделяет и сам виновник дискуссии. Tele2 уже сейчас работает в четырех регионах СФО, и, по признанию его сотрудников, соседство с пятью операторами сотовой связи на территории округа его ничуть не страшит: «Вскоре под бренд Tele2 перейдут 14 миллионов сотовых абонентов «Ростелекома», увеличив нашу абонентскую базу до 38 миллионов абонентов. В 2018 году мы должны стать третьими по абонентской базе в России», — прогнозирует Алексей Ноздрин.

По мнению представителей компании, создание нового федерального оператора будет способствовать росту конкуренции на российском телекоммуникационном рынке, улучшению качества и повышению доступности услуг мобильной связи и, как следствие, сокращению цифрового неравенства.



Comments are closed.

Так же в номере