Главная » ИТ » «Сибирский регион может стать точкой роста для всей компании»

«Сибирский регион может стать точкой роста для всей компании»

Группа компаний «Вымпелком» последнее время неоднократно находилась в центре внимания в связи с многочисленными вариантами покупки различных крупных сибирских интернет-провайдеров, включая новосибирский «Новотелеком», барнаульские «Интелека» и «Энтер». Тем не менее, на рынке сотовой связи в Сибири за прошедший год «Билайн» немного ослабил позиции. Так, по данным J’Son&Partners Consulting, в том же Новосибирске оператор занимает только 4 место по показателю абонентской базы физлиц. О том, как оператор планирует восстанавливать позиции в Сибири, будет ли проводить ребрендинг приобретенных провайдеров и о том, как изменится бизнес компании в связи со слиянием «Вымпелкома» с итальянским Wind корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказала генеральный директор ГК «Вымпелком» ЕЛЕНА ШМАТОВА.

— Как вы оцениваете итоги 2010 года для компании? Удалось ли достичь желаемых показателей? Какие цели Вы ставите перед собой на 2011 год?

— Для нас, как и для многих российских компаний, прошедший год был непростым по многим причинам. Страна постепенно восстанавливалась от последствий мирового финансового кризиса и экономическая ситуация во многих российских регионах оказывала влияние и на наш бизнес. Тем не менее, в 2010 году мы смогли увеличить как доходность, так и абонентскую базу и показать высокие результаты по эффективности. Но скажу честно, в мобильном сегменте компания развивалась чуть медленнее, чем нам бы хотелось. Поэтому мы разработали план действий по укреплению наших позиций на рынке и уже приступили к ее реализации. Во второй половине 2010 года мы значительно увеличили инвестиции в строительство сетей «третьего поколения» и ШПД, что положительно сказалось на росте доходов от передачи данных. В этом году будем сохранять такие же высокие темпы по развитию нашей сети на всех уровнях: мобильной, фиксированной и транспортной.

— Довольны ли вы текущей деятельностью и результатами работы Вашего сибирского подразделения? Насколько для «Вымпелком» перспективен сибирский регион?

— Нельзя сказать, что мы в полной мере довольны результатами работы наших сибирских подразделений. Однако сейчас в большинстве филиалов есть заметные положительные тенденции по увеличению абонентской базы и финансовых показателей. Сибирский регион, безусловно, перспективен, исходя из емкости рынка фиксированного и мобильного бизнеса, и может стать точкой роста для бизнеса всей компании. Поэтому мы существенно наращиваем инвестиции в развитие сети и расширение каналов дистрибуции, а также в развитие и продвижение новых продуктов и услуг.

— Какова доля «Вымпелком» по показателю абонентской базы в Сибири в сравнении со всероссийской? Какова доля «Вымпелком» по показателю выручки в Сибири в сравнении со всероссийской? Насколько сопоставим ARPU по Сибири в сравнению с всероссийским?

— Доля рынка «Вымпелком» по абонентской базе и выручке в Сибири выше, чем в среднем по России. Однако размер среднего счета абонента (ARPU, считается помесячно — прим ред) в Сибири ниже общероссийского показателя. Это объясняется высоким влиянием показателей Московского региона, где профиль пользования и потребности в связи значительно отличаются, на общероссийскую цифру.

Во всех филиалах выпущены простые и выгодные тарифные планы «без звездочек» и скрытых платежей, которые не менялись более полугода и благодаря этому активно набирают абонентскую базу. Например, на тарифе «Разоблачение» в Омске и Новосибирске уже почти по 100 тыс. абонентов. Если говорить о передаче данных, то количество пользователей модемов по Сибирскому региону за год увеличилось более чем в 2 раза.

— По данным J’Son&Partners Consulting, по итогам 2010 года «Вымпелком» по показателю абонентской базы занял в Новосибирске только 4-е место после «МТС», «TELE2», «Мегафон». В то же время в соседнем Барнауле «Вымпелком» занимает 1 место по абонентской базе. С чем, на ваш взгляд, связаны такие различия, и как вы намерены отвоевывать рынок у конкурентов в Новосибирске?

— Результаты исследований бывают не всегда точными, поскольку нет единой системы подсчетов абонентской базы: один оператор считает активную базу за три месяца, другой — за один, а кто-то вообще считает только общее количество проданных сим-карт. Но в целом, конечно, произошло определенное перераспределение абонентской базы в связи с выходом нового игрока на рынок. Насколько значительно это перераспределение — вопрос точности исследований.

Что касается различия ситуации в соседних регионах, то они связаны с массой факторов. Тут и количество игроков, время и порядок выхода операторов на рынок, уровень доходов населения и т. д. Сейчас конкуренция намного жестче, чем годом ранее, а цены на мобильную связь во многих регионах достигли весьма низких значений. Мы считаем, что у нас есть потенциал к увеличению доли на рынке не только в Новосибирске, но и во всех филиалах Сибирского региона. Ключевым акцентом привлечения абонентов для нас является ориентированность на потребности клиента, вывод простых и выгодных тарифных решений, качественная сеть 3G и широкий спектр предложений для мобильного интернета.

— Каковы вообще планы «Вымпелкома» по развитию в Сибири в сегменте ШПД? На какую долю рынка компания планирует выйти по итогам года?

— Согласно нашим планам, в каждом доме, подключенном к сети ШПД «Билайн», не менее 25% квартир должны стать пользователями нашей услуги. А если учесть, что на рынке каждого города работают не менее 5 крупных операторов, можно говорить, что мы рассчитываем на первое место по доле рынка в нашей зоне покрытия.
На данный момент ведется расширение сети в городах текущего присутствия, а также расширение линейки продуктов, которые мы можем предложить людям. В этом смысле мы очень рассчитываем на «Билайн» ТВ, которое может стать для абонентов одним из ключевых факторов в выборе нас как поставщика услуг связи.

— Насколько нам известно от участников рынка и представителей самого «Вымпелкома», в настоящее время в завершающей стадии находится сделка по покупке «Вымпелкомом» самого крупного новосибирского провайдера по величине абонентской базы — компании «Новотелеком». В какой стадии сейчас находится сделка и какова будет доля «Вымпелкома» в Сибири и конкретно в Новосибирске после ее осуществления?

— Мы не комментируем сделки, которые не завершены. Но в целом, нас привлекают хорошие активы в приоритетных регионах, которые позволят нам быстро увеличить абонентскую базу.

— Объектами покупки «Вымпелкома» в регионах России нередко становятся крупные провайдеры с высокой стоимостью собственных брендов и высокой известностью в своих регионах. В случае покупки таких провайдеров с целью дальнейшей интеграции в свою структуру, оправдано ли проведение ребрендинга сразу после покупки? Или же этот вопрос зависит от отдельно взятых провайдеров и решается в индивидуальном порядке?

— Такой вопрос часто возникает при покупке местного провайдера и последующей его интеграции. Как правило, мы, спустя полгода-год проводим ребрендинг, так как локальный бренд по силе не может сравниться с брендом «Билайн». В предыдущие годы для провайдеров, занимающих ведущие позиции на локальных рынках, мы допускали кобрендинг. В этом случае на рынке существовали одновременно два бренда. Такое совместное существование было с брендом «Голден Телеком». Но затем старый бренд неизбежно вытеснялся брендом «Билайн». Реакция клиентов при этом была скорее положительной, ведь мы несем не только новый бренд, но и новые возможности. Идея любой интеграции и ее ценность для клиента как раз и заключается в расширении набора представляемых услуг и их качества. А глобальный игрок или игрок федерального масштаба всегда может предложить абонентам больше возможностей, чем локальный.

— Некоторые участники рынка сетовали на то, что «Вымпелком» продвигает услуги ШПД с использованием рекламной концепции, характерной для рынка сотовой связи. В результате многие потребители так и не обратили внимание на то, что «Вымпелком» предлагает и услуги ШПД. В связи с этим, планирует ли «Вымпелком» вырабатывать отдельную маркетинговую концепцию для продвижения ШПД?

— Это вопрос скорее определенных потребительских стереотипов. Клиенты пока еще недостаточно осведомлены о том, что «Билайн» — это универсальный оператор, предлагающий не только услуги сотовой связи. Для смены потребительских представлений о возможностях компании необходимо, чтобы прошло время. Разумеется, в наших интересах максимально ускорить этот процесс.

— Как вы намерены расширять направление конвергентных продуктов и услуг?

— Уже сейчас мы можем предложить целый спектр решений, благодаря которым клиенты могут сэкономить свое время, получая все услуги «в одном окне», а также существенно снизить свои расходы. Очень много подобных решений внедряется для корпоративных клиентов. Можно сказать, что B2B-подразделения компании являются пионерами этого процесса. Но и простых абонентов мы тоже не забываем. Для наших мобильных абонентов действует специальное предложение в области проводного доступа в Интернет — более высокая скорость за те же деньги. «Билайн» ТВ для наших ШПД абонентов также обходится дешевле. Не стоит также забывать, что все услуги «Билайн» можно подключить или оплатить в наших фирменных офисах, которых много. В ближайшее время мы выводим дополнительные решения для пользователей проводного интернета и мобильной связи, а также развиваем такие решения как FMC и FMTN.

— Каковы ваши планы по развитию розничной сети «Вымпелкома» в России и в частности в Сибири? Сколько магазинов может быть открыто в Сибири в этом году? Занимаетесь ли Вы развитием сети самостоятельно, или магазины открывает «Евросеть»?

— В целом по России мы планируем увеличить количество монобрендовых салонов, но не существенно. Однако, мы намерены сфокусироваться на повышении качества работы собственных офисов, которое зависит от целого комплекса факторов. Мы будем анализировать расположение салонов и в случае необходимости переносить их в более привлекательные места с точки зрения продаж и предоставляемых услуг. Также мы планируем увеличивать спектр сервисов, предоставляемых клиентам, расширять продуктовую линейку и применять новые технологии продаж дополнительных услуг, адресно предлагая клиенту наиболее интересные, исходя из его потребительской, если можно так сказать, истории.

Весь 2010 год мы работали над повышением качества собственных офисов, сейчас мы продолжаем этот процесс, уже привлекая «Евросеть».

— Верно ли, что часть магазинов «Связного» могут в течение ближайшего времени перейти под бренд «Билайна»? Если да, то о каком количестве магазинов идет речь?

— У нас есть договоренности с «Евросетью» об открытии для нас до 1000 салонов до конца 2011 года. Подобных договоренностей со «Связным» у нас нет.

— В связи с проходящими на общемировом уровне процессами консолидации Vimpelcom LTD с Orascom Telecom Holding S. A. E. и Wind Telecomunicazioni S. p. A претерпит ли какие-либо изменения бизнес компании в России? В частности почувствуют ли какие-либо изменения абоненты в России?

— Концепция объединения состоит в том, что операции в разных странах останутся высоко автономными. Но очевидно есть несколько процессов или функций, которые будут централизованно координироваться. Первый — это финансовая отчетность и управление финансовыми средствами с учетом долговой нагрузки. Поскольку финансовые рынки сейчас глобальны, целесообразно, чтобы международная компания управляла денежными средствами также глобально.

Вторым важным моментом является стандартизация технологий и централизация закупок, что позволит нам гораздо более последовательно реализовать синергетический эффект от слияния в одну группу. Например, мы надеемся, что цены на оборудование используемое во всех сетях, которые нам удастся извлечь через централизованные закупки, будут гораздо ниже, чем те, которые сейчас получает каждый из участников этой сделки в отдельности.

Также на уровне холдинга будут присутствовать функция по взаимоотношениям с инвесторами, что также вполне объяснимо, поскольку именно холдинговая компания является публичной и имеет листинг на Нью-Йоркской бирже. Все остальные операционные вопросы остаются в ведении бизнес-единиц и локального менеджмента. Разумеется, мы будем привлекать экспертизу компаний — участниц группы, если будем чувствовать, что это может быть полезным. Но в целом ни для российского «ВымпелКома», ни для его абонентов никаких изменений не предвидится. Разве что — только к лучшему!

— Улучшатся ли условия роуминга для абонентов «Билайн» в Италии, Греции, Африке и других регионах присутствия Wind Telecomunicazioni и Orascom Telecom?

— Допускаю, что определенные шаги в гармонизации роуминга будут. Надеюсь мы сможем сделать привлекательные предложения нашим абонентам при поездках в Италию и, хочется верить, в другие страны.

— В связи с предстоящим объединением Vimpelcom LTD с Orascom Telecom Holding S. A. E. и Wind Telecomunicazioni S. p. A сохранит ли каждый из телекоммуникационных операторов свой бренд? Планируется ли в будущем приводить Vimpelcom, Orascom, Wind и КиевСтар под общий единый телекоммуникационный бренд?

— Пока это не планируется делать, насколько я знаю, но в дальнейшем я этого не исключаю.

«Континент Сибирь» №16-17(709-710), 29 Апреля 2011 года



Comments are closed.

Так же в номере