Главная » Экономика » «Не буду удовлетворен, пока наш ВРП не достигнет одного триллиона рублей»

«Не буду удовлетворен, пока наш ВРП не достигнет одного триллиона рублей»

Отвечая на вопросы «Континента Сибирь», губернатор Новосибирской области Василий ЮРЧЕНКО высказался о приоритетах экономической и инвестиционной политики областного правительства и изложил своё видение того, как должна осуществляться поддержка строительного комплекса. Не остались в стороне и политические вопросы.

— Хотелось бы начать со строительной отрасли. В прошлом году была дискуссия вокруг взаимодействия областной власти и компаний, работающих в этой сфере. Застройщики высказывали мнение, что формы поддержки отрасли могут быть откорректированы. Сейчас, по итогам прошлого года и первого квартала этого, как вы оцениваете результаты тех мер, которые были приняты, в какой степени благодаря программам поддержки обеспечены хорошие результаты работы строительного комплекса в 2011 году?

— В 2011 году результаты работы строительного комплекса неплохие, ввод жилья составил 1 млн 480 тыс. кв. метров по области, тогда как планировали 1 млн 350 тысяч. Темпы очень даже приличные, и по многим статистическим показателям, например, по вводу одного квадратного метра на жителя, мы находимся выше среднего общероссийского уровня. Этот результат достигнут и по конкретным муниципальным образованиям, и по области в целом.

Меры государственной поддержки были и будут направлены не на поддержку отрасли, а на поддержку граждан, приобретающих жилье в многоэтажных, многоквартирных домах и домах индивидуальной застройки. Можно говорить, что программа стимулирования спроса поддерживает и строителей, но косвенно. В чистом виде, напрямую, мы строителей поддерживаем тогда, когда областная власть или органы местного самоуправления выступают заказчиками жилья для определенных категорий граждан. Это ветераны Великой Отечественной войны, бюджетники, дети-сироты и другие льготные категории.

Достаточно или нет мер поддержки строительной отрасли? Объем продукции строительного комплекса — порядка 70 млрд рублей в год. Для того чтобы существенно влиять на отрасль, нужны адекватные цифры: десять или двадцать миллиардов рублей. Мы таких денег в отрасль не направляем и направлять не будем, это было бы неправильно. И возможности такой у бюджета объективно нет. Хотя многие строители скажут: мало того, что делается, надо больше, мы создаем мультипликативный эффект. Эта точка зрения мне известна, я ее обсуждал с некоторыми руководителями строительных компаний. Но невозможно развивать отрасль одним государственным бюджетным ресурсом, бюджет должен стимулировать вложения всех участников процесса.

— Высказывается аргумент, согласно которому в стоимости жилья значительную долю занимают инфраструктура площадок, различные коммуникации, и когда человек покупает жилье, он вынужденно вкладывает деньги в то, что ему реально не принадлежит. Утверждается, что эти расходы бюджет должен брать на себя.

— Безусловно, муниципалитеты, чтобы получить максимальный эффект для бюджета, должны предоставлять подготовленные площадки, когда реализуют земельные участки под жилищное строительство. Но если бюджет инвестирует в земельный участок, проведет все коммуникации, это также отразится на стоимости земли. Продавать ее, не учитывая в цене этих вложений, не получится, это вызовет вопросы и прокуратуры, и контрольно-счетной палаты. И, таким образом, затраты на обустройство, которые сегодня несет застройщик, в любом случае перейдут в стоимость квадратного метра жилой площади. Для того чтобы повысить доступность жилья, необходимо обустраивать площадки, в том числе и силами организаций, которые дальше будут предоставлять услуги: поставлять электроэнергию, тепло, воду и все остальное. У них есть стимул — рост выручки. Это должно включаться в инвестиционные и производственные программы хозяйствующих субъектов, естественных монополий или поставщиков коммунальных услуг, которые стремятся к расширению бизнеса.

Мы сегодня над этим очень серьезно работаем. Инвестиционная программа для ЗАО «РЭС», которую я утвердил, рассчитана на 22 млрд рублей. Источники — средства собственников компании и долгосрочные тарифы. То есть приняты меры, чтобы это не легло тяжелым бременем на потребителя. Вот такая позиция сегодня у правительства области.

— Обеспечение жильем льготных категорий граждан — это тоже, наверное, серьезная поддержка отрасли?

— Мы реализуем сегодня в соответствии с Указом Президента России большую программу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В этом году жилье получили 134 ветерана. Всего за период реализации Указа жилье предоставлено 3299 ветеранам на сумму порядка 3 млрд 800 млн рублей.

В очереди сегодня еще 600 с лишним человек. Это связано с тем, что еженедельно ветераны, вдовы встают на учет. К примеру, за прошлую неделю на очередь встали 11 человек. Из федерального бюджета мы получаем субвенцию на эту программу. Все, что получаем, сразу доводим до муниципалитетов, и те предоставляют или субсидию гражданам, и они сами решают, что покупают, или строится жилье. Это серьезная поддержка.

Также реализуется программа по обеспечению жильем детей-сирот, врачей, учителей, работников культуры. Мы провели ряд переговоров с министерством обороны, чтобы строилось больше жилья по программе обеспечения военных, это тоже работа нашим строителям. Раз есть заказчик, какая им разница, кто платит? Поэтому мы работаем по всем направлениям, чтобы федеральные структуры заказывали: и внутренние войска строили, и управление внутренних дел, и все остальные. Стараемся, чтобы все деньги пришли на территорию и здесь наши строители получили заказ на строительство жилья.

— Какие еще есть программы по государственной поддержке граждан в решении жилищного вопроса? Какова тенденция по сравнению с прошлыми годами?

— Активно работает программа по господдержке индивидуального жилищного строительства в сельской местности. В прошлом году мы внесли изменения, и теперь участвовать в программе могут не только жители малых сел, но и райцентров. Размер безвозмездной субсидии из областного бюджета составляет 400 тысяч рублей. Это очень серьезно простимулировало рынок. Уже оформлены 6797 субсидий, преображается облик многих населенных пунктов. Жители строят хорошие, современные дома, что сразу заметно. Тяжело это для бюджета или нет? Суммы значительные, но это улучшение качества жизни людей, что для нас самое главное. А с учетом того, что доходы населения на территории сельских районов не очень высоки, это серьезная, реальная поддержка государства в улучшении жилищного фонда и условий проживания людей.

Еще одно относительно новое направление — арендное жилье. Сейчас строим два дома. Я думаю, что это будет позитивно воспринято рынком, и начнется коммерческое строительство такого жилья в качестве долгосрочного вида бизнеса. Ну и, может быть, менталитет людей изменится, поскольку все сразу хотят приобретать жилье в собственность, а собственность — это не только благо, это еще и ответственность, в том числе финансовая. Арендное жилье содержит собственник, и оно не привязывает человека к месту. Повышается мобильность населения.

— Если коснуться близко расположенной темы фонда модернизации ЖКХ НСО — тут некая интрига образовалась в связи с признанием неудовлетворительной его работы. Какова ваша оценка ситуации на данный момент?

— Сегодня меня не совсем удовлетворяет работа областного фонда. И мы уже обсуждали его деятельность со специалистами министерства строительства и ЖКХ. Согласен с некоторыми выводами и контрольно-счетной палаты, и депутатов Заксобрания. Но не со всеми. Безусловно, фонд будет работать, но будут изменены некоторые принципы его работы. Он станет в большей степени, я бы сказал, рыночным инструментом, не только распределителем бюджетных средств. Меня это никогда не устраивало и не устраивает, поэтому логика, в которой работал фонд до 2012 года, будет изменена. Его задача — привлекать частные инвестиции.

— Руководство фонда останется на месте?

— Рассмотрим. Это акционерное общество, там есть совет директоров, проведут собрание, примут решение.

— Что является локомотивом новосибирской экономики? Кто-то, например, считает, что строительство, и сами строители любят эту мысль высказывать. Что вы рассматриваете в качестве приоритетных направлений, за счет которых область в ближайшие год-два продвинется наиболее сильно в экономическом плане?

— С учетом того, что у нас очень диверсифицированная структура экономики, я не хотел бы кого-то особо выделять. Приоритет тем отраслям, где создается добавленная стоимость, а она создается и в промышленности, и в транспортно-логистическом комплексе, и в торговле…

Безусловно, особое значение придается агропромышленному комплексу, потому что от его успешной работы и развития зависят большие территории, большое количество людей.

И, конечно, главное преимущество нашей области — мощный научно-образовательный комплекс.

В целом, нет неважных отраслей, мы с каждой из них работаем и считаем, что даже если она небольшую долю занимает в структуре ВРП, она тоже значима. Конечно, для Новосибирской области важна и сфера услуг — это тоже важная составляющая новосибирской экономики. Наше счастье в том, что мы не зависим от одного налогоплательщика и одной отрасли. Но это добавляет работы.

— Но, тем не менее, по поддержке стройиндустрии, сферы производства стройматериалов готовится специальная программа. Совместно с министерством строительства и ЖКХ мы обсуждали ее недавно на круглом столе. Предполагаются ли еще такие программы по отдельным направлениям, в том числе промышленности?

— У нас есть программы государственной поддержки промышленности и не только промышленности, а вообще всего реального сектора, который занимается технологическим переоснащением. Она работает, действует. Многие руководители говорят мне: побольше бы туда денег. Согласен, больше денег, больше было бы эффекта. Но мы должны рассчитывать только на свои силы. Будем работать лучше, увеличим масштаб экономики, больше сможем выделять, в том числе на отраслевые программы.

— А «будем лучше работать» — это в том числе к ним, к руководителям бизнеса, относится?

— И к ним, конечно, ко всем: и к власти, и к бизнесу. Мы очень сильно связаны. Если власть будет проводить неэффективную политику развития региона, значит, начнут сокращаться инвестиции, перестанет расти валовой региональный продукт. Если бизнес останется неудовлетворенным тем, что делает власть, это сразу отразится на основных показателях. Но так как сегодня бизнес реализует новые проекты, масштабирует и увеличивает существующие, значит, власть все-таки задает правильные векторы стимулирования, развития отраслей. Мы тоже следим и если видим где-то провал по каким-то отраслям, значит что-то мы не то делаем, не те векторы задали, не те, может быть, приоритеты определили.

— Вы довольны инвестиционным процессом на территории области?

— В 2011 году у нас сложилась хорошая динамика: прирост 32 млрд рублей инвестиций — 142 млрд против 110 млрд. в 2010 году. Благодаря чему? Благодаря изменившимся подходам в работе с инвесторами, благодаря тому, что процесс взаимодействия с ними стал более открытым и честным. Если обещаем и фиксируем в бюджете поддержку конкретного инвестиционного проекта — все выполняем. Инвестора можно обмануть, но только один раз. Информация хорошо расходится: пообещали и не сделали — получили себе имидж на всю оставшуюся жизнь. Нужно свои возможности всегда взвешивать и не давать пустых обещаний.

Мы ставили на 2011 год задачу обеспечить 125 млрд инвестиций, сделали 142. Хорошо? Здорово. Но надо еще больше. Если в 2010 году ВРП Новосибирской области был 482 миллиарда рублей, то в 2011-ом — почти 560 миллиардов. Но я не буду удовлетворен, пока наш ВРП не достигнет одного триллиона рублей. Для этого нужны новые проекты, новые производства.

— Это хорошая цель, конечно. Вы говорили о возможном и намечающемся сотрудничестве с РСПП и с компанией KPMG по привлечению инвестиций и по разработке концепций привлечения инвестиций. Движется дело?

— Да, движется. Я встречался с KPMG в Москве, мы говорили о направлениях сотрудничества, министерство экономического развития сегодня наметило конкретные планы совместной работы. Рекомендации этой компании с мировым именем лишними точно не будут. Одно дело, когда мы что-то говорим, другое — если свои предложения формулирует независимый эксперт с именем.

— Когда предполагается готовность документа?

— Мне некоторые вещи уже доложили. Мы договорились, что пока это конфиденциальная информация. Думаю, что до конца года они будут готовы высказываться, причем они и сделают публичное заявление, не я.

— Вы, являясь, членом президиума политсовета Новосибирского отделения партии «Единая Россия», естественно, отслеживаете, что в организации происходит. Как оцениваете работу Дмитрия Пингасова на должности председателя исполкома и назначение его преемника Павла Иванова?

— Дмитрий Пингасов справился с поставленной задачей и честно и добросовестно отработал. Более года он возглавлял исполком, и именно те задачи, которые перед ним стояли, он на сто процентов выполнил. Я доволен его работой как член президиума политсовета и как губернатор и считаю, что впервые на территории Новосибирской области исполком работал именно как исполком. Не как орган, который занимался выстраиванием каких-то там политических стратегий и схем, но как исполнительный орган регионального отделения партии, четко выполняя свои функции и не занимаясь функциями, ему несвойственными. Павел Иванов сегодня на своем месте. Мы пришли к такому мнению, когда рассматривали его кандидатуру на президиуме, и федеральный исполком, который заключает контракт с руководителем регионального исполкома, считает так же.

— Василий Алексеевич, возглавляя областную власть, вы чувствуете общественную поддержку? Это к теме, которую, конечно же, нельзя напоследок обойти вниманием на фоне принятия законодательства о выборах губернаторов. Многие интересуются вашими планами в отношении ближайших нескольких лет.

— У меня на ближайшие несколько лет очень точные, понятные планы — работать, работать и работать во благо Новосибирской области, жителей Новосибирской области. Поскольку мои полномочия заканчиваются в сентябре 2015 года, есть еще достаточно времени. Законодательство, которое сегодня вступает в силу, предусматривает поддержку и депутатского корпуса, и глав муниципальных образований. Встречаясь регулярно со своими коллегами и жителями в районах, городах области, я чувствую эту поддержку.

На 2012, 2013, 2014 годы и на 2015 год мы с моими коллегами, членами областного правительства наметили очень серьезные планы. И тратить сегодня время на то, чтобы уже очень плотно заниматься 2015 годом, выборами — это неправильно, это не продуктивно. Сегодня нужно оправдать то доверие, которое оказали мне президент страны и депутаты Законодательного собрания. И, конечно, самое главное, оправдать надежды и чаяния жителей области. На встречах с ними мне по многим вопросам приходится слышать: хорошо, что власть начала говорить честно, не обещать, а брать на себя реальные обязательства и выполнять их, признавая в каких-то случаях, что вот это, к сожалению, мы сейчас сделать не можем, мы делаем вот это и это, потому что таковы приоритеты и потому что мы ограничены в ресурсах. Люди это ценят. Поэтому я сейчас считаю главной задачей построить эффективную работу всех уровней власти на территории Новосибирской области для улучшения жизни людей, для улучшения имиджа Новосибирской области, для повышения ее, если хотите, экономического могущества.



Comments are closed.

Так же в номере